Портфолио учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Личные данные.

Раздел 1. Общие сведения об учителе

Раздел 2. Образовательный ценз работника (уровень образования, полученная квалификация).

Раздел 3. Профессиональный статус.

Раздел 4. Характеристика деятельности педагога:

4.1. Результативность

(в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения)

4.2. Достижения учащихся

Раздел 5. Научно-методическая деятельность.

5.1.Система работы 5.2.Описание опыта работы

Раздел 6. Воспитательная работа

Приложения




















ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия Говорина Имя Ирина Отчество Геннадьевна Дата рождения 01.01. 1973г Место рождения Читинская область, Агинский район, п. Орловский Гражданство гражданка Российской Федерации Место жительства Забайкальский край, Агинский р-н, пгт. Орловский, ул. Заводская, д.25, телефон: 8-9144342139

паспорт 4303 055196 выдан 11.07.2003г. Агинским РОВД Агинского автономного округа Читинской области

Место работы: МОУ «Орловскаясредняя общеобразовательная школа

Юридический адрес: 687510 Забайкальский край Агинский район пгт. Оровский ул. Промышленная д.10

Образование: высшее

Окончила:

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, 2007 год

По специальности «Педагогика и методика начального образования»

Квалификация Учитель начальных классов______________________

Агинское педагогическое училище им. Базара Ринчино, 1993г ________

(наименование учебного заведения)

По специальности__«Педагогика и методика начального образования»

Квалификация _ Учитель начальных классов______________________


Курсы повышения квалификации

28.05. 2012г- 08.06.2012г

ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»

По теме: «Федеральный государственный образовательный стандарт: содержание и механизмы реализации» в объеме 72ч.

Свидетельство № 6323

18.03.2014г-26. 03. 2014г «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по дополнительной профессиональной программе: «Психолого-педагогической сопровождение детей с ОВЗ при обучении в ОУ в условиях введения ФГОС» в объеме 72ч.

Удостоверение № 752401178744





Раздел I. Общие сведения об учителе
1 Ф. И. О. год рождения Говорина Ирина Геннадьевна 2 Образование

высшее, окончила Забайкальский государственный

гуманитарно-педагогический

университет

им. Н. Г. Чернышевского,

2007 год
3 Специальность Педагогика и методика начального образования 4 Квалификация Учитель начальных классов 5 Трудовой стаж 24 года 6 Педагогический стаж 21 год 7 Работаю учителем начальных классов в МОУ «Орловская СОШ», с 1993года (21 год) 8 Категория имею первую квалификационную категорию, присвоенную в 2010 году 9 Нагрузка

20 часов 10 Наличие классного руководства

1-а класс



Моё педагогическое кредо:

Плохой учитель преподносит истину,

хороший - учит её находить

а. Дистерверг








Раздел 2. Образовательный ценз работника

Самообразование учителя

Тема самообразования

«Дифференцированный подход к учащимся при обучении математике в начальных классах»

Проблемные курсы повышения квалификации

Место прохождения курсовой подготовки, год


Тема

Результат

АО ИПК работников социальной сферы.

2010г

«ФГОС: внеучебная воспитывающая деятельность»

Объем:72ч

Удостоверение № 5273

Теоретическая подготовка к переходу на новые образовательные стандарты.



АО ИПК работников социальной сферы

2010г

«Подготовка к введению ФГОС»

Объем: 72ч

Удостоверение № 5189

Участие в семинарах

Место, год проведения

Тема

Результат

АО ИПК работников социальной сферы

(Руководитель: Председатель Международной ассоциации РО Воронцов А.Б.), 2009г

«Обновление содержания начального образования (ФГОС второго поколения)».

Объем 36 ч.

Сертификат № 1062

АО ИПК работников социальной сферы

(Руководитель: Председатель Международной ассоциации РО Воронцов А.Б.), 2009г

«Модель образовательных стандартов второго поколения»

Объем: 20ч.

Сертификат № 395

АО ИПК работников социальной сферы

(Руководитель:Председатель Международной ассоциации РО Воронцов А.Б.), 2010г

Краевой обучающий семинар для зам. директоров по ВР, учителей-предметников по теме: «Деятельностно-компетентностныйподходмв организации образовательного процесса».

Объем: 30ч.

Сертификат№ 1343

МАРО ГАУ ДПО «АИПК рабоников социальной сферы», Заб. края, 2014г

«Государственно-общественное управление введением ФГОС. Ключевые вопросы и проблемы обр. процесса в условиях введения ФГОС основного и среднего общего образования»

Сертификат № 11163

С. Гунэй, 2013г

Районный семинар учителей начальных классов

План семинара

Приобретение опыта работа

АО ИПК работников социальной сферы

И Центр диагностики и консультирования «Ариадна», 2014г

«Современные технологии первичной профилактики правонарушений в образовательной среде».

Объем: 8ч.

Сертификат № 11341

Центр диагностики и консультирования «Ариадна», 2014г

«Методы и технологии работы по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих трудности в обучении».

Объем: 16ч.

Справка о стажировке

МОУ «НСОШ», 2014г

«Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ».

Объем: 16 ч.

Справка о стажировке № 9

Участие в НПК

Место, год проведения

Тема

Результат

Чита, 2012г

Краевая научно-практическая конференция «Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения»,

Сертификат участника,

Статья в «Сборнике материалов НПК» «Организация внеучебной деятельности в МОУ ОСОШ», с. 56


Раздел 3. Профессиональный статус

Достижения учителя

Статус, год

Кем выдана

Содержание

Почетная грамота, 2009г

Отдел образования администрации муниципального р-на «Агинский р-н»

«За достигнутые успехи в учебно-воспитательном процессе по итогам 2008-2009г»

Грамота, 2010г

Отдел образования администрации муниципального р-на «Агинский р-н»

«За хорошую подготовку победителя на районной олимпиаде»

Грамота, 2010г

Агинский окружной институт повышения квалификации работников соц. сферы

«За занятое IIIместо на II окружных занковских педагогических чтениях, посвященных реализации ФГОС второго поколения»

Благодарность,

2010г

УО адм. Мунициального района «Агинский р-н» и районная организация профсоюза работников образования

«За активное участие на районном конкурсе «Учитель года-2010»»

Грамота, 2010г

Родительский комитет МОУ «НСОШ»

В рамках районного конкурса «Учитель года -2010», «За победу в номинации «Беседа с родителями»»

Благодарственное

письмо, 2012г.

Администрация МОУ «ОСОШ»

«За подготовку призера школьного тура интеллектуального марафона по системе Л.В. Занкова»

Грамота, 2013г

Комитет образования администрации МР «Агинский район»

За занятое II место на районном конкурсе видео уроков, посвященном 55- летию системы Л,В, Занкова

Почетная грамота,

2012г

Министерство образования и науки РФ

«За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников, разработку учебно-методической литературы и многолетний плодотворный труд »

Почетная грамота,

2013г

Забайкальское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Победителю конкурса

«Моя школа лучшая»

в номинации

«Мой любимый учитель»

Распространение передового опыта (публикации)

Название

Публикация

Кем используется

Сборник материалов краевой научно-практической конференции по теме «Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения», публикация:

«Организация внеучебной деятельности в МОУ «ОСОШ». Чита , 2012г.

Учителями Забайкальского края

КО «Агинский район»

Создание буклета

«Занятия внеучебной деятельностью в МОУ «ОСОШ»

Учителями Забайкальского края

Распространение передового опыта (презентации уроков и мероприятий)

Название урока, мероприятия

Время проведения

Кем используются материалы

Мастер-класс

«Формирование ключевых компетенций через развитие функциональной грамотности учащимися начальной школы»

2011-2012 уч.год

Материалы урока используются учителями школы

Правописание слов с непроизносимыми согласными

2012-2013 уч.г.

Спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний. (внеаудиторное занятие в форме КВН)

2013-2014 уч. год

Раздел 4. Характеристика деятельности педагога.

4.1. Результативность

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Годы

2011-2012

2 класс

2012-2013

3 класс

2013-2014

4 класс

2014-2015

1 класс

Обученность

100%

100%

100%

Не оцениваются

Качество

51%

53%

55%

Русский язык


Годы

2011-2012

2 класс

2012-2013

3 класс

2013-2014

4 класс

Обученность

100%

100%

100%

Качество

51%

53%

55%




Литературное чтение

Годы

2011-2012

2 класс

2012-2013

3 класс

2013-2014

4 класс

Обученность

100%

100%

100%

Качество

61%

64%

67%


Математика


Годы

2011-2012

2 класс

2012-2013

3 класс

2013-2014

4 класс

Обученность

100%

100%

100%

Качество

51%

53%

55%








Окружающий мир


Годы

2011-2012

2 класс

2012-2013

3 класс

2013-2014

4 класс

Обученность

100%

100%

100%

Качество

68%

74%

80%


Анализируя данные, видим, что качество повышается. Происходит это за счет того, что в своей работе я применяю технологию уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение дифференцированного подхода в обучении вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность В обучении русскому языку и литературному чтению использую так же игровые технологии. Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая:

  • предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;
  • способствует расширению ассоциативной базы;
  • способствует формированию учебного сотрудничества;
  • имеет образовательное значение.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.

На уроках литературного чтения применяю различные виды работ над текстом, учитываю психофизиологические особенности детей, стараюсь, чтобы работали все виды памяти. В своей работе применяю методику Федоренко-Зайцева, что повышает технику чтения.

В уроки математики систематически включаю задания на логическое мышление, дифференцированные задания, отрабатываю вычислительные навыки, вследствие чего повышается качество.

На уроках окружающего мира применяю задания творческого характера, игровые задания, занимательный материал, собственный опыт учащихся, что повышает интерес к изучаемому предмету и повышает качество.

4.2. Достижения учащихся


Муниципальный этап
2011-2012 уч. год - Демидчик Яна, 3 место по русскому языку и литературному чтению на предметной олимпиаде 2011-2012 уч. год - Мусатова Юлия, 2 место по окружающему миру на предметной олимпиаде 2013-2014 уч. год - Мусатова Юлия, 3 место по окружающему миру на предметной олимпиаде
Участие во Всероссийском молодежном чемпионате (заочно) по русскому языку и языкознанию: 2013-2014 уч. год: РинчиноваНомин -1 место, на районном уровне Ковтунова Ирина -2 место, на районном уровне Потехина Дарья -3 место, на районном уровне
Участие учащихся в конкурсах № Название конкурса Классы Результат Учащийся

2011-2012уч.г. 1 Осенний букет 1-4 1 место Демидчик Яна 2 Веселые старты 1-4 1 место Команда 3 Конкурс чтецов 1-4 1 место 2 место 3 место Ковтунова Ирина Потехина Дарья Демидчик Яна 4 Лучшая тетрадь 1-4 1 место РинчиноваНомин 5 Поле чудес 1-4 1 место Мусатова Юлия 6 Золотые россыпи Аги район 1 место Мусатова Юлия

2012-2013уч.г. 1 «Юный флорист и декоратор», 1-4 2 место класс 1 «Дангина» 2-4 1место
РинчиноваНомин 2 Самый грамотный ученик 2-4

1местттотосссс

РинчиноваНомин 3 Конкурс чтецов 1-4 2 место 3 место 3 место Мусатова Юлия

Чистохин Артем

Демидчик Яна 4 Музыкальный дождик район 1 место Мусатова Юлия 5 Интеллектуальный марафон 3- а, 3-б 1 место 2место 3 место РинчиноваНомин Мусатова Юлия Демидчик Яна 6 Встреча Деда Мороза 1-4 1 место Калин Геннадий 7 Веселые старты 2-3 1 место Команда

2013-2014уч. г. 1 «Осенний букет» 1-4 1 место 2 место 3 место Занчевский Данил Поносов Кирилл Бронникова Ангелина
2 Веселые старты 1-4 1 место команда 3 Лучшая тетрадь 3-4 1 место РинчиноваНомин 4 Лучший дневник 3-4 1место Чистохин Артем 5 Интеллектуальный марафон 4- а, 4-б 1 место 2место 3 место РинчиноваНомин Мусатова Юлия Ковтунова Ирина 6 Самый чистый кабинет 1-4 1место класс

2014-2015 уч. г. 1 Спартианские состязания ОСОШ и МДОУ «Солнышко» 1 место команда 2

«Викторина по сказкам».
1-2 1 место команда

Мониторинг за три года:

Годы:

1 место

2 место

3 место

Всего мест 2011-2012

6

1

1

8 2012-2013

6

3

3

12 2013-2014

6

2

2

10


5.Научно-методическая деятельность
5.1. Система работы Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, образовательной программой и программой развития школы «Школа-территория здоровья». Серьезное внимание уделяю самосовершенствованию и работе по повышению уровня профессионального мастерства через курсовую подготовку ГАОУ ДПО «Агинский ИПК» по теме: «Обновление содержания начального образования в условиях модернизации общего образования». Я работаю учителем начальных классов 22 год, из них по развивающей системе Л.В. Занкова 14 год. Развивающее обучение в начальной школе ориентировано на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка, обеспечивает развитие личности. Порядок значимости дидактических принципов и их значение для практики обучения выглядит следующим образом:

  • принципосознанияпроцессаучения;
  • принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых;
  • принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
  • принцип ведущей роли теоретических знаний;
  • принцип быстрого темпа изучения нового материала.
Овладеть принципами развивающего обучения ученик может лишь при условии, что он осознает объективные обоснования своих действий с изучаемым предметом, т. е. те свойства и отношения объекта, которые определяют возможности и закономерности его функционирования и преобразования, составляющие содержание научных понятий о нем. Следует подчеркнуть, что речь идет именно об усвоении понятия как основания собственных действий, а не словесного определения понятий. Знание такого определения, даже подкрепленное соответствующими примерами, отнюдь не свидетельствует об овладении понятием. Говорить об этом можно лишь в том случае, если ученик, решая ту или иную задачу, не только действует соответствующим образом, но и понимает, почему он так действует, а не иначе. Лишь конечным (далеко не всегда обязательным) результатом такого понимания может быть словесная формулировка понятия. Необходимость осознания понятий как основания собственных действий диктует особую логику построения учебных предметов на первой ступени развивающего обучения. Она должна обеспечивать ученику возможность, выделив в наиболее простой форме связь между свойствами изучаемого объекта и способами действия с ним, шаг за шагом проследить видоизменение этих способов в связи с усложнением условий задачи, осознать необходимость все более полного учета свойств и отношений объекта. Это значит, что в учебном предмете должна быть отражена не сама по себе логическая связь между элементами произвольного выделения системы понятий, а логика развертывания предметного действия, опирающегося на ту или иную систему понятий. Тем самым определяются принципы отбора учебного материала и способов его изложения. Во-первых, в качестве стержня программы развивающего обучения должно быть выделено такое предметное действие, в процессе формирования которого можно было бы выявить происхождение лежащей в его основе системы понятий, а затем полно и последовательно развернуть ее. В предлагаемых программах в качестве таких сквозных действий выделено орфографическое действие (русский язык) и измерение величин (математика). Во-вторых, если логические связи между понятиями могут быть с одинаковым успехом раскрыты при разных способах изложения материала (как от частного к общему так и от общего к частному), то уяснить генезис понятия и его связи с предметным действием можно лишь в том случае, если в учебном материале последовательно прослежены ступени перехода от простейших (абстрактных, всеобщих) форм понятия к все более сложным (конкретным, особенным) его формам. Именно эта логика восхождения от абстрактного к конкретному, положена в основу как предлагаемых программа, так и учебников. С целью активизации познавательной активности учащихся на уроках практикую приемы частично-поискового метода: задания на подтверждение правильности выводов, на поиск ошибки в рассуждениях. Владею приемами, характерными, как для репродуктивного метода обучения (задания на индивидуальное речевое проговаривание, на приведение собственных примеров), так и проблемного метода обучения (постановка проблемного вопроса, рассуждение). Выбор методов осуществляю в соответствии с темой и типом урока. Владею системой отбора материала к уроку, умением его структурировать. Принимая детей в первый класс, я ставлю перед собой цель сформировать в каждом из своих будущих выпускников социально адаптированную личность с активной жизненной позицией, поэтому тема моей методической работы - «Дифференцированный подход к учащимся при обучении математике в начальных классах». На протяжении обучения учащихся провожу анализ усвоения учебного материала. По результатам ввожу задания в зависимости от уровня обученности детей. Таким образом, дифференцированный подход в обучении позволяет задействовать каждого ученика на каждом уроке. Владею нестандартными технологиями в обучении, в том числе и информационными. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде PowerPoint позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. С опорой на информационные технологии самостоятельно разработала и провела ряд уроков и внеклассных занятий по предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир». Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Со второго года обучения на всех учащихся класса завожу индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют познавательную активность. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства использую проектную деятельность, которая способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. При формировании детского коллектива обращаю особое внимание на развитие доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствует программа Духовно нравственного развития и воспитания личности «Ступеньки познания», в рамках которой провожу систему бесед, классных часов, экскурсий, коллективно-творческих дел. Провожу мероприятия на социально-значимые темы, касающиеся профилактики дорожно-транспортного травматизма и другие темы. Применение описанных методов приводит к стабильным результатам.
Для начальной школы, на мой взгляд, актуальны следующие педагогические технологии:

Использование технологий

Название используемой технологии

Обоснование применения технологии

Результат

1.

Развивающего обучения

Соответствует требованиям ФГОС

Развитие всех учащихся, как сильных, так и слабых

2

Дифференцированного обучения

Рост количество учащихся с

ОВЗ

У учащихся формируются обобщённые интеллектуальные умения: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы;

ных ситуаций и активную самостародуктивной, своевременной. видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи объекта с другим выделять существенные признаки; сравнивать объекты; классифицировать их; обобщать наблюдаемые явления; переносить известные способы деятельности в другие условия.

3

Игровая технология

Младшие школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения через игровую деятельность.

Формировать функции межнациональной коммуникации, самореализации ребенка в игре, успешная адаптация учащихся к школе.

4

Использование ИКТ

Повышение интереса к предмету; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта детей.

Дети сами участвуют в подготовке презентаций; умеют выбирать нужную и полезную информацию.

5

Здоровьесберегающие технологии

Сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.











5.2. Описание опыта работы

Тема моей методической работы: «Дифференцированный подход к учащимся при обучении математике»

Проблема повышения качества знаний у младших школьников не нова, а с реализацией комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» решение ее становится особенно значимым.

Опыт моей работы показывает увеличение количества учащихся с низким уровнем развития. В 2010 году, набрав в очередной раз 1 класс, оказалось, что большинство учащихся испытывают затруднения при обучении математики. Из 20 учащихся 6 -занимались на низком уровне и пройдя ПМПК 2 из них получили справку коррекционного обучения 8 вида и 4 -7 вида, 12 -на среднем уровне и 2 на высоком уровне. Исходя из особенностей учащихся класса я пришла к выводу, что при обучении необходим дифференцированный подход. И в этом году педагогическая диагностика показала, что у большинства учащихся низкий уровень готовности к школьному обучению. Актуальность ведущей идеи моего педагогического опыта направлена на разработку условий повышения качества знаний, путем формирования у младших школьников учебной мотивации и обусловлена противоречиями:
  • между повышением успешности обучения младшего школьника, созданием максимальных условий для сохранения и развития познавательных способностей учащихся и усреднением личности в условиях массовой школы;
  • между усиленным вниманием к ученику, к повышению качества обучения и признанием того, что у большинства учащихся низкая учебная мотивация;
  • между природной любознательностью ребенка, стремлением к творческому самовыражению и его фактической пассивностью на уроках, обусловленной условиями образовательной среды, когда в классе обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития.
Поэтому возникает необходимость находить новые приемы, методы, технологии, позволяющие обучать всех и каждого. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является дифференцированное обучение. Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для развития учебной мотивации учащихся и (как следствие) повышение качества обучения. Учебно-методический комплект по системе Л.В. Занкова обеспечивает два вида дифференциации обучения и определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее-легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают другие дети. Изучив литературу, я узнала, что в современной научной и педагогической литературе ряд работ посвящены рассмотрению различных аспектов дифференцированного обучения, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий. Н.П. Гузик свою систему назвал, комбинированной системой обучения, имеющей две отличительные стороны: развивающий цикл уроков и организация уровневой внутриклассной дифференциации по трем уровням: С - базовый стандарт, минимальный или репродуктивный; В - дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «С», реконструктивная деятельность; А - творческий или продуктивный уровень, позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. В.В. Фирсов раскрывает сущность уровневой дифференциации на основе обязательных требований и предлагает введение двух стандартов обучения: уровень, который должна обеспечить школа способному, увлеченному школьнику и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Н.В. Рыжова описывает дифференциацию в различных моделях школы:
  1. модель потоков;
  2. модель гибкого состава класса;
  3. модель разнородных классов.
В.Ф. Одегова описывает работу над художественным произведением с использованием разноуровневых заданий к изучаемому тексту. Н.Н. Деменева предлагает различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на этапе закрепления материала. Анализ названных теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений для обоснования педагогического опыта:
  • Учебная мотивация - система целей и потребностей, побуждающих учащихся к активному усвоению знаний, овладению учебными умениями, навыками; характеризуется направленностью на учение (освоение содержания, способов, приемов учения), а так же познавательной активностью. (А.К. Маркова)
  • Дифференциация - в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
  • Дифференцированное обучение - часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
  • Уровневая дифференциация - организация обучения, при котором школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях: на обязательном и повышенном. (К.Г. Селевко)
Принципы уровневой дифференциации:
  1. Овладение обязательным уровнем подготовки.
  2. Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.
  3. Добровольность в выборе уровня усвоения.
  4. Контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.
В основу своего педагогического опыта по названной выше теме я положила основные идеи уровневой дифференциации Н.П. Гузика и В.В. Фирсова, опыт работы учителей начальных классов. В своей работе я использую внутриклассную дифференциацию по уровням усвоения учебного материала. Данную форму работы можно представить с помощью таблицы:



Уровни усвоения учебного материала Деятельность обучающихся Варианты заданий А (базовый уровень) Репродуктивная деятельность · Решение арифметических задач знакомых видов (по образцу, алгоритму);
Нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов;
· Выполнение тренировочных упражнений. В (продвинутый уровень) Конструктивная деятельность · Задания с недостающими или лишними данными;
· Преобразование математического объекта в новый;
· Задание на сравнение (в чем сходство, чем отличаются);
· Решение задач в несколько действий. С (творческий уровень) Продуктивная деятельность · Поиск закономерностей;
· Классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
· Выполнение задания разными способами;
· Поиск рационального способа решения;
· Самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений;


В своей работе стараюсь учить так, чтобы уровень учащегося повышался от базового до продвинутого и от продвинутого до творческого:
  • на базовом уровне через репродуктивную деятельность,
  • на продвинутом уровне через конструктивную деятельность,
  • на творческом уровне через продуктивную деятельность.
Изучение каждой темы заканчиваю продуктивной деятельностью. Для учащихся с разным уровнем психического развития необходима различная сложность учебных заданий, время выполнения, уровень усвоения учебного материала. Учитывая это, дифференцирую:
  • Содержание учебных заданий по уровню:
    1. объема;
    2. трудности;
    3. творчества;
  • Учебную деятельность:
    1. по степени самостоятельности учащихся;
    2. по характеру помощи учащимся.
Использую следующие методы:
  • игровой метод;
  • метод наглядности (таблицы, схемы);
  • алгоритмический;
  • комментированное управление;
  • метод моделирования (переход от текстовой задачи к таблице и др.);
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • частично поисковый и исследовательский метод.
Используя содержание учебников Аргинской, Кормишиной, свой опыт, опыт учителей начальных классов отобрано содержание для организации дифференцированного обучения на уроках математики, которое позволяет проводить работу со всем классом одновременно на разных уровнях на одном учебном материале. Приведу примеры некоторых заданий:
Раздел программы Задания Вид дифференцированной работы Геометрический материал

Начерти ломаную из четырех звеньев, длины которых 2 см, 3 см, 4 см, 2 см.

1. Найди длину ломаной.
2. Начерти отрезок, длина которого равна длине ломаной.
3. Начерти ломаную такой же длины, но из трех звеньев.

Дан прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см.

1. Вычисли площадь этого прямоугольника.
2. Начерти прямоугольник с такой же площадью, но с другими сторонами.
3. Проведи диагональ прямоугольника и найди площадь полученной фигуры. Арифметические действия

Даны выражения

15-7
13-8
14-9

12-6
16-7
11-8

1. Найди значение выражений.
2. Найди сумму ответов в каждом столбике.
3. Из данных выражений составь одно равенство и одно неравенство.

Даны выражения
72 - 9+17
24: 4+28
46+14 - 12 - 8
63+5х 4 - 64: 8
40: 8+3х 8: 6
23+4 х7 - 7 1. Раздели на три группы.
2. Выбери любую группу и найди значение выбранных выражений.
3. Составь свое выражение в выбранной группе. Решение задач













Дана задача.
На первой полке 8 книг, а на второй на 3 книги меньше.

1. Поставь вопрос, чтобы задача решалась
- в одно действие
- в два действия
2. Реши задачу с выбранным вопросом.
3. Измени условие задачи, чтобы она решалась так:
8+(8 - 3)+5
8+(8 - 3) - 7

Сравни задачи.
1) Оля вырезала 8 картинок с животными, а с цветами в 3 раза больше. Сколько картинок с цветами вырезала Оля?
2) Оля вырезала 8 картинок с животными, а с цветами 24. Сколько всего картинок вырезала Оля?

1. Из данных задач составь новую, чтобы она решалась двумя действиями.
2. Измени условие, получившейся задачи так, чтобы она решалась тремя действиями.
3. Подумай, можно ли решить задачу другими способами?

Все три уровня тесно взаимосвязаны между собой целями, приемами и результатами обучения. Такая организация дифференцированного подхода к обучению позволяет формировать учебную мотивацию школьников, более осознанно и прочно усваивать знания, обозначенные в стандарте, дает возможность применять эти знания в новой ситуации и проводить процесс обучения в комфортной обстановке.

Приложение

Внутриклассная дифференциация определена через педагогическую диагностику, наблюдения за детьми во время уроков и их самостоятельные работы совместно с психологом школы. Уровни обучения учащихся 1 -а класса.

А

В

С Жуков Евгений Цымпилов Данил Попов Денис Зелененко Владимир Игтисамова Лилия Байзель Евгения Соколова Юлия Карпушкина Полина Калинина Анастасия Чистохин Никита Гарифуллина Елена Калинина Елена Порохня Данил Уланова Карина Калина Александра Николаев Егор
Наврузова Дарья
Данные таблицы позволяют проводить уроки, используя дифференцированный подход.

6. Воспитательная работа


Воспитательную работу в классе планирую, исходя из Воспитательной системы школы, программы развития школы: «Школа территория здоровья», программы Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 1-4 классов «Ступеньки познания» и психофизиологических особенностей учащихся класса. Работая с классами по системе Л.В. Занкова, основываюсь на нравственно-эстетический подход в воспитании детей, предусматривающий целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, уважать, утверждать в жизни, природе, жить «по законам красоты». Воспитательная деятельность ведется в тесном контакте с родителями. На родительские собрания подготовила цикл лекций по педагогике, психологии, физиологии и гигиене; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе. По запросам родителей, были организованы встречи с психологом школы, который помог раскрыть психологический аспект воспитания, развития детей. Родители учеников - мои первые помощники в подготовке внеклассных мероприятий, экскурсий, подготовке кабинета к новому учебному году.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса

Год

Класс

Показатели

2011-2012

2 класс

4.0

2012-2013

3 класс

4.2

2013-2014

4 класс

4.6

Из данных таблицы видно, что уровень воспитанности учащихся класса повышается

Внеучебная деятельность

Внеучебная деятельность ведется по 4 направлениям из расчета 10 часов недельной нагрузки на класс и охватывает всех учащихся класса. Я пятый год веду кружок «Росток»по общественно-полезной деятельности. Программа факультативного курса по ОПД "Росток" разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения его. Она дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир». Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Общественно полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника. Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду. Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания. Программа «Росток» включает различные модули в соответствии с местными условиями нашего региона. Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (8 ч.)

Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (10 ч.)

Модуль 3. Работа с природным материалом (7 ч.)

Модуль 4. Обработка бумаги и картона (8 ч.)

На занятиях мы осваиваем гигиенические навыки ухода за собой, правила этикета, изготавливаем различные поделки, пересаживаем цветы, учимся отращивать отростки, сеем весной рассаду цветов и овощей. Учимся наводить порядок в кабинете и помогаем в уборке школьного двора.


© 2010-2022