Конспект урока окружающего мира по теме Что из чего сделано? 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет «Окружающий мир»

Конспект открытого урока по теме «Из чего что сделано?» 2 класс 16.12. 2015 г.

ФГОС, УмК «Школа России» Акиншина е.и.

Цели деятельности учителя

Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задачи.

Обучающие:

-познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;

-познакомить с простейшими производственными цепочками при изготовлении различных предметов;

- формирование представлений об окружающем мире.

Развивающие:

-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Метапредметные:

познавательные --самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

-ставить проблему поискового характера;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

-проводить рефлексию результатов деятельности; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные --слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем; - управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия; уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; -корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата; организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Личностные: -ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России»: - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

-Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

-Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2012.

- Презентация;

-карточки - тесты для индивидуального опроса;



Ход урока

Название этапа, цель Деятельность учителя Деятельность учащегося УУД 1.Орг. этап.
- Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

-Ребята! Повторяйте за мной.

Я - умею думать и понимать, Я - умею слушать и отвечать,
Я - могу ошибаться,
Я - умею учиться,
Я - хочу учиться. (слайд 1) Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому!» (слайд 1) Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Приветствуют друг друга.
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. 2. Проверка домашнего задания

-Какой раздел мы с вами изучаем?

(слайд2) - Что такое экономика?

-Как называются части экономики?

- Из каких отраслей состоит экономика?

-Вспомним, какие профессии мы называли?

- Назовите профессии ваших родителей.

- Проверим ваши знания с помощью тестов (Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015). (слайд 3)

- Без чего не может работать современная экономика?

- Что вы о них знаете?



-Жизнь города и села»
-Это хозяйственная деятельность людей.
-отрасли

-Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство. Доярка, пастух, водитель….
Дети называют профессии своих родителей и говорят к какой отрасли экономики она относится.

-Выполняют тест, взаимопроверка

-Без денег

-Ребенок знакомит детей со своим мини проектом «Как появились деньги»
Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Личностные : Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 3. Самоопределение в деятельности
Задачи: развивать логическое мышление, заинтересовать новым исследованием,

-Назовите предметы, которые вы видите на слайде. (слайд 4)

-Определите, какой предмет «лишний»?

Почему?

-Как называется то, что сделано руками человека?


-Носки, варежки, книги, кастрюли, вилка, чайник, кувшин, ракушка.

- Ракушка- создала природа, а остальные сделал человек.
- Рукотворный мир. Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 4.Актуализация знаний,
1)постановка проблемы. 2) Определение темы и целей урока

- Я предлагаю подумать из чего человек сделал эти предметы .

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

- Какие цели и задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу:

Я думаю, что узнаю…..(слайд 6)

- Давайте откроем учебник на странице 108 и еще раз прочитаем тему урока , о чем узнаем на уроке.(слайд 7 )

- Что кажется трудным и пока непонятным?

- Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь? Из металла, из шерсти, Из бумаги, из глины…
-Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия. -Из чего что сделано?




Работа с учебником с.108



-Что значит изображать производственные цепочки.

- Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые. Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям
5.Новый материал. 1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 2)Выявление места и причины затруднения. Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, где возникло затруднение. 3)Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели урока и выбор способа решения учебной проблемы, 4)Реализация построенного проекта. Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.


- С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

- В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы. (слайд 8)

-Работа в группе Задание: Возьмите карточки на партах. Разделите все предметы на группы, объяснить свой выбор. (слайд 9)
- из глины (чайник, ваза), - из шерсти (свитер, шарф), -из металла (ложка, кастрюля),

-из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга) Проверяем. (слайд 10)

-Все эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите еще раз, что общего у всех этих предметов?
-Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий. Сегодня в этой работе у меня будут помощники, которые поделятся своими исследованиями по этой теме.

1. Отгадайте загадку: (слайд 11)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.
-Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую прочную посуду?

-Тембулат провел небольшое исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из глины. (слайд 12-18)

- Можем ли мы изготовить такую посуду? -Почему?

- Порядок изготовления предмета -называется производственная цепочка. (слайд 19)

Откройте тетрадь и покажите последовательность изготовления посуды из глины. (работа в паре) (слайд 20)

Карьер - гончарный круг- печь-чашка. (слайд 21)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят глиняные изделия. (слайд 22)

ФИЗМИНУТКА (слайд 23)

2. Продолжаем работу(слайд 24)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу. -Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?

- Понятно, что линейка, шкаф сделаны из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? (слайд 25)


- Диана провела исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают книги. (слайд 26-31) -В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.

- Работаем в паре. Заполните схему в тетради.- Как из дерева получается книга? (слайд 32)
Дерево- целлюлоза- бумага- книга. (слайд 33)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят бумагу(слайд 34)

3. - В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла. (слайд 35)


- Моя помощница Сабина провёла тоже исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла. (слайд36-41)

Составим производственную цепочку.- Как к нам в дом приходит металлическая посуда? (слайд 42)

Железная руда- чугун-сталь- посуда

- Посмотрите на экран, я предлагаю посмотреть отрывок из фильма, как производят предметы из стали(слайд 43)

4. Шерсть. - Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло. (слайд 44)
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Овца, баран)


- Как связаны тёплые варежки, свитер и овцы? (слайд 44)

-Итак, мы переходим к последней выделенной нами группе «Изделия из шерсти» (слайд 45)

- Откройте учебник . Рассмотрите рисунки (с.111) и расскажите, как же делают шерстяные вещи.(слайд 46 )

1.Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3.Изготовление шерстяного полотна;

4.Изготовление по выкройкам деталей одежды.

- Покажите в тетради последовательность изготовления вещей из шерсти. (работа в паре) (слайд 47)

Овца-пряжа-полотно-изделие. -Есть и другие животные, которых разводят для получения шерсти - верблюды, ангорские кролики и козы, ламы, викуньи, овцебыки и даже собаки. (слайд 48)






















Делят предметы на группы и объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку



-Они сделаны руками человека.















-глина
ответы детей

Сообщение ученика (см. приложение).


нет

Нужны знания и труд многих людей.








Тетрадь с. 70





- смотрят фильм








-Дерево









ответы детей


Сообщение ученика (см. приложение).









Тетрадь с. 70

Смотрят фильм





Сообщение ученика (см. приложение).



- работаем коллективно



Смотрят фильм











- Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами. Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки .



-Дети по картинкам в учебнике рассказывают с.111
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.
- Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.

Работа в группе по «Рабочей тетради» с.79 №2,3 (слайд 49)

-№2 Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

-№3. Составить производственные цепочки(слайд 50)










глина- кирпичи, глиняные игрушки, вазы, посуда шерсть - варежки, свитер, ковры, шарф. шапку….. древесина - мебель, бумага, книги, картон, дома, мосты……
железная руда-завод-ножницы; зерно-мельница-мука- хлеб глина-гончарный круг-печь- ваза ……..


Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме
8. Физкультурная пауза


Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни
9. Итог урока.

- Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?

-На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

(слайд 51)




- Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь- ведь они не безграничны. (слайд 52)
-Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц. После добычи глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то к чему это может привести? - Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. (слайд 53)

- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!

-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. -Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (слайд 54)
-В природе.

1)Добывать материалов не больше, чем их требуется. 2)Расходовать экономно. 3)Сажать новые деревья. 4)Восстанавливать земли на месте карьеров.


















Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что… - Меня удивило …- Было трудно… - Теперь я знаю, что…( слайд 55)

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач. 11. Домашнее задание. С. 108-111, рабочая тетрадь стр.70 №3, №4 ( слайд 56) , (слайд 57) Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.



© 2010-2022