Рабочая программа по внеурочной деятельности Почемучка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- Старокулаткинская средняя общеобразовательная школа №1

Программа

внеурочной деятельности

« Почемучка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности Почемучка.



Направление : общеинтеллектуальное

Автор- составитель: Ахмеджанова Сания Исматулловна, учитель начальных классов МБОУ- Старокулаткинская сош №1

Старая Кулатка

2015







Содержание.



1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения программы.

3. Тематическое планирование.

4. Содержание программы.

5. Список литература.

6. Словарь.





Пояснительная записка С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Почемучка» Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
  • Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
  • Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
  • Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.


Принципы: - доступность, познавательность и наглядность - учёт возрастных особенностей - сочетание теоретических и практических форм деятельности -усиление прикладной направленности обучения -психологическая комфортность





Виды деятельности младшего школьника: - Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра). - Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу). - Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов). - Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде). - Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях). Актуальность программы. Программа «Почемучка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО. Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю, 35 часов в год ,которое состоит из теоретической и практической части.

Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка» формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Почемучка» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
  • -предвосхищать результат.
  • - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • - предлагать помощь и сотрудничество;
  • - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • - формулировать собственное мнение и позицию;
  • - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия
  • - ставить и формулировать проблемы;
  • - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • - установление причинно-следственных связей;














К концу года обучения школьники должны знать и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Игры и игрушки

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

  • Анализ объектов;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Построение логической цепи рассуждений

Все для дома

Обучающиеся должны знать:

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями

3. Тематическое планирование кружка «Почемучка»

№ п\п

Название раздела

Количество часов

2 класс

1

Школа

20

2

Еда

итого

15

35

2 класс

№ п\п

Тема

Практические действия или трудовые операции (примерные)

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Школа

1

Первые рисунки

Рисование восковыми мелками животных

16.09

2

Кто изобрел перо

Изготовление ручки из пера

23.09

30.09

3

Карандаш

Рисование карандашами (тема любая)

7.10

4

История шариковой ручки

Поделки из сломанных ручек

5

Кто изобрел ноты

Письмо нот на нотном стане

14.10

6

Кто изобрел бумагу

Аппликация из бумаги (тема любая)

21.10

7

Когда появились первые книги

Изготовление книжки-малышки

11.11

8

Кто написал первую энциклопедию

Рассматривание энциклопедий

18.11

25.11

9

Как возникли библиотеки

Проект

Экскурсия в библиотеку

10

Откуда пошли названия дней недели

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

2.12

9.12

11

Как возникли единицы измерения

Измерение разными мерками

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые

Рассматривание коллекций полезных ископаемых

16.12

23.12

13

У какой страны впервые появился флаг

Рисование флага сказочной страны

30.12

14

Какие бывают ребусы

Составление и разгадывание ребусов

15

Первая марка

Изготовление «собственной» марки

13.01

16

Кто изобрел кроссворд

Разгадывание кроссвордов

20.01

17

Кто придумал первую карту

«Найди клад»(по карте)

27.01

18

Кто автор микроскопа

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

3.02

10.02

19

Скотч. Шотландская лента

«Книжкина больница» (ремонт книг)

17.02

20

Настольные наборы

Лепка из глины

Еда

1

Хлеб из орехов

Поделки из скорлупы орехов

24.02

3.03

2

Как картофель попал в Россию

Поделки из картофеля

3

Кое-что из истории конфет

Плетение пояса из фантиков

10.03

4

Откуда фрукты и овощи получили свое название

Проект

Рисование овощей и фруктов

17.03

5

Каменный мед (сахар)

Составление сборника народных рецептов лечения (с медом)

24.03

6

Секретное мороженое

Составление рецепта мороженного

31.03

7

Где прячутся витамины

Проект

Поделки из овощей

7.04

8

Секрет каши

Аппликация с использованием крупы

14.04

9

Когда появились первые кулинарные книги

Составление рецепта(тема любая)

21.04

10

Такая разная капуста

Составление загадок о капусте

28.04

5.05

11

Где появились арбузы

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

12

Из чего делают пряники

Лепка пряников из соленого теста

12.05

19.05

13

Шоколад

Рисование обертки шоколада

24.05

14

Такой разный чай

Заваривание чая


15

Защита проектов

26.05
























4. Содержание программы

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.

5. Список литературы

1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. 2. История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: smekalka.pp.ru/ 3. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: planetashkol.ru/ 4. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: konodyuk.com/ 5. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: kostyor.ru/history.html 6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997. 7. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995. 8. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998. 9. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997. 10. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989. 11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

6. Словарь

Дизайн - (от англ. design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Лайнер - (англ. liner, от line - линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.

Кулинария - (от лат. culīna «кухня») - область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).

Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo - смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.

Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.

Этикет - (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.



© 2010-2022