- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа факультатива Занимательная математика для 3 класса
Программа факультатива Занимательная математика для 3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайхидинова О.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа -лицей № 4 «Интеллект»
Рассмотрено Утверждаю: на методическом совете Директор МАОУ ПГО МАОУ ПГО «СОШ-Лицей № 4 «СОШ-Лицей №4 «Интеллект» «Интеллект» Протокол № 1 ______ В.Г. Никитин от 9 сентября 2015г. Приказ № 113-Д от 9 сентября 2015г.
Математика. «Занимательная математика».
Рабочая программа для обучающихся 3Б класса.
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Шайхидинова Оксана Александровна
2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа «Занимательная математика» разработана как часть, формируемая участниками образовательных отношений, дополнительным модулем к рабочей программе по математике, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа-лицей №4 «Интеллект» - основного нормативного документа в ОО, определяющего содержание образования при получении начального общего образования, разработанного коллективом педагогов, родителей на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной образовательной программы, с учётом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ч.5 ст.12, ч.10 ст.13);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС) (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказ МОиН РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года,
- Приказ МОиН РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года»),
- Приказ МОиН РФ №1643 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (регистрационный № 35916)
- концептуальные положения УМК «Школа России», образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, особенностей образовательного учреждения.
- приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года № 373»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10»;
- Устав МАОУ ПГО «СОШ-Лицей № 4 «Интеллект».
- Положение о критериях оценивания учебных достижений обучающихся и порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых и годовых отметок, утв. приказом № 187-Д от 07.10.2013 г.
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации о результатах успеваемости и аттестации на бумажных и электронных носителях.
- Положение о рабочих программах образовательного учреждения, утв. приказом № 5/1-Д от 24.01.2011 г.
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа-лицей №4 «Интеллект».
Актуальность программы факультативного курса «Занимательная математика». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Предлагаемый факультатив разработан в соответствии ФГОС второго поколения и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Новизна программы состоит в том, что данный факультативный курс дополняет и расширяет математические знания. Материал программы подобран в соответствии с рабочей программой по математике для 3 класса . Значимость данного курса заключается в том, что он помогает более глубже усваивать программный материал, формируя у детей универсальные учебные действия, навыки самостоятельной работы. Новая парадигма образования 21 века - вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД, способы деятельности (познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные). На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Основой реализации стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. Программа занятий строится с учетом компонентов данного подхода:
- мотивационный, на котором ставится учебная задача, с актуализацией ЗУН;
- планирование и организация деятельности, здесь нужны учебные действия с созданием ситуации успеха, именно на этом этапе вырабатываются УУД;
- самоконтроль и самооценка, такая последовательность необходима на любом системно- деятельностном уроке.
- Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.
- Предоставлять дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся.
- Учить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
- Закреплять навыки устных и письменных вычислений.
- Создавать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.
- Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Программа факультатива рассчитана на год. Занятия проводятся в кабинете 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 30-40 минут. Всего 34 часа в течение года. Количество учащихся - 30 человек.
Особенности программы.
Работа курса строится на принципах:
- Регулярности -еженедельно;
- Параллельности - 1) проведение факультативных занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. 2) связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.
- Самостоятельности - значительная часть практического материала выполняется учащимися самостоятельно.
- Вариативности и самоконтроля - набор задач различного уровня сложности и проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Требования к уровню усвоения курса Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года могут научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трёхзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности;
- составлять равенства и неравенства; -находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»; -оценивать логическую правильность рассуждений; -распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач; -решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; -уметь составлять занимательные задачи; -применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач; -применять полученные знания при построении геометрических фигур и использованием линейки и циркуля.
Сформированные действия В ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Место учебного предмета в учебном плане Курс «Занимательная математика» является частью, формируемой участниками образовательных отношений, и на его преподавание отводится 34 часа в год при занятиях один час в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
- с уроками технологии: изготовление материала по темам проектов.
- с уроками русского языка: сочинение «Место математики в моей жизни».
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др. [9]
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Описание разделов программы Каждое занятие наполнено историческим материалом, энциклопедическими сведениями в математических заданиях. Задания с природоведческим и историческим сюжетом позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:
- уроки - исследования,
- ролевые игры,
- уроки - путешествия,
- уроки -праздники.
Основные виды деятельности учащихся:
-
решение занимательных и игровых задач;
-
оформление математических газет;
-
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-
проектная деятельность
-
самостоятельная работа;
-
работа в парах, в группах;
-
творческие работы.
Основное содержание программы
№ п/п
Тема занятия
Примечание
1
Великие математики и их труды.
Презентация
2
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
3
Выражение с буквой. Уравнение.
4
Табличные случаи умножения и деления на 2,3.
5
Во сколько раз больше или меньше?
6
Табличные случаи умножения и деления на 4,5,6,7.
7
Решение задач.
Оформление математических газет
8
Таблица умножения. Табличные случаи деления.
9
Периметр и площадь.
10
Решение занимательных задач с величинами «периметр» и «площадь».
Проектная деятельность
11
Доли.
12
Решение занимательных задач с долями.
Творческие задания учащихся
13
Окружность. Круг.
14
Решение занимательных задач по теме «Окружность» и «Круг».
15
Итоговые тесты за 1 полугодие: «Вычисления в пределах 100» и «Геометрические фигуры».
Контроль результативности
16
Итоговый тест за 1 полугодие по теме «Решение задач».
Контроль результативности
17
Конкурс математических риторов «Математика - это интересно!»
Творческое представление результатов исследовательской деятельности
18
Внетабличное умножение и деление.
19
Деление с остатком.
20
Чтение и запись трёхзначных чисел.
21
Сравнение чисел.
Конкурс на лучшего « учителя»: «Как объяснить способы (смысл) сравнения чисел?».
22
Устные приёмы сложения и вычитания.
23
Письменные приёмы сложения и вычитания.
24
Виды треугольников.
Математическое конструирование
25
Решение занимательных задач.
26
Устные приёмы умножения и деления.
27
Величины.
28
Письменные приёмы умножения и деления.
29
Итоговый тест.
Контроль результативности
30
Итоговое занятие по теме «Решение задач».
Контроль результативности
31
Итоговая математическая работа № 1 (серия «ФГОС. Промежуточная аттестация»)
Тренировочные задания
32
Итоговая математическая работа № 2 (серия «ФГОС. Промежуточная аттестация»)
Тренировочные задания
33
Итоговая математическая работа № 3 (серия «ФГОС. Промежуточная аттестация»)
Тренировочные задания
34
Математический ринг «Значение математики в моей жизни».
Творческое представление детских проектов.
Список литературы для учителя:
-
Дик Н. Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
-
Кремнева С.Ю. Математика. Рабочая тетрадь № 1: 3 класс: к учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика: учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.» / С.Ю. Кремнева. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 63, {1} с. (Серия «Учебно-методический комплект».).
-
Кремнева С.Ю. Математика. Рабочая тетрадь № 1: 3 класс: к учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика: учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.» / С.Ю. Кремнева. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 63, {1} с. (Серия «Учебно-методический комплект».).
-
Межуева Ю.В. Математика. 3 класс. Подготовка к промежуточной аттестации. - Саратов: Лицей, 2015. - 32с.
-
М.И.Моро, С.И.Волкова «Для тех, кто любит математику», 2 класс, Москва «Просвещение», 2014г.
-
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс. Ч.1: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2 ч.». ФГОС (к новому учебнику) / В.Н.Рудницкая. - 15-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
-
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс. Ч.2: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2 ч.». ФГОС (к новому учебнику) / В.Н.Рудницкая. - 15-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
-
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Ч.1 - М.: Просвещение, 2010.
-
Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 8-9 лет (3 класс). Курс «РПС». М.: Росткнига, 2011.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2011.
Материально-техническая база:
- Справочно-энциклопедическая литература.
- Компьютер.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийное оборудование.
- Документкамера.
- Слайды. Презентации.