Урок по русскому языку Повторяем изученные правила о написании окончаний существительных и прилагательных. 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока (10.12.2015)

Предмет, класс

Русский язык , 4 «А» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Орска»

Учитель

Попова Оксана Викторовна

Тема урока

Повторяем изученные правила о написании окончаний существительных и прилагательных.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Формировать умения грамотно писать окончания имен прилагательных и имен существительных в разных формах.

Планируемые результаты

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта приобретенная компетентность):

регулятивные

-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

познавательные -систематизировать и углубить свои представления о безударном окончании существительных и прилагательных; - использовать приобретённые сведения в практических целях, пользоваться словарями, справочными материалами учебниками; -развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией; -продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать; -развивать умение представлять информацию.

коммуникативные

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

личностные:

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-осознание практической значимости изучаемого материала;

-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

-обучающийся закрепит умения решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных и прилагательных;

-умение устанавливать взаимосвязь прилагательного с именем существительным

методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Мультимедийный экран, компьютер, слайды, карточки с заданиями.














организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1.Организационный этап эмоциональной подготовки к работе. Цель: - обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; - психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.




Ребята, сегодня к нам пришли гости. Им интересно узнать, как же ученика 4а класса познают тайны русского языка. Повернитесь и поприветствуйте гостей. Игра « Мягкая посадка»

по деревн., по площад., по город., в речк., в озер., в пропуб., с высок… здания, до соседн.. деревни, по весенн.. ручью, через син.. даль, об аленьк.. цветочке, над бедн.. старушкой, за стар.. фильмом, к вчерашн.. газете, на богатырск.. коне, к беседк., к двер., к сцен., на парусн.. судне, со свеж.. огурцом, коварн.. рысью, на задн.. стенке, к мелк.. озеру, за крайн.. дорогу, без желт.. попугая, по румян.. малышке, до зимн.. ночи, о кошк., о верблюд., о мыш., без тетрад., без портфел., без ручк..

Нужно для счастья порою немного Шофёру - прямая дорога,

Лётчику - ясное небо,

Прохожему - больше улыбок, Учителю - меньше … (ошибок) - Надеюсь, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи! Слайд 1 -Ваша задача дать себе оценку за урок. Заполнять карточку будете в течение урока. За игры, правила, работу по тренажёру, сам. работу, словарную работу



№ Задание рефлексия Самооценка 1 Игра «Мягкая посадка»

Верно ли вставил окончание, падеж
2 Минутка правил

Вспомнил правила
3

Работа по тренажёру

Верно ли справился
4

Игра « Живой алгоритм»

Справился ли с заданием
5 Самостоятельная работа

Справился с карточкой
6 Словарная работа (Б.д)

Справился с решением орф.
7 Игра «Заказ»

Правильно ли выполнил «заказ»
8 Работ в тетр -задачнике

Нашёл ли ошибки
Оцените свою работу за игру «Мягкая посадка»

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Ученик правильно называет окончание и падеж существительного или прилагательного, «садится»





Оценивают свою работу.

2. Постановка цели и задач. 1) Определение темы

Некоторые ребята всё-таки затруднялись в игре и допускали ошибки? Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? Слайд 2

2) Постановка цели урока

-Поставьте перед собой задачу, что бы Вы хотели от урока

1) Определение темы

Формулируют тему урока

2) Постановка задач урока

- повторить и закрепить

написание безударных окончаний имён существительных и прилагательных,

-совершенствовать умение грамотно писать безударные окончания при склонении,

- совершенствовать знания о склонении имён существительных и прилагательных.

3. Минутка чистописания. Запишите число. - По какому принципу записана минутка чистописания? ам ям ами ями ах ях

Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Напишите сочетания букв до конца строчки, чередуя.

Одинаковые окончания имён существительных множественного числа во всех склонениях в трёх падежах - дательном, творительном, предложном

3.Актуализация знаний Цель: - обеспечить мотивацию к учебной деятельности, включение учащихся в совместную деятельность;

- актуализировать субъектный опыт учащихся (личностный смысл, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения), помочь детям осознать, что они что-то не знают.





- Продолжаем закрепление по тренажёру «Безударных окончаний имён существительных». - Сегодня работают ученики с второго ряда. Индивидуальная работа по интерактивному тренажёру Оцените себя.



Минутка правил



- Что называется склонением? - Какие части речи склоняются? - Как проверить безударное окончание имени существительного в форме косвенного падежа?

- Какие проверочные слова вы запомнили для проверки безударных окончаний. - Как проверить безударное окончание имён прилагательных? - Как распознать формы родительного и винительного падежей у существительных 2-го склонения? - Какая орфограмма есть в окончаниях прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода? - Как определить род у имен прилагательных во множественном числе? (Ловушка.)

- Видно, что теорию вы усвоили. А сможете ли вы применить свои знания на практике?

Игра «Живой алгоритм»

- Приглашаются ребята с первого ряда. Надо решить орфографические задачи в безударных окончаниях им.сущ. и им. прил: в футбольн__ команд___

10 декабря «Всемирный день футбола». Праздник был учрежден с целью показать, какое важное значение для мирового сообщества имеет этот вид спорта, который уже продолжительное время является для большинства жителей планеты Земля не просто игрой, а привычным стилем жизни.

В 2018 г. Чемпионат мира по футболу пройдёт в России. У нас в классе тоже есть футболисты, которые недавно в соревнованиях по городу заняли 2 место Слайд 3

Учащиеся по одному выходят к ноутбуку (находится на последней парте) и выполняют задания по интерактивному тренажёру «Безударные окончания имён существительных ». Свою оценку узнают сразу после прохождения теста

-Изменение имён по падежам называется склонением

-Рассказывают алгоритм

-Задать вопрос от сущ. и по окончанию вопроса

-Подставить слово 1 скл. Оно поможет окончаниями

(Р.-ы,и; В.-у,ю)

-ого-, -его-

Ребята берут карточки и становятся по порядку, как должен быть составлен алгоритм, и по цепочке отвечают. Ребята со второго ряда следят за правильностью ответа.



4.Самостоятельная работа. Закрепление знаний. Цель: - обеспечить осмысление учащимися изученного материала, глубины его усвоения, умение применять на практике; - обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, которые необходимы им для самостоятельной работы;

Самостоятельная работа (с разноуровневыми заданиями)

-У вас карточки с разной степенью трудности

Три ученика выполняют задания на карточках Первый уровень Определите падеж прилагательных (запишите только падеж): между декабрьскими ночами, в сосновых лесах, без серебристого ковра, из - за пушистого убора, к мёрзлой ёлке, о горной вершине. Второй уровень

Запиши, реши орфографические задачи в окончаниях, выдели окончания.

О сильн___ метел__ , к последн___ минут__ , без свеж____ молок__ , о давн ____ спорах, с блестящ ___ капельк__ми

Третий уровень Запишите словосочетания в винительном и творительном падежах, выдели окончания: еловый лес, зимняя сказка, пушистое покрывало. Оцените себя.

Физминутка Словарная работа

- Повторим словарные слова.

Игра «Заказ». Слайд

Буквенный диктант: б.лото, м.тель, с.лат, .храна, зап.д, м.лина, меб.ль, твор.г, св.бода, к.ртон, р.внина Оцените себя.

Требуется словосочетание по схеме сущ. + прил., где имя существительное:

1) 1 склонения в дательном падеже 2) 2 склонения в родительном падеже 3) 3 склонения в предложном падеже

Взаимопроверка. Работа в парах

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте по таблице, оцените работу

Правильные ответы

1. Е ОЙ (ЕЙ)

2. Е, А ОГО (ЕГО)

3. И, ОЙ

Выполняют самостоятельно.

Проверка светофором



Проверяют сами себя

Ученики составляют самостоятельно словосочетания по заданию учителя, выбирая нужные слова.

(возможные варианты: малине спелой, неделе длинной, минуте последней, медведя сильного, народа русского, о мебели красивой, , о метели снежной) 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель: - обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.























-Расскажу анекдот.

Диалог неграмотного пассажира и столь же неграмотного собеседника. - В трамвае нет местов.
- Не местов, а мест. Падежов не знаете.
- А вам нет делов, что мы не знаем падежов.

- Что вас рассмешило? Правильная ли у них речь?

- С формой какого числа и падежа не справились герои анекдота.

- А если не знаете ответа, что надо делать?

Сейчас поработаем в парах.

Упражнение 285 (в тетради на печатной основе)

На небе облака плывут. А теперь уже нет облак.

Это колёсы от машины?

У меня тоже много делов.

В морях много акулов.

Я не зайчик, я людь!

У меня волоса уже выросли!

Я мышов совсем не боюсь!

А у меня платье без рукав.

Какие правила изменения слов нарушили ребята?

Оцените себя


Они не знают окончания существительных во множественном числе в родительном падеже.

Обращаться в словарь трудностей (в конце учебника).


6 .Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - инициировать рефлексию учащихся по поводу деятельности на уроке, взаимодействия учителя и одноклассников.

-Тема нашего урока?

-Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока, что мы хотели закрепить, повторить на уроке?

Выполнили мы поставленные задачи?


ПОСТАВИЛИ ОЦЕНКИ

«Мяч»- смотрим на карточку.

- Если у вас все задания выполнены верно, вам всё понятно, то берём «зелёный» мяч

-Если допускались ошибки, вам требовалась помощь учителя, товарища, то берём жёлтый мяч

- Если сегодня во всех заданиях допущены ошибки, то берём красный мяч и прикрепляем к доске.








-

10. Домашнее задание Цель: - обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Запишите домашнее задание: № 293, повтор правил

Задают уточняющие вопросы

-Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо за работу!


© 2010-2022