Программа кружка филологической направленности По страницам литературных героев (начальная школа)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Дополнительная общеразвивающая программа

филологической направленности

«По страницам литературных героев»

Возраст детей: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: Зайцева Наталья Станиславовна

Воспитатель МБОУ « Гатчинская СОШ №11»

























г. Гатчина









ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1. Направленность - филологическая

2. Кружок - «По страницам литературных героев»

3. Ф. И.О. педагога - Зайцева Наталья Станиславовна

4. Вид программы - модифицированая

5. Тип программы - образовательная

6. Целевая установка - познавательная

7. Уровень освоения - углубленный

8. Образовательная область - литература

9. Возрастной диапазон - 7-9 лет

10. Форма организации - групповая

11. Срок реализации - 1год

12. По характеру - углубленная

















Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «По страницам литературных героев» носит филологическую направленность.

Актуальность Величайшее из чудес, созданных человеком книга воплощает в себе все знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли,-книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества,-писал М.Горький. Сегодня современное общество переживает новый этап своего развития. В век компьютерных технологий все реже и реже мы встречаем людей с книгой в руках. К сожалению, у подрастающего поколения интерес к чтению литературы утрачивается. На смену книге пришли информационные технологии, которые не могут способствовать духовному развитию и становлению мировоззрения человека. Дети не рассматривают книгу как источник знаний и формирования внутренних качеств личности. «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце»-Теккерей У. Так как книга выполняет главную роль в формировании и развитии личности, то педагоги и многие родители всерьез озабочены проблемой детского чтения. Следует отметить, что чтение книг является многофункциональным. Исходя из выше сказанного, мною была разработана программа кружка « По страницам литературных героев» Программа «По страницам литературных героев » разработана в соответствии с концепцией образования и предназначена для учащихся начальной школы. Данная программа представляется актуальной, так как при малом количестве часов, отведенных на литературное чтение, расширяет возможность развития коммуникативных навыков; способствует развитию у детей способности правильного восприятия художественного произведения; помогает воспитанникам понять образный язык художественного произведения; осуществляет развитие интереса к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; содействует в расширении кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Практика показывает, что ребята, посещающие занятия, добиваются более высоких результатов особенно в русском языке и чтении.

Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе усвоения знаний филологического направления важная роль отводится использованию получаемых знаний при развитии речи. Это достигается путем применения разнообразных методов : •​ Объяснительно-иллюстративные методы обучения (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию). •​ Репродуктивные методы обучения (в этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). •​ Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске). Также применяются современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, проблемного обучения.

Цель программы - развитие познавательного интереса воспитанников начальной школы к произведениям детской литературы .

Задачи :

Обучающие:

познакомить с литературным творчеством писателей; формировать навыки техники чтения; Развивающие:

развивать правильное восприятие художественных произведений, развивать интерес к литературному чтению и творчеству писателей; развить логическое мышление; Воспитательные: формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

воспитать отношение к литературе как к одному из элементов общечеловеческой культуры.

Отличительные особенности: Отличительными чертами программы является: ​ личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; ​ личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого; права на пробу и оши​ создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; ​ признание за ребенком бку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

​ применение средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка. Содержание программы предусматривает создание условий для

развития гармонично развитой личности .

Возраст: 7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по часу

Форма проведения занятий: аудиторные формы организации занятий:

  • занятие-диспут,
  • занятие-викторина
  • занятие-праздник,
  • занятие-интервью,
  • интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  • литературные встречи,
  • литературная гостиная,
  • литературный ринг и т. д.
Форма обучения: очная Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа.

Планируемые результаты и формы их оценки

Задачи программы

Планируемые результаты направленные на формирование универсальных учебных действий УДД

Методы отслеживания

результатов

Воспитательные

1 формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

2.. 1Формирование навыков коллективной работы.

Личностные

Творческий подход в решении поставленных вопросов.

Отношение к литературному творчеству проявляется в желании познания

Наблюдение, включенное наблюдение

Развивающие

1 развивать правильное восприятие художественных произведений;
2.развить логическое мышление;

3.развивать интерес к литературному чтению и творчеству писателей;

Метапредметные

1.​ Регулятивные

Ориентирование среди многообразия литературного творчества.

Умение пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет- источниками.

Использования ситуационных заданий и задач.

Деловые игры Дебаты.

Выполнение самостоятельных письменных работ

Дискуссии. опрос

2.​ Познавательные

Способность представлять литературный образ,

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания.

3.​ Коммуникативные

Корректно задавать вопросы/отвечать на вопросы.

Умение работать в составе группы.

Проявление толерантности.

Обучающие

1.познакомить с литературным творчеством писателей; 2.формировать навыки техники чтения;

Предметные

-Знание произведений детских писателей

- Умение выразительно читать и выстраивать взаимосвязи между прошлым и настоящим, самостоятельно работать с литературным произведением.

- Навыки техники чтения.

Анализ, контрольный опрос, контрольное задание, зачет, тестирование

Формы подведения итогов реализации программы

конкурсы, защита творческих работ, упражнение, опрос, беседа.

Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел, тема

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Русские народные сказки.(3 час)

2.1 Сказка и ее герои.

2.2 « Морозко»

2.3 «Гуси-лебеди»

1

1

1

3.

Творчество А.С.Пушкина (4 час)

3.1жизнь и творчество А.С.Пушкина

3.2 Сказка о царе Салтане

3.3 Сказка о рыбаке и рыбке

3.4 Знаешь ли ты сказки А.С.Пушкина?

1

1

1

1

4.

Волшебные сказки братьев Гримм ( 3 час)

4.1Литературное творчество братьев Грим .Белоснежка и семь гномов.

4.2» Госпожа метелица».

4.3 « Бременские музыканты»

1

1

1

5.

С.Т.Аксаков ( 1 час)

Биография С.Т.Аксакова. «Аленький цветочек».

1

6.

П.П.Ершов (1 час)

Жизненный путь П.П.Ершова.

«Конек-горбунок».

1

7

Шарль Перро (4 час)

7.1 Биография и литературное творчество Шарля Перро « Кот в сапогах»

7.2 « Красная шапочка»

7.3 «Ослиная шкура»

7.4 Путешествие по сказкам Шарля Перро

1

1

1

1

8

Стихи о животных ( 3 час)

8.1 В.Степанов «Круглый кот».

8.2 Е.П.Михайленко « Мышонок и слоны»

8.3Т.Петухова « Ни кого не обижай», «Черный кот»

1

1

1

9

Г.Х.Андерсен.(3 час)

9.1 Великий сказочник Г.Х.Андерсен

9.2 «Снежная королева»

9.3 «Дюймовочка»

1

1

1

10

С.Я.Маршак (4 час)

10.1 Поэт и писатель С.Я.Маршак

10.2 « Кошкин дом»

10.3 « Вот какой , рассеянный», «Говорила мама мышка»

10.4 «Двенадцать месяцев»

1

1

1

1

11.

Е.Л.Шварц (3час)

11.1 Великий писатель и драматург Е.Л.Шварц.

11.2 «Сказка о потерянном времени»

11.3 «Два брата»

1

1

1

12

Л.Н. Толстой (2 час)

12.1 Великий сказочник Л.Н.Толстой

12.2 «Золотой ключик»

1

1

13.

Р.Киплинг (2 час)

13.1 Писатель и поэт Р.Киплинг

13.2 «Маугли»

1

1

​ Содержание программы

Раздел 1.Введение.(1 час)

Познакомить с целями и задачами кружка. Коротко ознакомить с перечнем произведений , которые ребята будут читать. Рассказать о организации проведения занятий.

Раздел 2.Русские народные сказки.(3 час)

Тема 2.1 Сказка и ее герои.(3 час)

Сказки-это вид устного народного творчества. История возникновения сказки. Виды сказок. Волшебные предметы сказок. Положительные и отрицательные герои сказок. Русская народная сказка-воплощение добра и зла.

Тема 2.2 «Морозко»

Знакомство со сказкой «Морозко». Анализ сказки: герои сказки "Морозко" делятся на положительных и отрицательных. Главная идея сказки - воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) - легко прочитывается учениками.

Тема 2.3 « Гуси-лебеди».

Знакомство и анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Раздел 3. Творчество А.С.Пушкина (4 час)

Тема 3.1 Жизнь и творчество А.С.Пушкина

Детство и семья А..С.Пушкина. Лицейские годы. Многообразие произведений писателя.

Тема 3.2 Сказка о царе Салтане.

Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».Положительные и отрицательные герои. « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Тема 3.3 Сказка о рыбаке и рыбке

Анализ содержания сказки о рыбаке и рыбки.. нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке ирыбке".

Тема 3.4 Знаешь ли ты сказки А.С.Пушкина?

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Раздел 4. Волшебные сказки братьев Гримм ( 3 час)

Тема 4.1 Литературное творчество братьев Грим . Белоснежка и семь гномов.

Тема 4.2 « Госпожа метелица»

. Признаки волшебной сказки Госпожа метелица. Трагичность окончания сказки. Сравнительный анализ сказки «Морозко» и «Госпожа метелица»

Тема 4.3 « Бременские музыканты»

«Бременские музыканты» пример искренней дружбы.

Раздел 5. С.Т.Аксаков ( 1 час)

«Любовь, не знает мести, а дружба лести.»-основная идея сказки.

Раздел 6. П.П.Ершов (1 час)

Тема 6.1 Жизненный путь П.П.Ершова .

Знакомство со сказкой «Конек-горбунок». Роль сказочных героев в произведении. Уроки мудрости и нравственности,

Раздел 7 Шарль Перро (4 час)

Тема 7.1 Биография и литературное творчество Шарля Перро . « Кот в сапогах»

Тема 7.2 « Красная шапочка».

Анализ сказки « Красная шапочка» .Характеристика героев сказки. Комментарии поведения героев сказки. Ошибки героев сказки.

Тема 7.3 «Ослиная шкура»

Мораль сказки: "лучше вынести страданье, чем долгу чести изменить".

Тема 7.4 Путешествие по сказкам Шарля Перро

Викторина по сказкам Ш.Перро.

Раздел 8. 1 Стихи о животных ( 3 час)

Тема 8.1 В.Степанов «Круглый кот».

Познакомить с содержанием стихотворения «Круглый кот».

Анализ стихотворения «Круглый кот» Если труд, то труд такой уж, чтоб и польза была, и честь.

Тема 8.2 Е.П.Михайленко « Мышонок и слоны»

Размышления над стихотворением « Мышонок и слоны» Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха.

Тема 8.3Т.Петухова « Ни кого не обижай», «Черный кот»

Выяснить смысловое значение стихотворений. Выразительное чтение.

Раздел 9 Г.Х.Андерсен.(3 час)

Тема 9.1 Великий сказочник Г.Х.Андерсен

Жизнь и творчество датского сказочника Г.Х.Андерсена.

Тема 9.2 «Гадкий утенок»

Знакомство с персонажами сказки «Гадкий утенок» Добро и зло в сказке «Гадкий утенок»

Тема 9.3 «Дюймовочка»

Характеристика сказочных персонажей. Отношения между героями сказки.

Раздел 10 С.Я.Маршак (4 час)

Тема 10.1 Поэт и писатель С.Я.Маршак

Самуил Яковлевич Маршак-поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей

Тема 10.2 « Кошкин дом»

Пословица "истинный друг познаётся в беде" замечательно переложена на стихи «Кошкин дом» Поведение героев сказки-яркий пример взаимовыручки в сложных ситуациях.

"Колыбельная для мышки". Говорила мама мышка Непослушному сынишке: "Можно пошалить немножко, Только помни - рядом кошка! Кошки - страшные зверушки. ... Так учила мама мышка Непослушного сынишку.

Тема 10.3 « Вот какой , рассеянный», «Говорила мама мышка»

Что же рассказывает о герое Маршак? Рассеянный с улицы Бассейной живет в Ленинграде, скорее всего, в коммунальной квартире. ...

Тема 10.4 «Двенадцать месяцев»

Знакомство с содержанием сказки. Особенности характеров главных героев сказки.Сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом"

Раздел 11. Е.Л.Шварц (3час)

Тема 11.1 Великий писатель и драматург

Один из лучших драматургов века, символ детства, добра и люб

Тема 11.2 «Сказка о потерянном времени»

Познакомить с содержанием произведения. «Делу время, потехе час»

Тема 11.3 «Два брата»

Познакомить со сказкой Характеристика героев сказки «Два брата». Роль сказки в воспитании детей.

Раздел 12. Л.Н. Толстой (2 час)

Тема 12.1 Великий сказочник Л.Н.Толстой

Жизнь и творчество русского писателя Л.Н.Толстого

Тема 12.2 «Золотой ключик»

История возникновения сказки «Золотой ключик». Знакомство с сюжетом сказки «Золотой ключик»

Раздел 13 Р.Киплинг (2 час)

Тема 13.1 Писатель и поэт Р.Киплинг

Творческий путь Р.Киплинга.

Тема 13.2 «Маугли»
«За доброе дело стой смело» -основной смысл сказки.













Методическое обеспечение



Раздел

Форма организации

занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Формы

подведения

итогов

1

Введение в программу

Теоретическое

Объяснительно-иллюстративные

Презентация, демонстрация

Беседа

2

Русские народные сказки.(3 час)

Теоретическое

Практическое

Объяснительно-иллюстративные.

Исследовательские.

презентация

Рассказ, беседа

3

Жизнь и творчество А.С.Пушкина

Теоретическое

Практическое

Объяснительно-иллюстративные.

Репродуктивные.

Частично-поисковые.

Презентация

беседа

4

Волшебные сказки братьев Гримм ( 3 час)

Теоретическое

Практическое

Объяснительно-иллюстративные.

Репродуктивные.


Презентация просмотр к\ф

беседа

5

С.Т.Аксаков ( 1 час)

Теоретическое

Практическое

Объяснительно-иллюстративные.


презентация

беседа

6

П.П.Ершов (1 час)

Теоретическое

Практическое

Объяснительно-иллюстративные.

Репродуктивные.


Презентация, просмотр к\ф

беседа

7

Шарль Перро (4 час)

Теоретическое

Практическое

Объяснительно-иллюстративные



презентация, просмотр к\ф

беседа

8

Стихи о животных ( 3 час)

Практическое

Объяснительно-иллюстративные

презентация

опрос

9

Г.Х.Андерсен.(3 час)

Практическое

Объяснительно-иллюстративные.

Презентация просмотр к\ф

бесед

10

С.Я.Маршак (4 час)

Практическое теоретичес

кое

Объяснительно-иллюстративные

Презентация просмотр к\ф

опрос

бесед

11

Е.Л.Шварц (3час)

Практическое теоретичес

кое

Объяснительно-иллюстративные

Презентация просмотр к\ф

опрос

бесед

12

Л.Н. Толстой (2 час)

Практическое теоретичес

кое

Объяснительно-иллюстративные

Презентация просмотр к\ф

опрос

бесед

13

Р.Киплинг (2 час)

Практическое теоретичес

кое

Объяснительно-иллюстративны

Презентация просмотр к\ф

опрос

бесед

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика прогнозируемых результатов обучения

Параметр

Критерий

Показатель

Оценка уровня

Методика

1.знакомство

с литературным творчеством писателей; 2.формирование навыков техники чтения;

Развитие речи;

Техника чтения

Правильность произношения и скорость чтения

Высокий-может применить знания при ответе, беглое чтение.

Средний-может применить знания при ответе с незначительной подсказкой педагога беглое чтение.

Низкий-неполные ответы на вопросы , низкая скорость чтения с запинками

Тестирование,

Проверка техники чтения.

Диагностика прогнозируемых результатов развития

Параметр

Критерий

Показатель

Оценка уровня

Методика

развитие познавательного интереса литературному творчеству

Творческий подход к ответам на вопросы,

проявление интереса к детской литературе

Активная работа с многообразием детской художественной литературой и правильное восприятие художественных образов.

Высокий - всегда с желанием проявляет творческий подход при обсуждении произведения

Средний - периодически активен, творческая активность не ярко выражена.

Низкий - безынициативен, с работой справляетедагогася, с помощью .

наблюдение

Диагностика прогнозируемых результатов воспитания

Параметр

Критерий

Показатель

Оценка уровня

Методика

1Формирование навыков коллективной работы.

2 формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

Отношение к ребятам в процессе работы на кружке

Сплоченнось ребят при решении вопросов и выполнении заданий.

Высокий - всегда с желанием и качественно выполняет задание, проявляет творческий подход.

Средний - периодически активен, творческая активность не ярко выражена.

Низкий - безынициативен, с работой не справляется, требуется помощь.

наблюдение



© 2010-2022