Рабочая программа курса Учусь создавать проект

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« Учусь создавать проект»

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Учусь создавать проект» для 4 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий;

- авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём»

- методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

- годового учебного календарного графика на 2014-2015 учебный год.

- учебного плана МБОУ СОШ №9;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.

I. Пояснительная записка

Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям проявлятьи развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

Исследовательская деятельность младших школьников -это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Учусь создавать проект (исследуем, доказываем, проектируем, создаём)» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:

развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

развитие критического мышления;

воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.

Цель занятий «Учусь создавать проект»:

формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие "почему?" используя более 10методов исследовательской деятельности:

информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Задачи занятий:

развитие мотивации к процессу получения знаний;

ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу

II. Общая характеристика учебного курса

Принципы отбора содержания.

1.Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

2.Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его

интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

3.Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

4.Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

5.Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

III. Место учебного курса в учебном планее

Курс «Учусь создавать проект исследуем», доказываем, проектируем, создаём) рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часав год.

IV. Содержание учебного курса

Содержание курса составляют следующие разделы:

введение;

способы мыслительной деятельности;

этапы работы в рамках исследования;

самостоятельные исследования;

защита результатов самостоятельных исследований.

Содержание программы занятий будет способствовать:

овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;

саморазвитию и самовыражению;

осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов

исследований;

востребованию творческого потенциала учеников;

получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются

следующие рубрики:

1.Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о

сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2.Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и

знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами

рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое

мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от начала учебного года к концу.

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы

-проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы


Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

1.Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочие тетради 4 класс2.Р.И.Сизова, 2.Р.Ф.Селимова Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 4 класс. Специфическое оборудование:

  • интерактивная доска
Электронно-программное обеспечение:
  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
  • презентации по курсу «РПС».
  • Электронные образовательные ресурсы:
  • 1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  • 2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  • 3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  • 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства обучения:
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер с учебным программным обеспечением
  • сканер, ксерокс и цветной принтер.



VIII. Планируемые результаты освоения курса

(Личностные,метапредметные и предметные)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-

исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости

проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании

познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской

деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в

незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,

эксперимент, умозаключение, вывод ит.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с

исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие

показатели:

-умение выделить проблему

-умение поставить цель исследования

-умение сформулировать гипотезу

-умение выделить объект исследования

-умение определить предмет исследования

-умение описать параметры и критерии предмета исследования

-умение подобрать соответствующие методы исследования

-умение подобрать инструментарий

-умение осуществить анализ результатов

-умение оценивать промежуточные и конечные результаты

-степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

-поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

-косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской

деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Формы организации учебного процесса, педагогические

технологии, контроль знаний учащихся

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые,

исследовательские, эвристические методы.

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации

учебного процесса.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы),

уроки

-тренинги,

групповые исследования,

игры

-исследования,

творческие проекты ( в рамках интегрированных уроков по предметам начального обучения).

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность -это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

расширяется кругозор в предметных областях;

повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

наилучшим образом развиваются творческие способности;

развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Практический выход:

участие в классном, общешкольном, городском научно -практическом конкурсе «Я-исследователь».

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.

VI. Календарно - тематическое планирование « Учусь создавать проект» 4 класс - 34 часа

№п/п

дата

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Формируемые УУД

Материально-техническое

и информационно-техническое обеспечение

план

факт

1, 2

Наблюдение и экспериментирование

2


Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса

Регулятивные УУД:Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Рабочие тетради, компьютеры, , интерактивная доска,.

3, 4

Методы исследования

2

Рабочие тетради, компьютеры, , интерактивная доска,.

5, 6

Наблюдение и наблюдательность

2

Рабочие тетради, компьютеры, , интерактивная доска,.

7

Совершенствование техники экспериментирования

1

Рабочие тетради, компьютеры, , интерактивная доска,.

8

Интуиция и создание гипотез

1

Рабочие тетради, компьютеры, интерактивная доска,.

9, 10

Правильное мышление и логика

2

Рабочие тетради, компьютеры, интерактивная доска,.

11, 12

Искусство делать сообщения

2

Рабочие тетради, компьютеры, интерактивная доска,.

13

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

Рабочие тетради,

14

Семинар «Как готовиться к защите»

1

Рабочие тетради,

15

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

Рабочие тетради,

16, 17, 18

Индивидуальная работа по

планированию и проведению самостоятельных исследований

3

Рабочие тетради, компьютеры,

19, 20

Коллективная игра-расследование

2

Рабочие тетради, интерактивная доска,.

21 -27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

7

Рабочие тетради,

28

Семинар

1

интерактивная доска.

29, 30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2

интерактивная доска.

31, 32

Подготовка собственных работ к защите

2

интерактивная доска.

33, 34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

2

интерактивная доска.



© 2010-2022