Рекомендации по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рекомендации по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 1. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Для формирования мотивации обучения необходимо создать определённую, в русле данного предмета и изучаемой темы проблемную ситуацию с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Таким образом, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. 2. Обучать детей на каждом уроке определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. 3. Обучать умению обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. 4. Оказывать помощь в составлении плана выполнения задач, решении проблем творческого и поискового характера, выполнении проекта совместно с учителем, осуществлении действий по реализации плана. 5. Работая по плану, необходимо объяснять детям как сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 6. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его. 7. В диалоге с учителем обучать детей вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. 8. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. 9. Знакомить детей с приемами анализа причин своего неуспеха и находить способы выхода из данных ситуаций. 10. Вырабатывать волевую саморегуляцию. Приучать детей доделывать начатое задание, причем на должном уровне. Условия формирования и развития УУД: 1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок. 2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. 3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи. 4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать. 5. Использование цветных и графических форм представления оценок (обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности). 6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный. 7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как: - организация взаимной проверки заданий; - взаимные задания групп; - учебный конфликт; - обсуждение участниками способов своего действия; - заполнение рефлексивного портфолио. 8. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов). 9. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: - «преднамеренные ошибки»; - поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос; - диспут; - взаимоконтроль; - «ищу ошибки» - КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). В помощь по формированию универсальных учебных действий предлагается воспользоваться разработанными «памятками»: Шаг 1. Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила: Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, «настоиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе. Во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т. е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и т.д. Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то: - необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; - конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); - необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); - обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов. Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности. Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: - игры с правилами и продуктивные виды деятельности; - режиссерская игра; - удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

5


© 2010-2022