Урок русского языка по теме: Имя существительное. Склонение имён существительных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Имя существительное. Склонение имён существительных».
1. Ф.И.О. Антонова Татьяна Григорьевна 2. Класс 3 3. Тема: «Склонение имён существительных» № урока в теме: 1 4. Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных. 5. Задачи: - обучающие: формировать представление о склонении имён существительных; учить распознавать падежи имён существительных по вопросам; склонять имена существительные; - развивающие: развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа); - воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувство взаимопомощи; аккуратность при выполнении письменных работ. 6. Предметные: -умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы; -первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах; -умение изменять имена существительные по падежам;
Метапредметные: -умение формулировать цели своей деятельности; -умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.
Личностные: -коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
7. Тип урока: урок новых знаний 8. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая 9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами для составления предложений).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА




Этап урока
Название используе- мых ЭОР (с указанием порядкового номера из приложения)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Вре-мя (в мин.)

I

Организацион-ный этап.
Создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, проверяет присутствующих, нацеливает на урок.

  1. Приветствие учителя.
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длиться до вечера! И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
  1. Игра-приветствие «Удачи тебе на уроке!»
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: - желаю (соприкасаются большими пальцами) - успеха (указательными) - большого (средними) - во всём (безымянными) - и везде (мизинцами) - «Удачи!» (прикосновение всей ладонью) Действия повторяются во второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются и произносится фраза: «Удачи тебе на уроке!» Готовятся к уроку, настраиваются на работу.
1 мин
II

Актуализация знаний












Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 1) 1. Фронтальный опрос. Задаёт вопросы:
- Какой раздел русского языка мы изучаем?
- Имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.
-Какие слова называются именами существительными?
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3782ec601c/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BIA_067%5D.swf - Какими бывают имена существительные? - Как изменяются имена существительные?


Называют раздел «Имя существительное».




Рассказывают правило.
Находя ошибки в определении.

Отвечают на вопросы.
5 мин













III

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию. - Обратите внимание! сова´ сова´ со´вы совы´ сове сову совой (о) сове - Что удивило? Что заметили?


- Какой возникает вопрос?

- Как ещё могут изменяться имена существительные? Какие есть гипотезы?
- Вы с этой гипотезой согласны? Почему?
- К какому выводу пришли?

- Где можем проверить правильность вывода?
- Откройте учебник на стр. 36. Прочитайте правило. (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)
- Какие новые термины вам встретились?
- Что такое склонение? - Какую тему только что освоили (познакомились) и будем закреплять?

Высказывают своё мнение.





- Имена существительные изменяются не только по числам.
- Как ещё по-другому могут изменяться имена существительные?
Дети выдвигаю гипотезы.



- Имена существительные изменяются по вопросам.
- В учебнике.
Учащиеся читают правило.



- Падеж, склонение.

Склонение имён существительных.
5 мин IV
Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа над новым понятием. - Выполним упражнение №64 на странице 36. Запишите. - …, прочитай первое предложение. (Сосна любит расти на сухих песках.)
- На какой вопрос отвечает имя существительное сосна?
- Запишем: (Что?) сосна; …
- На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях?
- Выпишите его вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному по образцу.



- Что вы вставили вместо точек?

- Почему вы решили, что это формы изменения одного слова, а не родственные слова?
- Почему изменялось окончание существительного сосна?
- Как называется изменение имён существительных по вопросам? (правило стр. 36, внизу)

Работают в тетради.



- Что.



- Чего, к чему, на что, под чем, на чём.
- …; хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к сосне; села (на что?) на сосну; растут (под чем?) под сосной; играли (на чём?) на сосне.
- Формы изменения имени существительного сосна.
- Изменяется только окончание.
- Изменялись вопросы.

- Изменением по падежам или склонением.

10 мин



V
Первичная проверка понимания.
1. Моделирование термина «падеж». - Греческие учёные заметили, что имена употреблённые в речи «падают» той или иной формой. (Учитель бросает на стол кубик, на гранях которого написаны формы слова сосна и демонстрирует это «падение»).
- Падеж - что это?

- На странице 37 учебника прочитайте сведение о русских падежах. (В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)
- Таблица на странице 37 «Склонение имён существительных» поможет вам выполнить задания в группах.

  1. Работа в группах.
1 группа. Карточки с вопросами падежей расположены беспорядочно. Восстановить порядок - каждому падежу свои вопросы.
2 группа. Восстанавливают «Сказку о падежах», где пропущены названия падежей. (Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать … падеж. Родился и стал … падеж. Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали … падеж. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал … падеж. Потом он подрос , начал творить добрые дела и стал называться … падеж. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь … падеж.)
3 группа. Распределяют слова-помощники есть, нет, дать, вижу, доволен, думаю по падежам. По окончании работы группы все вместе создают таблицу-опору.

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы Именительный есть кто? что? Родительный нет кого? чего? Дательный дать кому? чему? Винительный вижу кого? что? Творительный доволен кем? чем? Предложный думаю о ком? о чём?
- Почему у каждого падежа два вопроса?



- Как эта картинка связана с падежами? Урок русского языка по теме: Имя существительное. Склонение имён существительных (3 класс) Урок русского языка по теме: Имя существительное. Склонение имён существительных (3 класс)

  1. Физминутка.
- Опустите, склоните головы вниз. Поднимите.
- А как можно «склонять» голову, не опуская её вниз?







- Падеж - это форма изменения имени.
Работают с учебником.








Работают в группах.

































- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые

- Есть такой старый детский стишок. Запомнишь его - запомнишь и падежи. «Иван родил девчонку. Велел тащить пелёнку.»



















Физминутка.
- По падежам.
5 мин


5 мин




5 мин
VI

Первичное закрепление











Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 4)

1. Работа в тетради.

- Просклоняйте имя существительное голова. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей на странице 38 в упражнении 66.

И. п. что? голова

Р. п. чего? головы

Д. п. чему? голове

В. п. что? голову

Т. п. чем? головой

П. п. о чём? о голове

- Определи падеж имён существительных.


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a523cf29-04ac-48e3-bd7b-0a1510456202/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BIG_074%5D.swf
- Определите падеж имени существительного земле?
- Почему нелегко?
- Составьте в группах «Алгоритм определения падежа имён существительных». (Каждой группе выдаёт учитель бумагу, клей, заготовки-шаблоны для алгоритма).

«Алгоритм определения падежа имён существительных»

  1. Найди слово в предложении или словосочетании к которому имя существительное относится.
  2. Задай два падежных вопроса от главного слова к зависимому имени существительному.
  3. По падежному вопросу определи падеж имени существительного.


  1. Работа с ноутбуками в паре.

Упражнение. - Определи падеж каждого имени существительного. Перенеси к именам существительным падежи.


Работа в тетради.















Отвечают на вопросы.


Создают алгоритм-таблицу.
5 мин



VII
Рефлексия.
Подводит итог урока, задаёт вопросы:
- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?
- Что такое склонение?
- Где можно применять новые знания?
Работа с ноутбуками в паре. Проверочная работа.
- А над чем вам ещё необходимо поработать?
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. 5 мин VIII Домашнее задание.
Даёт рекомендации при выполнении домашнего задания.
- Сделать маленькую копию таблицы-опоры. Выучить названия падежей и вопросы к ним.
Записывают домашнее задание в дневники. 1 мин


© 2010-2022