- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству. Класс 4. УМК Школа России
Рабочая программа по изобразительному искусству. Класс 4. УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иваненко С.И. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей от 29.08.2014 г. № 1 _______С.И. Иваненко
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Н.В. Пивнева
___ _________________2014 год Утверждаю_________________ Директор школы МБОУ СОШ № 8 имени И.В. Орехова Е.Д.. Саламахина Приказ от 30.08.2014 года № 113
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Класс 4 Учитель Иваненко Светлана Ивановна
Количество часов - Всего - 34 часа; в неделю - 1 час
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство» Обучение производится по учебнику для общеобразовательных учреждений: 1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г 2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы под редакцией В.С.Кузина ( Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 4 класса . М.: Дрофа , 2011 )
Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания,перечень учебно-методического обеспечения ,материально-техническое обеспечение,список литературы,приложения к программе.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность. Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности,приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
- тематический принцип планирования учебного материала ;
- единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся;
-
познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
-
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
-
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
-
система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир,технология);
-
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
-
развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности,
Аппликация - это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей, фруктов, животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности,у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 4 классе рассчитаны на 1учебный час в неделю. Следовательно, общее количество часов составило - 34 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание
4 класс
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (15ч) Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы. Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Рисование на темы (композиция) - (8ч) Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных в 1-3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
Декоративная работа - (3ч) Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Лепка - (4ч) Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.). Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация - (3ч) Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу». Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (4 ч) Основные темы бесед:
- жанры изобразительного искусства (пейзаж,натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
- великие полководцы России;
- портреты знаменитых русских писателей;
- литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
- русский портретист Валентин Серов;
- тема крестьянского труда, жизнь деревни накартинах Аркадия Пластова;
- красота родной природы в творчестве русскиххудожников («Художник Архип Куинджи - мастеризображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
- в мастерской художника;
- прославленные центры народных художественных промыслов;
- искусство родного края;
- орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т).
Календарно - тематическое планирование
№ урока Содержание учебного материала Кол-во часов Дата план. факт.
Тематическое рисование 8часов
1 «Летние впечатления» 1
2 «Осень во дворе». 1
3 «Все работы хороши - выбирай на вкус».
1
4 Иллюстрация к сказке с фигурой человека.
1
5 Иллюстрация к сказке с фигурой человека.
1
6 Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1
7 Иллюстрирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица».
1
8 Профессия человека. 1
Рисование с натуры 15 часов
9 Рисунок 2-3 листьев сложной формы на ветке.
1
10 Рисование с натуры фигуры человека. 1
11 Рисование с натуры фигуры человека. 1
12 Натюрморт из фруктов и овощей.
1
13 Натюрморт из яблок и кувшина. 1
14 Натюрморт из яблок и кувшина.
1
15 Дерево. Графика.
1
16 «В мирное время» - натюрморт из атрибутов, предметов армии.
1
17 Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование с натуры или по памяти.
1
18 Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы по представлению
1
19 Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки).
1
20 Рисование с натуры коробки.
1
21 Круг в перспективе: рисование кружки, ведра, стакана с натуры.
1
22 Рисование натюрморта из двух гипсовых тел (куб, конус; призма и шар).
1
23 Рисование натюрморта из двух гипсовых тел (куб, конус; призма и шар).
1
Лепка 4часа
24 Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух. Лепка. Декоративная роспись 1
25 Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух. Лепка. Декоративная роспись 1
26 Традиционный русский фигурный пряник. Лепка. 1
27 Традиционный русский фигурный пряник. Лепка. 1
Аппликация 3часа
28 Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».
1
29 Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».
1
30 «Праздничный город». 1
Декоративное творчество 3часа
31
Эскиз открытки к празднику 8 Марту. 1
32 Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия. 1
33 Антивоенный плакат.
1
Итоговое занятие
34 Искусствоведческая викторина. Итоги года. 1
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия,штрих, пятно, композиция, контраст света и тени,сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
- начальные сведения о народной художественнойрезьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- начальные сведения о наглядной перспективе,линии горизонта, точке схода ;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
цвета).
- рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень,блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
- применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективныхмозаичных панно;
- передавать в лепных изделиях объемную форму,конструктивно-анатомическое строение животных,фигуры человека.
Нормы и критерии оценивания
Оценка "5" - обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; - правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка "4" - обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3" - обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; - допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2" - обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока;
Перечень практических работ
№ п\п
Название темы
Кол-во часов
1.
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
15час
2.
Рисование на темы (композиция)
8 час
3.
Декоративная работа
3час
4.
Лепка
4 час
5.
Аппликация
3 час
6.
Итоговое занятие (Искусствоведческая викторина).
1час
ИТОГО:
34часа
Список используемой учебно-методической литературы: 1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г 2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин, Москва «Дрофа», 2011 г