Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные патриоты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Пояснительная записка

Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости

Воспитание патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе "Об образовании" Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Юные патриоты». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа "Юные патриоты" долгосрочная - с 1-го по 4-й класс. Главное в программе - системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе - и душа на месте», «Школа - мой второй дом», «Кебезень - село родное», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;

  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;

  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Алтай.

  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

  • организовать экскурсии по историческим местам Республики Алтай.

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

Исполнители программы:

  • учащиеся

  • родители

  • руководитель кружка.

Основные формы работы:

беседы
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы

практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники

Направления работы:

Информационно-просветительская работа - пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа - разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности

  • гуманизации

  • интеграции

  • системности

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы - 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 45 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:

  • Семья вся вместе - и душа на месте

  • Школа - мой второй дом

  • Чистополь - город родной

  • Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе - и душа на месте».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

  • формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа - мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений "ученик - учитель", "ученик-ученик", выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Кебезень - село родное»

Задачи:

  • формировать представления об истории села;

  • приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;

  • воспитывать любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Кебезеня.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Алтай.

  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Алтая.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень - 1 класс (33 часа);

2 ступень - 2 класс (34 часа);

3 ступень - 3 класс (34 часа);

4 ступень - 4 класс (34 часа).





Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название темы

Форма проведения

1 класс

I. Семья вся вместе - и душа на месте

1

Мои родные

фотовернисаж

2

Имя твое

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи

5

Ты - родитель

игра

6

Игры бабушек, дедушек

практикум

7

Мои обязанности в семье

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

II. Школа - мой второй дом

1

Здравствуй, школа!

праздник

2

Школьные кабинеты

экскурсия

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

4

Мой сосед по парте

игра

5

Посвящение в первоклассники

праздник

6

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

игра

9

До свидания, первый класс!

праздник

III. Чистополь - город родной

1

Мой двор

рисунки

2

Удивительное имя нашего города

легенды

3

Герб города

беседа

4

Прогулка-экскурсия по города

экскурсия на автобусе

5

Удивительный наряд города

видео экскурсия

6

Характер города. Город владеет культурными богатствами

беседа

7

Характер города. Город владеет духовными богатствами

фотовернисаж

8

Посещение музея уездного города.

экскурсия

9

Занятия жителей города

беседа

IV. Родной свой край люби и знай

1

«Большая Родина» - республика. Географическое положение.

беседа

2

Казань - столица Татарстана

видео экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир Татарстана

беседа

5

Красота родной природы

видео экскурсия

6

Дружба народов Татарстана

беседа

2 класс

I. Семья вся вместе - и душа на месте

1

Мой дом - моя крепость

игра

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

3

Профессия моего отца

фотовернисаж

4

Профессия моей мамы

фотовернисаж

5

Распределение обязанностей в семье

практикум

6

Песни родителей, бабушек

прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

8

Папа, мама, я - читающая семья

соревнования, праздник

II. Школа - мой второй дом

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

беседа

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

беседа

3

Мои любимые книги

выставка книг

4

Береги учебник

акция

5

Бережное отношение к школьному имуществу

беседа

6

Я - директор школы

ролевая игра

7

Школа будущего

конкурс рисунков

8

Дом, в котором мы живем

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

III. Чистополь - город родной

1, 2

Память о прошлом.

беседа

3

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

4

Посещение кинотеатра, театра

культпоход

5

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

7

Аллея героев

экскурсия

8

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

9, 10

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам города

IV. Родной свой край люби и знай

1

Флаг Татарстана

беседа, рисунки

2

Герб Татарстана

беседа

3

Гимн Татарстана

прослушивание

4

Национальная кухня

конкурс блюд

5

Национальный костюм

рисунки

6

Заповедные места Татарстана

беседа

7

Игры татарского народа

практикум

8

Сабантуй

праздник

3 класс

I. Семья вся вместе - и душа на месте

1

Моя семья

сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

3

Герб моей семьи

конкурс рисунков

4

Моя родословная

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

7

Подвижные семейные игры

практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

II. Школа - мой второй дом

1

Моя школа - мой дом

беседа

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

3

Поздравление учителей с Днем учителя

открытка

4

Что растет на территории школы

тесты

5

Все о школе

викторина

6

Школьный музей «Чистопольские страницы»

экскурсия

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

8

Трудовой десант

посадка многолетних растений на клумбах школьного участка

III. Чистополь - город родной

1

Исторические места города.

экскурсия

2

Моему городу 230 лет

выставка фотографий

3

Промышленные предприятия города

экскурсия

4

Великая Отечественная война в истории моего города

беседа

5

Посещение музея Боевой Славы

экскурсия в музей

6

Знаменитые земляки

поисковое задание

7

Встреча с известными земляками

беседа

8

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

IV. Родной свой край люби и знай

1

Казань в далеком прошлом

беседа

2

Гражданская война на территории ТАССР

беседа

3

Подвиги татарстанцев в годы Великой Отечественной войны

беседа

4

Символика Татарстана

беседа

5

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

6

Я - гражданин

рисунки

7

Многонациональная республика Татарстан

беседа

8, 9

Праздники татарского народа

праздник

10

Всяк на Волге город - град, а Казань всем городам город.

экскурсия

4 класс

I. Семья вся вместе - и душа на месте

1

История одной фотографии

сочинение

2

Рукотворный мир

выставка поделок, сделанных совместно с родителями

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

5

Семейный бюджет

практикум

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

7

Папа, мама, я - дружная семья

спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

II. Школа - мой второй дом

1

Юбилейная дата. Встреча с детским писателем

беседа

2

Умники и умницы

интеллектуальная игра

3

Бюджет школы

практикум

4

Школьный краеведческий музей «Чистопольские страницы»

экскурсия в школьный музей

5

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

6

История школы. Знаменитые люди -выпускники нашей школы.

создание альбома

7

Прощание с начальной школой

праздник

8

Подарок школе

сбор макулатуры

III. Чистополь - город родной

1

Моя малая родина

сочинение

2

Писатели в годы Великой Отечественной войны в Чистополе

посещение музея Б.Пастернака

3

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсии по храмам, соборам, мечетям

4

Герои - земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

Экскурсия по историко-археологическому заповеднику Джукетау

экскурсия

6

Изучение археологических находок

сбор материала для школьного музея

7

Что мы покажем гостям в Чистополе

оформление уголка

8

Мой город в будущем

защита проекта

IV. Родной свой край люби и знай

1

Первобытный мир - начало истории человечества

беседа

2

Булгары - древние предки татар

беседа

3

Казанское ханство

беседа

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане

экскурсия в храм, мечеть

6, 7

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики

чтение произведений, театрал. представления

8

Трудовые достижения и замечательные люди Татарстана

поисковое задание

9

Что человечество ценит больше всего. Казанский Кремль

экскурсия по Кремлю

10

Казанский Кремль - далекое прошлое нашего края

викторина

Реализация программы.

  1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.

  2. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.

  3. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.

  4. Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.

  5. Посещение семей на дому.

  6. Посещение музея.

. Ожидаемые результаты:

  • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;

  • Повышение уровня духовной культуры

  • Возрождение патриотического воспитания.



© 2010-2022