- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочное занятие «Хлеб-всему голова»
Внеурочное занятие «Хлеб-всему голова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хмельницкая Н.Е. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель начальных классов МБОУ
«Лицей №1 Зеленодольского муниципального района РТ»
Хмельницкая Наталья Евгеньевна
Тема занятия: Хлеб - всему голова.
Цели:
1. Расширение имеющихся знаний о хлебе, его производстве, значении хлеба
в жизни человека
2. Развитие познавательной активности, речи, логического мышления.
3. Воспитывать уважения к труду взрослых (хлебороб, пекарь, водитель и др.), бережное отношение к хлебу.
Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет? (хлеб)
- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)
- Слово «хлеб» имеет древнегреческие корни. Античные жители выпекали хлеб в специальной глиняной посуде «клибанос», которая вместе с греческими путешественниками распространилась в Европе. На континенте слово претерпело изменения и превратилось в «хлайф», и обозначало оно уже не только посуду для выпекания, но и ее содержимое. Так в старонемецком сохранилось «хлайб», в эстонском «лейб», а в русском «хлеб».
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на этот плакат. Давайте прочитаем, что здесь написано? ( Хлеб - всему голова)
-Как вы понимаете эту пословицу?
- А сейчас помогите мне назвать одним словом следующую группу слов (слайд 2)
- Всего известно более 750 видов хлебобулочных изделий. Какие ещё знаете вы?
- А какое хлебобулочное изделие самое главное?
- А какие пословицы это доказывают?
- Каждый из вас не менее 3 раз в день берёт в руки хлеб. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется - всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху, порой даже не замечаем его и не думаем о нём.
- Ребята, а вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попадает?
- Может он на дереве вырос?
- Может, на грядке?
- А, где же тогда?
- Правильно, ребята. Широки и необъятны поля хлебов на нашей земле. Ни конца, ни края не увидишь, если выйдешь в поле.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (колосок)
-А сейчас мы с вами послушаем историю одного колоска.
Физминутка.
Я, думаю, вы запомнили как хлеб попал к нам на стол. Что было раньше, что позже и без труда сможете мне об этом рассказать по графическому плану.
- Перед вами графический план «Как выращивают хлеб», давайте рассмотрим значки и определим, что они обозначают (рассказы детей по плану).
- Может ли один человек справиться с таким объёмом работы? - Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
- Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, и в этом мы сейчас убедимся.
(чтение стихов детьми)
Каравай земли и неба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила зёрнышка хранится
Из земли родной
И растёт под небом светлым
Строен и высок
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нём здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
-У славян существовал обычай: люди, преломившие каравай хлеба, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. -Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля - 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день. Этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.
Игра в слова
Из данных слогов составить слова - названия хлебобулочных изделий.
БУБ, КУ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.
Назови хлеб ласково (Хлебушек) .
Крошки хлеба какие? (Хлебные) .
Квас из хлеба как называется? (Хлебный) .
Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка) .
Посуда для хлеба. (Хлебница) .
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб) .
Кто печет хлеб? (Хлебопек) .
Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод) .
Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)
Выполнение коллективной работы «Колосок» ( оригами)