- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку Повторяем изученные правила о написании окончаний существительных и прилагательных. 4 класс
Урок по русскому языку Повторяем изученные правила о написании окончаний существительных и прилагательных. 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова О.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока (10.12.2015)
Предмет, класс
Русский язык , 4 «А» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Орска»
Учитель
Попова Оксана Викторовна
Тема урока
Повторяем изученные правила о написании окончаний существительных и прилагательных.
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока
Формировать умения грамотно писать окончания имен прилагательных и имен существительных в разных формах.
Планируемые результаты
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта приобретенная компетентность):
регулятивные
-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;
- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.
- умение оценивать свою работу на уроке
познавательные -систематизировать и углубить свои представления о безударном окончании существительных и прилагательных; - использовать приобретённые сведения в практических целях, пользоваться словарями, справочными материалами учебниками; -развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией; -продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать; -развивать умение представлять информацию.
коммуникативные
- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
личностные:
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-осознание практической значимости изучаемого материала;
-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
-обучающийся закрепит умения решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных и прилагательных;
-умение устанавливать взаимосвязь прилагательного с именем существительным
методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование
Мультимедийный экран, компьютер, слайды, карточки с заданиями.
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный этап эмоциональной подготовки к работе. Цель: - обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; - психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Им интересно узнать, как же ученика 4а класса познают тайны русского языка. Повернитесь и поприветствуйте гостей. Игра « Мягкая посадка»
по деревн., по площад., по город., в речк., в озер., в пропуб., с высок… здания, до соседн.. деревни, по весенн.. ручью, через син.. даль, об аленьк.. цветочке, над бедн.. старушкой, за стар.. фильмом, к вчерашн.. газете, на богатырск.. коне, к беседк., к двер., к сцен., на парусн.. судне, со свеж.. огурцом, коварн.. рысью, на задн.. стенке, к мелк.. озеру, за крайн.. дорогу, без желт.. попугая, по румян.. малышке, до зимн.. ночи, о кошк., о верблюд., о мыш., без тетрад., без портфел., без ручк..
Нужно для счастья порою немного Шофёру - прямая дорога,
Лётчику - ясное небо,
Прохожему - больше улыбок, Учителю - меньше … (ошибок) - Надеюсь, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи! Слайд 1 -Ваша задача дать себе оценку за урок. Заполнять карточку будете в течение урока. За игры, правила, работу по тренажёру, сам. работу, словарную работу
№ Задание рефлексия Самооценка 1 Игра «Мягкая посадка»
Верно ли вставил окончание, падеж
2 Минутка правил
Вспомнил правила
3
Работа по тренажёру
Верно ли справился
4
Игра « Живой алгоритм»
Справился ли с заданием
5 Самостоятельная работа
Справился с карточкой
6 Словарная работа (Б.д)
Справился с решением орф.
7 Игра «Заказ»
Правильно ли выполнил «заказ»
8 Работ в тетр -задачнике
Нашёл ли ошибки
Оцените свою работу за игру «Мягкая посадка»
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.
Ученик правильно называет окончание и падеж существительного или прилагательного, «садится»
Оценивают свою работу.
2. Постановка цели и задач. 1) Определение темы
Некоторые ребята всё-таки затруднялись в игре и допускали ошибки? Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? Слайд 2
2) Постановка цели урока
-Поставьте перед собой задачу, что бы Вы хотели от урока
1) Определение темы
Формулируют тему урока
2) Постановка задач урока
- повторить и закрепить
написание безударных окончаний имён существительных и прилагательных,
-совершенствовать умение грамотно писать безударные окончания при склонении,
- совершенствовать знания о склонении имён существительных и прилагательных.
3. Минутка чистописания. Запишите число. - По какому принципу записана минутка чистописания? ам ям ами ями ах ях
Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Напишите сочетания букв до конца строчки, чередуя.
Одинаковые окончания имён существительных множественного числа во всех склонениях в трёх падежах - дательном, творительном, предложном
3.Актуализация знаний Цель: - обеспечить мотивацию к учебной деятельности, включение учащихся в совместную деятельность;
- актуализировать субъектный опыт учащихся (личностный смысл, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения), помочь детям осознать, что они что-то не знают.
- Продолжаем закрепление по тренажёру «Безударных окончаний имён существительных». - Сегодня работают ученики с второго ряда. Индивидуальная работа по интерактивному тренажёру Оцените себя.
Минутка правил
- Что называется склонением? - Какие части речи склоняются? - Как проверить безударное окончание имени существительного в форме косвенного падежа?
- Какие проверочные слова вы запомнили для проверки безударных окончаний. - Как проверить безударное окончание имён прилагательных? - Как распознать формы родительного и винительного падежей у существительных 2-го склонения? - Какая орфограмма есть в окончаниях прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода? - Как определить род у имен прилагательных во множественном числе? (Ловушка.)
- Видно, что теорию вы усвоили. А сможете ли вы применить свои знания на практике?
Игра «Живой алгоритм»
- Приглашаются ребята с первого ряда. Надо решить орфографические задачи в безударных окончаниях им.сущ. и им. прил: в футбольн__ команд___
10 декабря «Всемирный день футбола». Праздник был учрежден с целью показать, какое важное значение для мирового сообщества имеет этот вид спорта, который уже продолжительное время является для большинства жителей планеты Земля не просто игрой, а привычным стилем жизни.
В 2018 г. Чемпионат мира по футболу пройдёт в России. У нас в классе тоже есть футболисты, которые недавно в соревнованиях по городу заняли 2 место Слайд 3
Учащиеся по одному выходят к ноутбуку (находится на последней парте) и выполняют задания по интерактивному тренажёру «Безударные окончания имён существительных ». Свою оценку узнают сразу после прохождения теста
-Изменение имён по падежам называется склонением
-Рассказывают алгоритм
-Задать вопрос от сущ. и по окончанию вопроса
-Подставить слово 1 скл. Оно поможет окончаниями
(Р.-ы,и; В.-у,ю)
-ого-, -его-
Ребята берут карточки и становятся по порядку, как должен быть составлен алгоритм, и по цепочке отвечают. Ребята со второго ряда следят за правильностью ответа.
4.Самостоятельная работа. Закрепление знаний. Цель: - обеспечить осмысление учащимися изученного материала, глубины его усвоения, умение применять на практике; - обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, которые необходимы им для самостоятельной работы;
Самостоятельная работа (с разноуровневыми заданиями)
-У вас карточки с разной степенью трудности
Три ученика выполняют задания на карточках Первый уровень Определите падеж прилагательных (запишите только падеж): между декабрьскими ночами, в сосновых лесах, без серебристого ковра, из - за пушистого убора, к мёрзлой ёлке, о горной вершине. Второй уровень
Запиши, реши орфографические задачи в окончаниях, выдели окончания.
О сильн___ метел__ , к последн___ минут__ , без свеж____ молок__ , о давн ____ спорах, с блестящ ___ капельк__ми
Третий уровень Запишите словосочетания в винительном и творительном падежах, выдели окончания: еловый лес, зимняя сказка, пушистое покрывало. Оцените себя.
Физминутка Словарная работа
- Повторим словарные слова.
Игра «Заказ». Слайд
Буквенный диктант: б.лото, м.тель, с.лат, .храна, зап.д, м.лина, меб.ль, твор.г, св.бода, к.ртон, р.внина Оцените себя.
Требуется словосочетание по схеме сущ. + прил., где имя существительное:
1) 1 склонения в дательном падеже 2) 2 склонения в родительном падеже 3) 3 склонения в предложном падеже
Взаимопроверка. Работа в парах
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте по таблице, оцените работу
Правильные ответы
1. Е ОЙ (ЕЙ)
2. Е, А ОГО (ЕГО)
3. И, ОЙ
Выполняют самостоятельно.
Проверка светофором
Проверяют сами себя
Ученики составляют самостоятельно словосочетания по заданию учителя, выбирая нужные слова.
(возможные варианты: малине спелой, неделе длинной, минуте последней, медведя сильного, народа русского, о мебели красивой, , о метели снежной) 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цель: - обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
-Расскажу анекдот.
Диалог неграмотного пассажира и столь же неграмотного собеседника. - В трамвае нет местов.
- Не местов, а мест. Падежов не знаете.
- А вам нет делов, что мы не знаем падежов.
- Что вас рассмешило? Правильная ли у них речь?
- С формой какого числа и падежа не справились герои анекдота.
- А если не знаете ответа, что надо делать?
Сейчас поработаем в парах.
Упражнение 285 (в тетради на печатной основе)
На небе облака плывут. А теперь уже нет облак.
Это колёсы от машины?
У меня тоже много делов.
В морях много акулов.
Я не зайчик, я людь!
У меня волоса уже выросли!
Я мышов совсем не боюсь!
А у меня платье без рукав.
Какие правила изменения слов нарушили ребята?
Оцените себя
Они не знают окончания существительных во множественном числе в родительном падеже.
Обращаться в словарь трудностей (в конце учебника).
6 .Подведение итогов урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - инициировать рефлексию учащихся по поводу деятельности на уроке, взаимодействия учителя и одноклассников.
-Тема нашего урока?
-Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока, что мы хотели закрепить, повторить на уроке?
Выполнили мы поставленные задачи?
ПОСТАВИЛИ ОЦЕНКИ
«Мяч»- смотрим на карточку.
- Если у вас все задания выполнены верно, вам всё понятно, то берём «зелёный» мяч
-Если допускались ошибки, вам требовалась помощь учителя, товарища, то берём жёлтый мяч
- Если сегодня во всех заданиях допущены ошибки, то берём красный мяч и прикрепляем к доске.
-
10. Домашнее задание Цель: - обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Запишите домашнее задание: № 293, повтор правил
Задают уточняющие вопросы
-Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо за работу!