- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме: Имя существительное. Склонение имён существительных (3 класс)
Урок русского языка по теме: Имя существительное. Склонение имён существительных (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонова Т.Г. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Имя существительное. Склонение имён существительных».
1. Ф.И.О. Антонова Татьяна Григорьевна 2. Класс 3 3. Тема: «Склонение имён существительных» № урока в теме: 1 4. Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных. 5. Задачи: - обучающие: формировать представление о склонении имён существительных; учить распознавать падежи имён существительных по вопросам; склонять имена существительные; - развивающие: развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа); - воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувство взаимопомощи; аккуратность при выполнении письменных работ. 6. Предметные: -умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы; -первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах; -умение изменять имена существительные по падежам;
Метапредметные: -умение формулировать цели своей деятельности; -умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.
Личностные: -коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
7. Тип урока: урок новых знаний 8. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая 9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами для составления предложений).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используе- мых ЭОР (с указанием порядкового номера из приложения)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Вре-мя (в мин.)
I
Организацион-ный этап.
Создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, проверяет присутствующих, нацеливает на урок.
- Приветствие учителя.
- Игра-приветствие «Удачи тебе на уроке!»
1 мин
II
Актуализация знаний
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 1) 1. Фронтальный опрос. Задаёт вопросы:
- Какой раздел русского языка мы изучаем?
- Имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.
-Какие слова называются именами существительными?
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3782ec601c/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BIA_067%5D.swf - Какими бывают имена существительные? - Как изменяются имена существительные?
Называют раздел «Имя существительное».
Рассказывают правило.
Находя ошибки в определении.
Отвечают на вопросы.
5 мин
III
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию. - Обратите внимание! сова´ сова´ со´вы совы´ сове сову совой (о) сове - Что удивило? Что заметили?
- Какой возникает вопрос?
- Как ещё могут изменяться имена существительные? Какие есть гипотезы?
- Вы с этой гипотезой согласны? Почему?
- К какому выводу пришли?
- Где можем проверить правильность вывода?
- Откройте учебник на стр. 36. Прочитайте правило. (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)
- Какие новые термины вам встретились?
- Что такое склонение? - Какую тему только что освоили (познакомились) и будем закреплять?
Высказывают своё мнение.
- Имена существительные изменяются не только по числам.
- Как ещё по-другому могут изменяться имена существительные?
Дети выдвигаю гипотезы.
- Имена существительные изменяются по вопросам.
- В учебнике.
Учащиеся читают правило.
- Падеж, склонение.
Склонение имён существительных.
5 мин IV
Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа над новым понятием. - Выполним упражнение №64 на странице 36. Запишите. - …, прочитай первое предложение. (Сосна любит расти на сухих песках.)
- На какой вопрос отвечает имя существительное сосна?
- Запишем: (Что?) сосна; …
- На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях?
- Выпишите его вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному по образцу.
- Что вы вставили вместо точек?
- Почему вы решили, что это формы изменения одного слова, а не родственные слова?
- Почему изменялось окончание существительного сосна?
- Как называется изменение имён существительных по вопросам? (правило стр. 36, внизу)
Работают в тетради.
- Что.
- Чего, к чему, на что, под чем, на чём.
- …; хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к сосне; села (на что?) на сосну; растут (под чем?) под сосной; играли (на чём?) на сосне.
- Формы изменения имени существительного сосна.
- Изменяется только окончание.
- Изменялись вопросы.
- Изменением по падежам или склонением.
10 мин
V
Первичная проверка понимания.
1. Моделирование термина «падеж». - Греческие учёные заметили, что имена употреблённые в речи «падают» той или иной формой. (Учитель бросает на стол кубик, на гранях которого написаны формы слова сосна и демонстрирует это «падение»).
- Падеж - что это?
- На странице 37 учебника прочитайте сведение о русских падежах. (В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)
- Таблица на странице 37 «Склонение имён существительных» поможет вам выполнить задания в группах.
- Работа в группах.
2 группа. Восстанавливают «Сказку о падежах», где пропущены названия падежей. (Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать … падеж. Родился и стал … падеж. Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали … падеж. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал … падеж. Потом он подрос , начал творить добрые дела и стал называться … падеж. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь … падеж.)
3 группа. Распределяют слова-помощники есть, нет, дать, вижу, доволен, думаю по падежам. По окончании работы группы все вместе создают таблицу-опору.
Падеж
Вспомогательное слово
Вопросы Именительный есть кто? что? Родительный нет кого? чего? Дательный дать кому? чему? Винительный вижу кого? что? Творительный доволен кем? чем? Предложный думаю о ком? о чём?
- Почему у каждого падежа два вопроса?
- Как эта картинка связана с падежами?
- Физминутка.
- А как можно «склонять» голову, не опуская её вниз?
- Падеж - это форма изменения имени.
Работают с учебником.
Работают в группах.
- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые
- Есть такой старый детский стишок. Запомнишь его - запомнишь и падежи. «Иван родил девчонку. Велел тащить пелёнку.»
Физминутка.
- По падежам.
5 мин
5 мин
5 мин
VI
Первичное закрепление
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 4)
1. Работа в тетради.
- Просклоняйте имя существительное голова. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей на странице 38 в упражнении 66.
И. п. что? голова
Р. п. чего? головы
Д. п. чему? голове
В. п. что? голову
Т. п. чем? головой
П. п. о чём? о голове
- Определи падеж имён существительных.
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a523cf29-04ac-48e3-bd7b-0a1510456202/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BIG_074%5D.swf
- Определите падеж имени существительного земле?
- Почему нелегко?
- Составьте в группах «Алгоритм определения падежа имён существительных». (Каждой группе выдаёт учитель бумагу, клей, заготовки-шаблоны для алгоритма).
«Алгоритм определения падежа имён существительных»
- Найди слово в предложении или словосочетании к которому имя существительное относится.
- Задай два падежных вопроса от главного слова к зависимому имени существительному.
- По падежному вопросу определи падеж имени существительного.
- Работа с ноутбуками в паре.
Упражнение. - Определи падеж каждого имени существительного. Перенеси к именам существительным падежи.
Работа в тетради.
Отвечают на вопросы.
Создают алгоритм-таблицу.
5 мин
VII
Рефлексия.
Подводит итог урока, задаёт вопросы:
- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?
- Что такое склонение?
- Где можно применять новые знания?
Работа с ноутбуками в паре. Проверочная работа.
- А над чем вам ещё необходимо поработать?
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. 5 мин VIII Домашнее задание.
Даёт рекомендации при выполнении домашнего задания.
- Сделать маленькую копию таблицы-опоры. Выучить названия падежей и вопросы к ним.
Записывают домашнее задание в дневники. 1 мин