Методическая разработка урока русского языка по теме: Текст-описание. Художественное и научное описание 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка


ФИО учителя Фадеева Елена Владимировна Область, район, школа Владимирская область, Кольчугинский район, МБОУ «Средняя школа № 4» Класс: 3-г Тип урока: открытие «нового» знания Тема: Текст - описание. Художественное и научное описание. Цель урока: создать условия для формирования представлений о роли имён прилагательных в тексте, отличиях художественного и научного описания, совершенствования умения правильно использовать в речи имена прилагательные, для достижения планируемых результатов учебной деятельности. Планируемые результаты: Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к своему классу, ответственности, инициативности, толерантности - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по русскому языку - формирование эстетических потребностей и чувств при работе с художественными текстами - развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости - развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками в различных ситуациях на уроке Метапредметные познавательные - формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий - формирование умения строить сообщение в устной и письменной форме - формирование умения осмысленного восприятия художественных и научных текстов - формирование умения строить рассуждения - формирование умения обобщать, сравнивать и анализировать, выделять существенные признаки каждого стиля
Регулятивные - развитие способности принимать и сохранять учебную задачу, решать её под руководством учителя - формирование умения учитывать установленные правила при работе в группах - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей - развитие способности адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей - формирование умения различать способ и результат действия Коммуникативные - формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи - формирование умения выслушивать и учитывать разные мнения, дополнять и корректировать их - формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить высказывание - формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формирование умения контролировать действия партнёров Предметные - формирование представлений о роли имён прилагательных в тексте - формирование первоначальных представлений об особенностях художественного и научного описания - формирование умения опознавать художественное и научное описание - формирование умения выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка - формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями (у уч-ся), клей на столах у каждой группы, листы рефлексии на каждом столе, листы самооценки, памятки работы в группах, листочки двух цветов (для берёзки). У уч-ся тетрадь, карандаш, ручка.
















Методическая разработка урока русского языка по теме: Текст-описание. Художественное и научное описание 3 класс. А. Прокофьев - Да, это текст - описание. Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту-описанию? (Какой? Какая?) Сколько картинок можно подобрать? (одну) - О чём здесь говорится? (о берёзе) - Какие средства художественной выразительности встретились в стихотворении? (Олицетворение, эпитеты) - Есть ли слова с уменьшительно-ласкательным значением? (Да: берёзка, сарафанчик, карманчики) - Какие слова помогают понять отношение автора к берёзке? (Люблю берёзку русскую. Люблю её нарядную, родную, ненаглядную) - Где может встретиться такой текст? (В худож. литературе) - Сегодня на уроке мы будем работать с текстами - описаниями. (5 слайд) 4. Создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока. - А каким бывает описание? - Почему такие разные ответы? (У каждого своё мнение) (Затруднение уч-ся) - Почему же мой вопрос вызвал у вас затруднение? (Никогда раньше не сталкивались с подобной проблемой) 5. Работа в группах. Подведение уч-ся к теме урока. - Давайте будем решать эту проблему. Выясним, каким же может быть описание. - Сейчас мы выполним задания в группах. Эти группы мы сформировали заранее, выбрав командира большинством голосов. Помните о правилах дружной работы! (Памятки на столах у каждой группы и на экране) (6 слайд)

- Я вам выдам различные тексты. ( Жёлтые листы) Каждая группа читает свой текст и отвечает на вопросы к нему. Договоритесь, кто будет читать, кто записывать ответы в таблицу, кто подбирать картинку. Обсуждать будете все вместе. В случае разногласий ответственных назначит командир, он же выбирает отвечающего. - Проверим, как каждая группа справилась с заданием. (Отчёт групп) - Какие будут замечания или дополнения у других групп? (по ходу проверки) - О чём говорится в этих текстах? (о берёзе) - Одинаковый ли стиль речи используется в них? (нет) - Можно все тексты назвать описаниями? (можно) - Каким же бывает описание? (Художественным и научным) - Это тема нашего урока. (7 слайд) - В каком тексте только сообщаются сведения о берёзе? ( В научном) - А в каком автор делится своими впечатлениями о ней? (В художественном) 6. Постановка цели урока. - Тему урока мы определили. Какую цель мы перед собой поставим? (Ответы уч-ся) - Посмотрите, какую цель поставила я. (слайд 8) (На экране цель) - Научиться различать художественное и научное описание, выявить особенности этих стилей речи. 7. Заполнение таблицы ЗУХ.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

1

1

1

2

2

2

3

3

3

- Возьмите таблицу ЗУХ. (Знаю, узнал, хочу узнать) - Запишите коротко каждый в свою таблицу: что вы знаете по данной теме. ( 1- ый столбик) ( слайд 9) - Что вы записали? - Посмотрим, пополнится ли ваш багаж знаний за урок.

8. Физкультминутка под музыку. (слайд 10) Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх), И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой), Летние - косички заплетают (перекрёстные движения руками перед грудью), Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями), С осенних - листочки облетают (руки над головой, опустить руки вниз), Кружась, листочки улетают (покружиться). А зимние - от стужи замерзают (обнять себя руками), Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз и присесть). 9. Самостоятельная работа уч-ся. (индивидуально) - Выполним письменное задание. - Возьмите голубой лист. Прочитайте текст. Пёстрые дятлы - род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке. Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела. - О ком здесь говорится? Определите тип текста. (Описание). (слайд 11) - В каком стиле написан рассказ? (В научном) - Как вы это определили? (Встречается в энциклопедиях, не понятно отношение автора к дятлу, приводятся точные сведения, нет эпитетов, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательным значением.) - Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Преобразуйте научный текст в художественный и составьте рассказ-описание дятла, чтобы он был интересный и эмоциональный. (4-5 предложений) Используйте уменьшительно-ласкательные слова, эпитеты, т.е. образные выражения, сравнения. Выразите своё отношение к этой красивой и полезной птице. Можно использовать восклицательные предложения. - А поможет вам картинка и опорные слова - прилагательные. (На экране изображение дятла). (слайд 12)

- Кто будет затрудняться, поднимите руку, я вам дам более лёгкое задание на карточке. КАРТОЧКА (Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и подходящие по смыслу прилагательные.) На ______ дер...ве (при)строился дят...л. Какой он _________ , красивый! Голо…ка и спинка __________ , (на)затылк… _________ п...тно. А (на) __________ крыл...ях _________ пятнышки и п...лоски. 10. Проверка выполнения самостоятельной работы. - Прочитайте получившийся рассказ. (Спросить нескольких человек) - Подумайте, где может встретиться такой текст? (В художественной литературе) - Какое предложение вы никогда не найдёте в научном тексте? (Восклицательное) - Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи? (Не только описывают предметы, но и делают нашу речь более яркой, красочной, точной, выразительной) 11. Чтение с пометами. Приём «инсерт». (Индивидуальная работа) - Возьмите зелёные листы. - Сейчас вы самостоятельно прочитаете теоретический материал по нашей теме, пользуясь приёмом «инсерт». Возьмите карандаш, сделайте пометки. Памятка на экране. (Слайд 13) Параллельно можно заполнять таблицу ЗУХ V - я это знаю + - это новое для меня - - я думал иначе ? - это мне непонятно - Что показалось вам непонятным? (Это можно было записать в таблицу ЗУХ в последний столбик) - Что оказалось новым? (2-ой столбик таблицы ЗУХ) - Каковы же особенности художественного описания? А научного? -Пополнили ли вы свой багаж знаний? 12. Составление таблицы. (Работа в группах) - Сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Отложите листочки с теорией, переверните их. - Вы должны заполнить таблицу «Различия художественного и научного описания». Приклейте карточки на свои места. Клей есть на каждом столе. Работать будете в группах. (Работа групп)

Различия художественного и научного описания

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношение автора

к героям и событиям

Научное описание

Художественное описание




- Проверяем. Что вы выбрали для научного описания? Согласны ли другие группы? - Что вы выбрали для художественного описания? Все согласны? - Сравните с образцом на экране. (слайд 14)







Различия художественного и научного описания

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Научное описание

Дать знания

Точные факты, научные слова, термины

Не понятно

Художественное описание

Вызвать чувство

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

Хорошо понятно




13. Итоги урока. - Ребята, подведём итоги урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, достигли мы цели? - Что вы запомнили о научном описании? (слайд 15) - А о художественном? (слайд 16) - Какую роль играют прилагательные в тексте? 14. Самооценка. - Возьмите листы самооценки. (слайд 17)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ


Критерии

Методическая разработка урока русского языка по теме: Текст-описание. Художественное и научное описание 3 класс.

Методическая разработка урока русского языка по теме: Текст-описание. Художественное и научное описание 3 класс.

Методическая разработка урока русского языка по теме: Текст-описание. Художественное и научное описание 3 класс.

Отлично

Хорошо

Я могу лучше

1 Я участвовал в формулировании темы, цели урока.




2 Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу.




3 Я без ошибок справился с письменным заданием.




4 Я помогал делать выводы и заключения.




5 Я помогал своей группе в выборе правильных решений.




6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников.




7 У меня не возникло трудностей при составлении таблицы.




8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям.




9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе.





- Заполните их. У кого большинство отличных оценок? - У кого больше хороших оценок? 15. Домашнее задание. - Я предлагаю вам на выбор два задания: 1) Придумайте загадку про дятла или про берёзку. Лучшие мы поместим в нашу творческую тетрадь. 2) Выполните упр. 139 на с. 80 учебника. По желанию можно сделать оба задания. 16. Рефлексия. - Возьмите листы рефлексии. Продолжите устно те предложения, которые я отметила каждой группе. - Какие предложения у вас получились? Методическая разработка урока русского языка по теме: Текст-описание. Художественное и научное описание 3 класс. (слайд 18) - Мы с вами сегодня как будто побывали в лесу: послушали стук дятла, полюбовались красавицами берёзками. Сейчас вы украсите нашу берёзку. (Открыть за доской берёзку без листьев) - Кому на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листик к дереву, а кому было трудно или не очень интересно, то жёлтый. (Дети прикрепляют листочки к берёзке. В это время звучит музыка) (слайд 19) - Спасибо всем за работу. Вы все просто молодцы! Урок окончен. ( слайд 20)

© 2010-2022