Конспект урока и пезентация по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальный конкурс интегрированных уроков «Урок +»



Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука».

Гуцан Оксана Эриховна,

учитель начальных классов

МОУ «Керчевская СОШ»

Чердынь 2010

Конспект урока.

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема урока

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Тип урока

Интегрированный

Цели урока

1.Образовательная:

- уточнение представлений учащихся о способах образования мягкости согласных звуков на письме;

- совершенствование умения обозначать мягкость согласных на письме.

2.Развивающая : развивать мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности.

3.Воспитательная : воспитывать самостоятельность, аккуратность, культуру умственного труда.

4.Использование межпредметных знаний из предметных областей ознакомление с окружающим миром и технологии.

Задачи урока

Обеспечить усвоение знаний учащихся о написании мягкого знака на конце слова и закрепить умение вырезать снежинки.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют(приобретут, закрепят) ученики в ходе урока.

Навыки работы в паре, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, умение писать орфографически правильно, умение работать в коллективе. Повторять гласные, которые на письме обозначают мягкость согласного, узнают и закрепят новый способ обозначения мягкости согласного звука.

Необходимое оборудование, инструменты и материалы.

Проектор, доска, компьютер, карточки, ножницы, цветная бумага.

Ход урока

1.Мотивация

Цель: пробудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой.

Буква хитрая к вам придёт.

Новое правило принесёт.

А вы разберитесь,

Кто она?

И зачем на урок сегодня пришла?

2.Актуализация

Актуализировать имеющиеся знания для успешного восприятия и усвоения новых знаний.

Создать проблемную ситуацию и поставить учебную проблему.

Учить мыслить, анализировать.

Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме, повторить словарные слова.

Сформулировать тему и поставить цели.

Интеграция с предметом ознакомление с окружающим миром.

1.Повторение знаний об обозначении мягкости и твёрдости, согласных на письме гласными буквами.

-Отгадайте загадки:

1).Назовите-ка, ребята,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

(Декабрь)

Слайд № 1

2).Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Слайд № 2

3).По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон,

День прибавился заметно,

Что, скажи, за месяц это?

(Февраль)

Слайд №3

-Что объединяет эти слова?

(Они обозначают зимние месяцы.)

Слайд № 4

-Обратите внимание на согласный звук в конце каждого слова. Что вы можете сказать о нём?

(Он произносится мягко.)

-На прошлом уроке мы говорили о гласных буквах, которые обозначают мягкость согласного.

-Назовите их. (Работа по группам, группа - ряд).

Слайд № 5

Е Ё Ю И Ь

-Посмотрите, все ли гласные обозначающие мягкость согласного перечислены?

(Нет буквы Я).

Слайд № 5 (эффект)

Е Ё Ю И Ь Я

-Найдите среди букв лишнюю и докажите почему она лишняя?

(ь - звука не обозначает).

-А в словах, которые обозначают название месяцев, что обозначает мягкость согласных?

Этап целеполагания

1.-Чем мы будем заниматься на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

(Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного).

Слайд № 6

-А поможет нам приближающаяся Зима.

Слайд № 6 (эффект)

-А чему мы должны научиться?

(Обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью ь).

2.Минутка чистописания.

Слайд № 7

-Определите порядок написания букв в данной цепочке и продолжите.

Ее ь Ёё ь Юю ь …

-Проверим!

Слайд № 7 (эффект)

Ее ь Ёё ьь Юю ь Ии ьь Яя ь

3.Словарно-орфографическая работа. (Работа в парах. Игра «Молчанка»).

Слайд № 8

Слова на экране

М.роз сн.жинка веет.р

-Какая буква пропущена?

(Дети показывают букву на сигнальных карточках).

Слайд № 8 (эффект)

-Запишите слова в тетрадь.

-Назовите мягкие согласные в словах. Подчеркните их.

-Где стоят мягкие согласные в этих словах в начале слова, в середине, в конце слова?

4.Создание проблемной ситуации.

-Как вы думаете, а на конце слов бывают мягкие согласные звуки?

3.Усвоение нового способа действия.

Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся с учётом индивидуальных особенностей.

1.Постановка проблемы в виде проблемного задания и её решение.

(Работа в парах).

1 уровень:

-Придумайте 3 слова с мягким согласным на конце слов и запишите их в тетрадь. Выделите правило о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова. Тема: «Зима», «Животные, птицы зимой».

2 уровень:

-Спишите слова с карточки и подчеркните в них мягкий согласный в конце слова.

Подумайте, что его смягчает?

Метель, снегирь, ель.

Проверка .

-Прочитайте слова.

-Как произносится звук в конце слов?

-Что его заставляет произноситься мягко?

1 уровень - 1 человек

2 уровень - 1 человек

2.Проверка выдвинутой гипотезы (правило) по учебнику страница 86.

Дети читают правило и оценивают себя.

Слайд № 9

Учитель читает стихотворение.

Эту букву все мы знаем

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

3.Физкультминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.

На морозе не ленись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А сейчас поприседаем,

Мы зимой не замерзаем.

4.Формирование умений и навыков.

Организовать проверку на практике выдвинутого правила.

Учить применять полученные знания на практике.

1.Выполнение упр.146 стр.85.

1 вариант -1 предложение,

2 вариант - 2 предложение.

-Прочитайте задание.

-Что надо сделать?

-Вставьте пропущенное слово.

-Как произносится согласный в конце слова?

-Что его смягчает?

-Запишите предложения по вариантам.

Проверьте.

2.Посмотрите на доску и сформулируйте задание.

Слайд № 10

(Прочитать предложение, вставить пропущенное слово).

Мороз и метели под … налетели.

-Как произносится звук в конце слова?

-Что напишем для смягчения согласного?

Проверка.

3.Письмо под диктовку с комментированием.

Пришла зима. В лесу пень покрыт снегом. Лось ест кору. Ель растёт на опушке.

5.Диагностика.

Выявить уровень усвоения новых знаний.

1.Проверка.

-Прочитайте слова, в которых написали Ь в конце слова.

Докажите.

6.Рефлексия.

Узнать о качестве проведённого урока.

Интеграция с предметом технология.

Слайд № 11

1.-Зима не за горами, а Осень её не хочет пускать.

Слайд № 12

-Давайте поможем Зиме почувствовать свою силу, изготовив из бумаги снежинки.

-Кто научился писать слова с мягким знаком на конце слова, вырежет снежинку синего цвета, а кто не научился - белого.

-Вспомните, как надо складывать квадрат, чтобы вырезать снежинку.

Слайд № 13

На доске план работы.

Слайд № 14

1.Складываем.

2. Наносим рисунок карандашом.

3.Вырезаем.

4.Разворачиваем.

-Подойдите к доске. Покажите свои снежинки.

Слайд № 15

Те, кто вырезал синюю снежинку, встаньте у доски к синей снежинке, а те, кто вырезал белую - к белой.

7.Вывод.

Подвести итог урока.

-Вижу, кто понял тему урока. А с остальными продолжим работу на следующем уроке.

-А для чего знакомились с новым правилом?

(Чтобы быть более грамотными и помогли Зиме вступить в свои права.)

8.Домашнее задание.

Закрепить полученные знания.

1 уровень - стр. 86 правило, упр.148.

2 уровень - подобрать и написать 10 слов на изученное правило.

9



© 2010-2022