Учимся сочувствовать (Беседа о толерантности 3-5 классов)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа о толерантности (3-5 классы)

Тема: «Учимся сочувствовать»

Из всех наук, которые должны знать человек,

главная есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой. Цель: дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей. Материалы: карточки дидактиеские, лист бумаги, плакат с названием беседы. План: 1.Вводная беседа. 2. Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек». Анализ ситуаций, высказываний. 3. Игры и упражнения, направленные на развитие толерантности. 4. Подведение итогов (через игру «Вспомнить все»). 5. Домашнее задание.
Ход урока. Вводная беседа -Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации?(будем успокаивать, утешать) -Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу. А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья) -А если вы увидете ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потяла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да) -Да, я тоже буду им сочувствовать Например, я всегда сочувсствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных. Не так ли? Тема нашей сегодняшней беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать» Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит -сопореживать, стремиться помочь. (Плакат с названием темы - на доске) 2. Основная часть. Введение понятия «толерантность» -У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мирится с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Итак, «сочувствие» = «толерантность» Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (выслушивать мнение других людей) Правильно. Другими словами, это значит: уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравится собаки, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. Как вы думаете, из-за чего возник спор?

1. (Из-за непонимания). (На доске по мере рассказа появляются карточки со словами «сочувствие», «толерантность», знак «=». Кто по вашему мнению, из мальчиков прав? (Никто). Как вы бы поступили на их месте? (Приняли бы мнение друг друга) Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравится машины, кто - то любит читать, а кто -то умеет хорошо танцевать, отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать а кому то вышивать и т.д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу. ( На доску вывешивается плакат: «Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу) Итак, толерантностиь предпологает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия. Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? (Пониманием, сочувствием, уважать других людей) Правильно. Другими словами, толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к привычкам,чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Посмотрите на определения толерантности. (Пишем, что дети подразумевают под словами «толерантный человек».
Готовность мирится с чужими мнением; уважение человеческого достоинства; принятие другого таким, какой он есть; способность поставить себя на место другого; уважение права быть иным; терпимость к чужим мнениям, поведению; отказ от причинения вреда и насилия. -Давайте прочитаем и обсудим это определения и постараемся быть такими какими предлагают нам быть эти своеобразные правила толерантного поведения.

Определение понятия « толерантный человек» -Итак, вы познокомились с понятием «толерантность». Теперь посмотрите на доску. На плакате написаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Дети, прочитайте и выберите из них самые точные и верные качества. (На доску вывешивается плакат с предпологаемыми чертами характера и качествами толерантного человека) 1. Терпение 2. Чувство юмора 3. Расположенность к другим 4. Доверие 5.Умение владеть собой. 6. Доброжелательность. 7. Умение не осуждать других 8. Умение слушать 9. Любознательность 10. Способность к сопереживанию (По ходу работы они разъясняются, вычеркиваются и дополняются)

2. - Кто предложит другие черты толерантного человека? Итак, сочувствие, доброжелательность, взаимопонимание, толерантность - эти качества очень важные, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими. И каждый из нас должен развивать в себе эти качества. Древняя пословица гласит: «Состродание правит миром» Подходит ли она к теме нашего урока? Почему? Л.Н. Толстой говорил: «Истинное состродание начинается только тогда, когда, поставивсебя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сотрадание» Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей) - Сейчас я вам прочитаю высказывание выдающихся философов, а вы подумайте ответе, подходят ли они к нашему уроку. 1. «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого... наоброт, я расскажу все хорошее, что знаю о каждом» Б.Франклин 2. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» Д.Дидро 3. «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками все» Жан Поль
-Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека? (Да!)

Игры и упражнения направленные на развитие и воспитание толерантности


-Однако есть упражнения, которые помогут нам сделать это быстрее. 1) Упражнение «Аплодисменты» Цель: повышать настроение и самооценку. Процедура проведения: ведущий просит вас всех, кто обладает определенными качествами и умениями.

  • Встаньте все те, кто
учеет вышивать; умеет кататься на коньках; любит смотреть мультфильмы
  • умеет танцевать.
Участники - дети необходимое время аплодирует тем, кто встал. 2) Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день» Цель: развивать способность к самоанализу. Процедура проведения: ведущий обращается к участникам игры со словами: «У каждого из людей случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего неи получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть, чем гордится. Правда?(Дети получают бланки с таблицией) Я предлагаю вам заполнить таблицу (памятку) «Мои лучшие черты», в которую вы запишите свои лучшие качества, черты, способности и таланты. 3) Упражнение «На какого сказочного героя я похож» Цель: дать возможность ребенку самовыразиться и самораскрыться.(Необходимое время 5 мин. Оборудование: мяч. Прцедура проведения: ведущий бросает мяч одному из уастников, он ловит и бросает мяч ведущему обратно, при этом называет персонаж, с которым он себя ассоциирует.

3. 4) Упражнение «Это здорово!» Цель: повышать саооценку, получать поддержку одноклассников. Процедура пролведения: ведущий говорит: «Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и кажет о любом своем качестве, умении и таланте» Например: «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец. ( Необходимое время 5 мин.Участники стоят в кругу. все участники выходят в центр круга по очереди.) 3. Подведение итогов.

  • А сейчас мы с вами подведем итоги нашего занятия и сделаем это с помощью игры «Вспомнит все» (необходимое время 10 мин)
Цель: проверить восприятие, повторить пройденный материал. Процедура проведения: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие толерантному человеку. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.(участники стоят в кругу. В игре должны принимать участие все дети) Итак, что же такое «толерантность»? -А сейчас я вам раздам карточки, закончите (допишите), пожалуйста, предложения, написанные на них.(Дети получают карточки с незаконченными фразами) (1. Если у меня будет друг другой национальносити, который не соглашается со мной в чем-то, то я ..... 2. Если я увижу больного престарелого человека, то... 3. Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я... 4. Если бы я был волшебником, то ...) Домашнее задание -Ребята, дома попытайтесь нарисовать «толерантность». Закончите, пожалуйста, предложение, написанное на ваших листочка: «Если мы нет будем толерантны друг к другу, то...) (Дети получают листочки с не законченной фразой)













4.

© 2010-2022