Рабочая программа по изобразительному искусству. Класс 4. УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей от 29.08.2014 г. № 1 _______С.И. Иваненко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________Н.В. Пивнева

___ _________________2014 год Утверждаю_________________ Директор школы МБОУ СОШ № 8 имени И.В. Орехова Е.Д.. Саламахина Приказ от 30.08.2014 года № 113

Рабочая программа

по изобразительному искусству


Класс 4 Учитель Иваненко Светлана Ивановна

Количество часов - Всего - 34 часа; в неделю - 1 час

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство» Обучение производится по учебнику для общеобразовательных учреждений: 1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г 2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы под редакцией В.С.Кузина ( Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 4 класса . М.: Дрофа , 2011 )
Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания,перечень учебно-методического обеспечения ,материально-техническое обеспечение,список литературы,приложения к программе.

Общая характеристика учебного предмета


Программа «Изобразительное искусство» в на­чальной школе соответствует образовательной облас­ти «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искус­ство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, ви­деть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматрива­ет как эстетическое восприятие предметов действи­тельности и произведений изобразительного искус­ства, так и непосредственно художественную деятель­ность. Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности,приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием. Основными задачами преподавания изобразитель­ного искусства являются:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навы­ков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспита­тельных задач программой предусмотрены следую­щие основные виды занятий: рисование с натуры (ри­сунок, живопись), рисование на темы и иллюстриро­вание (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобра­зительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий должны быть тесно связа­ны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени го­да и интересов учащихся.В основу программы положены:
  • тематический принцип планирования учебного материала ;
  • единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся;
  • познавательно-эстетическая сущность изобрази­тельного искусства;

  • яркая выраженность познавательно-эстетиче­ской сущности изобразительного искусства;

  • система учебно-творческих заданий на основе оз­накомления с народным декоративно-прикладным искусством;

  • система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир,технология);

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действитель­ности,

Рисование с натуры (рисунок и живопись) вклю­чает в себя изображение находящихся перед школь­никами объектов действительности, а также рисова­ние их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции светотени.Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов,находящихся во фронтальной и угловой перспективе. В разделе «Живопись» содержание обучения на­правлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памя­ти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами. Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования,обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции,светотени ,гармонии цветовой окраски. Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сю­жетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ­ленных наблюдений, по воображению и сопровожда­ется выполнением набросков и зарисовок с натуры.Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций,грамотного изображения конструктивного строения ,объема,пространственного положения,освещенности,цвета предметов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декора­тивных композиций, составления эскизов оформи тельских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). В содержании раздела « Декоративная работа»раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания. Понимание ритма,гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета,находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций,игрушек,вышивки. Раздел «Лепка» - вид ху­дожественного творчества, который развивает наблюдатель­ность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.

Аппликация - это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей, фруктов, животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искус­ства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности,у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 4 классе рассчитаны на 1учебный час в неделю. Следовательно, общее количество часов составило - 34 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное содержание

4 класс


Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (15ч) Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы распо­лагают сначала во фронтальной, затем в угловой перс­пективе). Проведение доступных учащимся объясне­ний к заданиям по изображению: 1) круга в перспек­тиве (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы. Рисование с натуры, по памяти и по представле­нию фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувст­вование и передача в рисунках красоты линий, фор­мы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатле­ний от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Рисование на темы (композиция) - (8ч) Совершенствование умений отражать в тематиче­ских рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных в 1-3 классах, об иллюстрировании различных литературных произве­дений (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Особое внимание обращается на средства художе­ственной выразительности: выделение композицион­ного центра, передача светотени, использование тоно­вых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей ли­нейной и воздушной перспективы и др. Развитие воображения, творческой фантазии де­тей, умения образно представлять задуманную ком­позицию.

Декоративная работа - (3ч) Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современ­ного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произ­ведения художественной лаковой миниатюры из Па­леха на темы сказок; примеры росписи Русского Севе­ра в оформлении предметов быта (шкафы, перегород­ки, прялки и т. д.). Выполнение эскизов объектов на основе орнамен­тальной и сюжетно-декоративной композиции.
Лепка - (4ч) Лепка домашних животных с натуры или по па­мяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.). Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация - (3ч) Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засу­шенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу». Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыкан­ты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (4 ч) Основные темы бесед:

  • жанры изобразительного искусства (пейзаж,натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
  • великие полководцы России;
  • портреты знаменитых русских писателей;
  • литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
  • русский портретист Валентин Серов;
  • тема крестьянского труда, жизнь деревни накартинах Аркадия Пластова;
  • красота родной природы в творчестве русскиххудожников («Художник Архип Куинджи - мастеризображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
  • в мастерской художника;
  • прославленные центры народных художествен­ных промыслов;
  • искусство родного края;
  • орнаменты народов России и народов мира (укра­инский, белорусский, казахский, армянский и т).



Календарно - тематическое планирование
№ урока Содержание учебного материала Кол-во часов Дата план. факт.
Тематическое рисование 8часов


1 «Летние впечатления» 1

2 «Осень во дворе». 1

3 «Все работы хороши - выбирай на вкус».
1

4 Иллюстрация к сказке с фигурой человека.
1

5 Иллюстрация к сказке с фигурой человека.
1

6 Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1

7 Иллюстрирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица».
1

8 Профессия человека. 1


Рисование с натуры 15 часов




9 Рисунок 2-3 листьев сложной формы на ветке.

1


10 Рисование с натуры фигуры человека. 1

11 Рисование с натуры фигуры человека. 1

12 Натюрморт из фруктов и овощей.

1


13 Натюрморт из яблок и кувшина. 1

14 Натюрморт из яблок и кувшина.

1


15 Дерево. Графика.

1

16 «В мирное время» - натюрморт из атрибутов, предметов армии.

1

17 Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование с натуры или по памяти.

1

18 Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы по представлению

1

19 Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки).

1

20 Рисование с натуры коробки.

1

21 Круг в перспективе: рисование кружки, ведра, стакана с натуры.

1

22 Рисование натюрморта из двух гипсовых тел (куб, конус; призма и шар).

1

23 Рисование натюрморта из двух гипсовых тел (куб, конус; призма и шар).

1


Лепка 4часа




24 Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух. Лепка. Декоративная роспись 1

25 Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух. Лепка. Декоративная роспись 1

26 Традиционный русский фигурный пряник. Лепка. 1

27 Традиционный русский фигурный пряник. Лепка. 1


Аппликация 3часа


28 Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».
1

29 Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».
1

30 «Праздничный город». 1


Декоративное творчество 3часа


31
Эскиз открытки к празднику 8 Марту. 1

32 Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия. 1

33 Антивоенный плакат.
1


Итоговое занятие


34 Искусствоведческая викторина. Итоги года. 1





Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • начальные сведения о средствах выразительнос­ти и эмоционального воздействия рисунка (линия,штрих, пятно, композиция, контраст света и тени,сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • начальные сведения о народной художественнойрезьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
  • начальные сведения о видах современного деко­ративно-прикладного искусства;
  • основные средства композиции: высота горизон­та, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  • начальные сведения о наглядной перспективе,линии горизонта, точке схода ;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, по­лутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимос­ти освещения предмета от силы и удаленности источ­ника освещения;
  • деление цветового круга на группу теплых цве­тов (желтый, оранжевый, красный) и группу холод­ных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
    цвета).
уметь:
  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), оп­ределять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • чувствовать и определять красоту линий, фор­мы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и уг­ловой перспективы;
  • передавать в рисунках свет, тень, полутень,блик, рефлекс, падающую тень;
  • использовать различную штриховку для выяв­ления объема, формы изображаемых объектов;
  • анализировать изображаемые предметы, выде­ляя при этом особенности конструкции, формы, про­странственного положения, особенности цвета, рас­пределения светотени на поверхности предмета;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
  • применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как вырази­тельных средствах в аппликациях и коллективныхмозаичных панно;
  • передавать в лепных изделиях объемную форму,конструктивно-анатомическое строение животных,фигуры человека.



























Нормы и критерии оценивания

Оценка "5" - обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; - правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка "4" - обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3" - обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; - допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2" - обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока;

Перечень практических работ

№ п\п

Название темы

Кол-во часов

1.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

15час

2.

Рисование на темы (композиция)

8 час

3.

Декоративная работа

3час

4.

Лепка

4 час

5.

Аппликация

3 час

6.

Итоговое занятие (Искусствоведческая викторина).

1час

ИТОГО:

34часа


Список используемой учебно-методической литературы: 1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г 2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г







© 2010-2022