- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 3 классе на тему «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица»
Урок литературного чтения в 3 классе на тему «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юнг С.А. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект урока литературного чтения в 3 классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Урок разработан учителем МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Юнг С.А.
Аннотация. Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дети впервые знакомятся с понятиями «басня», «мораль», «иносказательный смысл», сравнивают басни с похожим сюжетом, но двух разных авторов. Иносказательный смысл басни даёт простор для аналитической деятельности ума, развития абстрактного мышления. Но данная мыслительная деятельность сложна для третьеклассников, поэтому фронтальное использование технологии кейс-стади, приёмов технологии РКМ даёт возможность работать учителю в «зоне ближайшего развития» своих учеников
Тема: «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: формировать умение самостоятельно извлекать нравственную идею произведения. Задачи:
-
вызвать интерес к учебному материалу и литературоведческим понятиям: басня, мораль, олицетворение;
-
создать условия для сравнения басен разных авторов;
-
формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;
-
развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.
Планируемые результаты: Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова, Эзопа и их баснями, уметь анализировать и сравнивать басни разных авторов. Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД: познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Оборудование:
-
Учебник Свиридовой В.Ю. «Литературное чтение»:Учебник для 3 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Фёдоров»;
-
Толковые словари;
-
Индивидуальные планшеты;
-
Карточки для работы в группах;
-
Презентация по теме урока.
Ход урока. I. Организационный момент:
- Ребята, я рада всех вас видеть на уроке. Улыбаетесь, значит, настроение хорошее, можно начинать.
- Целеполагание
- Подготовка к восприятию
- Работа над басней Крылова
- Знакомство с биографией писателя (слайд 6)
- Первичное восприятие
- Словарная работа
- Вторичное восприятие
«тонкие» вопросы «толстые» вопросы Кто сидел на дереве? Объясните, почему лесть гнусна, вредна? Что держит ворона в клюве? Предположите, что будет, если лиса уговорит ворону? Может ли лиса забрать сыр? и т.д. Что, если лисе не удастся уговорить ворону? и т.д.
- Работа по вопросам учебника, с. 54
- Лингвистический эксперимент: придумать фрагменты морали басни в малых группах (Приложение №2)
- Выбор из списка пословиц, отражающих суть басни (слайд 7)
ФИЗМИНУТКА
IV. Работа над басней Эзопа
- Знакомство с образом древнегреческого баснописца Эзопа (слайд 8)
- Первичное восприятие басни
-Какая из басен вам нравится больше? Почему? 3. Вторичное восприятие басни. Выразительное чтение басен по выбору. V. Рефлексия - Перед вами диаграмма в графической технике «Фишбоун». Попробуйте сформулировать главный вопрос, на который следует ответить, прочитав данные басни, вопрос, который хотелось бы задать своим друзьям? (выслушиваются варианты и проводится работа в малых группах) (слайд 10) VI. Выбор установки домашнего задания -Как бы вам хотелось поработать с этой басней дома: проинсценировать, прочитать по ролям, выучить наизусть? Выберите задание по желанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Лисицы живут в лесах и степях. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонкая, вытянутая. Хвост при поворотах во время бега работает, как руль. Мех обычных лисиц рыжевато-красный, очень пушистый, тёплый. Нора у лисицы глубокая и сухая. Лисица - хищник. Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз. Очень ловко лисица охотится за глухарями и утками, может даже задушить кролика или козлёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОРОНА И ЛИСИЦА. «Мозговой штурм»
Авторы морали ________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.