Рабочая программа по марийскому литературному чтению 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа Юмаевой Светланы Алексеевны курса «Родной ( марийский ) язык» составлена и разработана с учетом требований ФГОС НОО на основе базисного учебного плана и примерных программ по марийскому языку и литературному чтению под редакцией С.Д.Дмитриева, Марий Эл, Йошкар - Ола, учебник . Учебник «Лудшаш книга» , С. Д. Дмитриев, Марий книга савыктыш, 2006

Курс родного (марийского ) языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому

он ориентирован на предмет и цели обучения марийскому языку в основной школе. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа, закладывается основа формирования функционально грамотной личности, обеспечивается языковое и речевое развитие ребенка.

Цель.

Всестороннее развитие навыков хорошего чтения - правильности, беглости, выразительности и сознательности - и умения работать с текстом на основе знакомства с образцами народного творчества и с художественной литературой на родном языке Задачи.

- развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- формирование эстетического отношения к искусству слова;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

- развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Планируемый уровень подготовки учащихся:

- осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

- описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Особенности возрастной группы:

Содержание программы выбрано с учетом возрастных особенностей детей.

Режим занятия

Программа рассчитана на 34 часа:

- количество часов в неделю 1, количество часов в 1 четверти - 8 ч., 2 четверть - 8 часов, 3 четверть - 10 часов,4 четверть - 8 часов.

Содержание тем учебного курса

Устное народное творчество (3ч)

Марийские народные песни. Пословицы, поговорки, загадки. Марийская народная сказка «Каза, тага да пырыс», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка. Марийская народная сказка Сказки «Йуксо удыр», Шарль Перро «Красная Шапочка»

Природа. Лето и осень (3ч) И. Осмин «В летний день». И Васильев «Когда собирают малину». Д. Исламов «Шыже чия» А. Мичурин- Азмекей «Осень». Ю Чавайн «Птицы осенью» . «Сентябрь». К. Скворцов Сказка «Чик -чирик» . «Маленький ёж» В Бианки. Сказка «Меран, кудыр, маска да йушто кугыза»

Каким быть, и каким не быть (2ч.)Я. Пинясов «Каким быть и каким не быть». В.Осеева « Синие листья.» Н.Носов « Огурцы.» Р. Петрова «Кок койыш» А Новиков «Раненная берёза». Елин- Пелин «В беду попавшая пчела».

Элем пелен (4ч) И Осмин «Навек любимый». Г Алексеев «Утро». Б. Данилов «Наша деревня» С. Вишневский «Родная земля». М. Майн «Родной язык». А.Горохов «Люблю» . Н.Анхимкова «Кусо хлеба». К васин «Йошкар - Ола». В. А. Мухин- Сави.

Труд людей (4ч). В. Сави «Труд». М.Казаков «Наша работа». Сказка «Шуклан сливым»М.Емельянов «Його Япык». К. Мелихан «Счастье». Письмо Максима Горького своему сыну. А. Седугин «Молот». В. Осеева «Как поработали» А. Федоров «Муравьи». С. Чавайн «Мукшотар», Л. Воронкова «Труд это радость». Дим. Орай «Буй олыкышто»

Волшебница зима (3ч) Дим. Орай «Первый снег». Ю. Чавайн «Зима» В. Даль «Старик годовик». Ю. Чавайн «Декабрь». А. Федоров «Йоратем мый сылне телым», И. Васильев Федя - лыжник. Синица. Птичья столовая И. А.Крылов Стрекоза и муравей

Наши соседи (3 ч) Г. Ладонщиков «Родной марийский край», Н. Носов «Каша».М. Колосов «Богатство». Произведения чувашских, татарских, башкирских писателей и поэтов

Мама. Мамочка. (2ч) «Мама» А. Букетов. «Маме» С. Николаев. Ненецкая сказка «Кукушка». Б. Данилов «Черет», М. Емельянов «Самое родное слово», Э. Анисимов «Мамины руки», Ю. Артамонов «Ава».

Марийские праздники (4ч) Рождество. Масленица Агавайрем. Праздник семык Праздник сурем. Праздник цветов

Ласковая весна улыбнулась.(2ч.) Весна в стихотворениях марийских писателей. День победы. Мир Русская народная сказка «Старик и медведь»

Пусть на земле всегда будет покой (3ч)

Б.Данилов «Курымешлан чапнаже кодеш», А. Мичурин - Азмекей «Кыраш гын кыраш» , А. Бик «Партизанка Ольга Тихомирова». С. Вишневский «Победить врага», Ю корольков «Леня Голиков» . Г. Набатов «Смелость девушки». К. Курашкевич «Три сына». А. Бик «Тыныс лийже тунямбалне».

Марийские писатели (2 ч) М Шкетан «Якшывай», Произведения Ш. Осыпа. М. Казаков «Берёза», « В школьном саду»,В. Беляев «Секрет», « В саду». И. Осмин «Кролик», «Расцвела белым цветом».

Планируемые результаты освоения предмета:

Обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения не менее 65 - 70 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика) пересказа;

- составлять план к прочитанному (с помощью учителя);

- с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать наизусть не менее 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 5-6 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к родному языку, культуре;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы, уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища.

Список используемой литературы:

Учебник: Учебник «Лудшаш книга» , С. Д. Дмитриев, Марий книга савыктыш, 2006

Методическое пособие: С. Д.Дмитриев, В. М.Дмитриева, А. М.Ефремов кумшо классыште Марий йылме ден лудмаш.

Г. А.Малинина Интегрированный урок-влак, Марий книга савыктыш, Йошкар - Ола, 2005 г.

Марий йылме ПРОГРАММЕ (I-IV) Йошкар-Ола, «Марий туныктышо институт», 2001г.

- Интернет ресурс.

© 2010-2022