Конспект урока по теме Слово и слог

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок.

Тема урока: Слово и слог.

Составитель: Учитель МОСШ № 2- многопрофильная

Щербакова Р.М.

Цели урока:

  • Уточнить представления учащихся о слогах, как частях слова, на которые оно делится при произношении;

  • Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных;

  • Развивать фонетический слух

  • Работать над развитием речи.



  1. мультимедиа система

  2. Карточки: лис, т, а

Ход урока.

1.Организационный момент

Сегодняшний девиз нашего урока:

Кто старается всегда,

Тот осилит все дела.

Все он сделает, поймет,

Разберется и смекнет. (текст на экране)

2. Проверка домашнего задания.

Два ученика зачитывают по очереди д/з.

Проводится коллективная проверка.

Правильный выполнение показывается ( на экране.)

3.Чистописание

Запись на доске: --------------------------------------------------------------------------------------------

Знания - твои друзья.

(запишите пословицу.)

-что вы записали? (предложение)

-из чего состоит предложение (слов)

-из чего состоят слова (из слогов)

- сколько раз встречается в этом предложении буква и.

- в каких словах?

- а сколько в этих словах слогов?

-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?

- Что мы сегодня находим? (слоги)

- А где мы их находим? ( в словах)

Правильно! Сегодняшняя тема нашего урока: Слова и слоги.

В первом классе мы с вами научились делить слова на слоги, а во втором мы с вами углубим эти знания.

Давайте, вспомним, как мы делили слова на слоги. (хлопали в ладоши, били по столу, подставляли руку под подбородок)

А сегодня мы с вами познакомимся еще с одним способом.

4.Работа по теме урока

1.Наблюдение за воздушной струей

-что мы сегодня находим? (слоги)

- А где мы их находим? ( в словах)

- так что такое слог?(часть слова)

- Откройте страницу учебника 56 и прочитайте вопросы Почемучки. (Что такое слог? Как узнать, сколько в слове слогов?)

- На первый вопрос мы уже ответили? Для того , чтобы ответить на второй вопрос, проведем небольшой эксперимент.

2.Работа с упражнением

- Поднесите ко рту ладонь и подуйте на нее. Что чувствуете? (Воздушную струю.)

- Прочитайте первое слово из упражнения 98, не убирая ладонь ото рта, - брат.

- Что чувствуете? (Воздушную струю.)

- Прочитайте следующее слово - отец.

- Что почувствовали ? ( Воздушная струя прерывается, а потом возникает опять.)

- Воздушная струя выходит как бы порциями, частями. Каждая такая часть слова и называется слогом. Все слҎ҂ҀҌҋҏҀҎ҈җҍҎҁ҈м частями, открывая и закрывая рот.

При произношении, каких звуков воздух, то есть воздушная струя, выходит свободно? (При произношении гласных.)

- А когда мы произносим согласные, что происходит с воздушной струей?

(Воздух встречает преграды, поэтому она становится слабой, рассевается, поэтому мы ее не ощущаем.)

- Значит, сколько порций воздуха выходит, столько и гласных в слове, столько и слогов.

- Произнесите оставшиеся слова из этого упражнения.

- Сколько раз воздушная струя прерывается?

- Сколько частей (слогов) в этих словах: пись- мо -(2 слога), му-зы-ка - (3 слога)

- Так что такое слог? Прочитайте сведения в конце страницы (56) в учебнике.

3.Сколько в слове гласных, столько и слогов. Наблюдение за слогом.

-Прочитайте третий вопрос Почемучки страница 57. Может ли слог состоять из одного согласного звука?

А из одного гласного звука?

- Отгадайте о ком идет речь: вот крадется вдоль забора рыжий, хитрый братец … (лис).

- Сколько гласных звуков в этом слове? (один)

- Сколько слогов в этом слове? (один)

- К слову лис добавить т. Превратится он в осенний … (лист)

- Какой звук добавили? (согласный т)

- Изменилось ли количество слогов? Почему?

- Братец лис, а сестра у него … (лиса)

- Какой звук добавился? (гласный а)

- Изменилось ли количество слогов? (да, их стало два)

- Почему?

- А теперь ответьте на вопрос Почемучки.

Заслушиваются ответы детей, подводится итог: сколько в слове гласных, столько и слогов. Согласный звук слога не дает.

5.Упражнение 99

Составить предложение и записать его в тетради.

У доски работает 1 ученик. (коллективная работа)

Определи количество слогов в слове: улетают

Из слогов составить слова . (у доски работает самостоятельно 1 ученик)

Определи количество слогов во втором слове. Почему?

Коллективная проверка.

6.Физкульминутка

Птицы на юг улетают.

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет в дали.

7.Закрепление

Выполнение упражнения 100.

- Подберите и напишите слова, состоящие из одного слога, двух слогов, трех слогов. Подчеркните буквы обозначающие гласные звуки.

- Как называются слова, состоящие из одного слога? (односложные)

- Из двух слогов? (двусложные)

- Из трех слогов? (трехсложные)

( 3 детей вызываются к доске. Они выполняют работу(записывают по 2-3 слова), а потом проводится коллективная проверка))

- Почему вы выписали эти слова? Докажи.

8.Тренировочное упражнение (на экране)

Мы очень хорошо поработали, а теперь поиграем.

Игра «Последний - первый»

- Начнем игру

Со слога, который был в слове последним, нужно придумать следующее слово:

Кол/ба/са- са/ло - ло/си - ….

9.Работа над деформированным текстом (на экране)

На экране вы видите картину.

- какое время года изображено на ней?

- почему вы так решили?(признаки осени)

Сейчас мы с вами составим небольшой рассказ по этой картине.

Нам в этом помогут слова, которые написаны на экране

Каждая строчка спрятала одно предложение.

Если вы правильно расставите слова в строчке, то получится небольшой рассказ с названием «Осень»

1.Осень, быстро, золотая, пришла.

2.Листва, скоро, опадет, с деревьев, вся.

3.Над, журавли, кружат, болотом.

Запишите их к себе в тетрадь и не забудьте название рассказа.

- Давайте зачитаем весь рассказ.

10.Подведение итогов

Из чего состоит наш рассказ «Осень»? (предложений)

- Из чего состоят предложения? ( слов)

- На что делятся слова? (слоги)

- Как определить, сколько слогов в слове?

- А какой способ наиболее точный?

Большое спасибо всем за хорошую работу на уроке!

Оценки.

11.Домашняя работа (на экране)

Упражнение 101





© 2010-2022