- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме Слово и слог
Конспект урока по теме Слово и слог
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербакова Р.М. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок.
Тема урока: Слово и слог.
Составитель: Учитель МОСШ № 2- многопрофильная
Щербакова Р.М.
Цели урока:
-
Уточнить представления учащихся о слогах, как частях слова, на которые оно делится при произношении;
-
Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных;
-
Развивать фонетический слух
-
Работать над развитием речи.
-
мультимедиа система
-
Карточки: лис, т, а
Ход урока.
1.Организационный момент
Сегодняшний девиз нашего урока:
Кто старается всегда,
Тот осилит все дела.
Все он сделает, поймет,
Разберется и смекнет. (текст на экране)
2. Проверка домашнего задания.
Два ученика зачитывают по очереди д/з.
Проводится коллективная проверка.
Правильный выполнение показывается ( на экране.)
3.Чистописание
Запись на доске: --------------------------------------------------------------------------------------------
Знания - твои друзья.
(запишите пословицу.)
-что вы записали? (предложение)
-из чего состоит предложение (слов)
-из чего состоят слова (из слогов)
- сколько раз встречается в этом предложении буква и.
- в каких словах?
- а сколько в этих словах слогов?
-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
- Что мы сегодня находим? (слоги)
- А где мы их находим? ( в словах)
Правильно! Сегодняшняя тема нашего урока: Слова и слоги.
В первом классе мы с вами научились делить слова на слоги, а во втором мы с вами углубим эти знания.
Давайте, вспомним, как мы делили слова на слоги. (хлопали в ладоши, били по столу, подставляли руку под подбородок)
А сегодня мы с вами познакомимся еще с одним способом.
4.Работа по теме урока
1.Наблюдение за воздушной струей
-что мы сегодня находим? (слоги)
- А где мы их находим? ( в словах)
- так что такое слог?(часть слова)
- Откройте страницу учебника 56 и прочитайте вопросы Почемучки. (Что такое слог? Как узнать, сколько в слове слогов?)
- На первый вопрос мы уже ответили? Для того , чтобы ответить на второй вопрос, проведем небольшой эксперимент.
2.Работа с упражнением
- Поднесите ко рту ладонь и подуйте на нее. Что чувствуете? (Воздушную струю.)
- Прочитайте первое слово из упражнения 98, не убирая ладонь ото рта, - брат.
- Что чувствуете? (Воздушную струю.)
- Прочитайте следующее слово - отец.
- Что почувствовали ? ( Воздушная струя прерывается, а потом возникает опять.)
- Воздушная струя выходит как бы порциями, частями. Каждая такая часть слова и называется слогом. Все слҎ҂ҀҌҋҏҀҎ҈җҍҎҁ҈м частями, открывая и закрывая рот.
При произношении, каких звуков воздух, то есть воздушная струя, выходит свободно? (При произношении гласных.)
- А когда мы произносим согласные, что происходит с воздушной струей?
(Воздух встречает преграды, поэтому она становится слабой, рассевается, поэтому мы ее не ощущаем.)
- Значит, сколько порций воздуха выходит, столько и гласных в слове, столько и слогов.
- Произнесите оставшиеся слова из этого упражнения.
- Сколько раз воздушная струя прерывается?
- Сколько частей (слогов) в этих словах: пись- мо -(2 слога), му-зы-ка - (3 слога)
- Так что такое слог? Прочитайте сведения в конце страницы (56) в учебнике.
3.Сколько в слове гласных, столько и слогов. Наблюдение за слогом.
-Прочитайте третий вопрос Почемучки страница 57. Может ли слог состоять из одного согласного звука?
А из одного гласного звука?
- Отгадайте о ком идет речь: вот крадется вдоль забора рыжий, хитрый братец … (лис).
- Сколько гласных звуков в этом слове? (один)
- Сколько слогов в этом слове? (один)
- К слову лис добавить т. Превратится он в осенний … (лист)
- Какой звук добавили? (согласный т)
- Изменилось ли количество слогов? Почему?
- Братец лис, а сестра у него … (лиса)
- Какой звук добавился? (гласный а)
- Изменилось ли количество слогов? (да, их стало два)
- Почему?
- А теперь ответьте на вопрос Почемучки.
Заслушиваются ответы детей, подводится итог: сколько в слове гласных, столько и слогов. Согласный звук слога не дает.
5.Упражнение 99
Составить предложение и записать его в тетради.
У доски работает 1 ученик. (коллективная работа)
Определи количество слогов в слове: улетают
Из слогов составить слова . (у доски работает самостоятельно 1 ученик)
Определи количество слогов во втором слове. Почему?
Коллективная проверка.
6.Физкульминутка
Птицы на юг улетают.
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет в дали.
7.Закрепление
Выполнение упражнения 100.
- Подберите и напишите слова, состоящие из одного слога, двух слогов, трех слогов. Подчеркните буквы обозначающие гласные звуки.
- Как называются слова, состоящие из одного слога? (односложные)
- Из двух слогов? (двусложные)
- Из трех слогов? (трехсложные)
( 3 детей вызываются к доске. Они выполняют работу(записывают по 2-3 слова), а потом проводится коллективная проверка))
- Почему вы выписали эти слова? Докажи.
8.Тренировочное упражнение (на экране)
Мы очень хорошо поработали, а теперь поиграем.
Игра «Последний - первый»
- Начнем игру
Со слога, который был в слове последним, нужно придумать следующее слово:
Кол/ба/са- са/ло - ло/си - ….
9.Работа над деформированным текстом (на экране)
На экране вы видите картину.
- какое время года изображено на ней?
- почему вы так решили?(признаки осени)
Сейчас мы с вами составим небольшой рассказ по этой картине.
Нам в этом помогут слова, которые написаны на экране
Каждая строчка спрятала одно предложение.
Если вы правильно расставите слова в строчке, то получится небольшой рассказ с названием «Осень»
1.Осень, быстро, золотая, пришла.
2.Листва, скоро, опадет, с деревьев, вся.
3.Над, журавли, кружат, болотом.
Запишите их к себе в тетрадь и не забудьте название рассказа.
- Давайте зачитаем весь рассказ.
10.Подведение итогов
Из чего состоит наш рассказ «Осень»? (предложений)
- Из чего состоят предложения? ( слов)
- На что делятся слова? (слоги)
- Как определить, сколько слогов в слове?
- А какой способ наиболее точный?
Большое спасибо всем за хорошую работу на уроке!
Оценки.
11.Домашняя работа (на экране)
Упражнение 101