- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные патриоты
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные патриоты
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Репницина Л.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости
Воспитание патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе "Об образовании" Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Юные патриоты». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа "Юные патриоты" долгосрочная - с 1-го по 4-й класс. Главное в программе - системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе - и душа на месте», «Школа - мой второй дом», «Кебезень - село родное», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
-
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
-
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
-
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
-
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Алтай.
-
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
-
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
-
организовать экскурсии по историческим местам Республики Алтай.
-
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
-
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
Исполнители программы:
-
учащиеся
-
родители
-
руководитель кружка.
Основные формы работы:
беседы
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы
практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники
Направления работы:
Информационно-просветительская работа - пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа - разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
-
последовательности
-
гуманизации
-
интеграции
-
системности
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы - 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 45 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:
-
Семья вся вместе - и душа на месте
-
Школа - мой второй дом
-
Чистополь - город родной
-
Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе - и душа на месте».
Задачи:
-
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
-
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа - мой второй дом».
Задачи:
-
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
-
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
-
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
-
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений "ученик - учитель", "ученик-ученик", выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Кебезень - село родное»
Задачи:
-
формировать представления об истории села;
-
приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;
-
воспитывать любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Кебезеня.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
-
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Алтай.
-
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Алтая.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень - 1 класс (33 часа);
2 ступень - 2 класс (34 часа);
3 ступень - 3 класс (34 часа);
4 ступень - 4 класс (34 часа).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№
Название темы
Форма проведения
1 класс
I. Семья вся вместе - и душа на месте
1
Мои родные
фотовернисаж
2
Имя твое
поисковое задание
3
Поздравление мам с Днем Матери
концерт
4
Мое имя и фамилия
в летописи семьи
5
Ты - родитель
игра
6
Игры бабушек, дедушек
практикум
7
Мои обязанности в семье
беседа
8
Поздравление пап с Днем защитника Отечества
праздник
9
Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта
открытка
II. Школа - мой второй дом
1
Здравствуй, школа!
праздник
2
Школьные кабинеты
экскурсия
3
Адрес школы. Дорога в школу
составление маршрута
4
Мой сосед по парте
игра
5
Посвящение в первоклассники
праздник
6
Традиции школы
беседа, собрание для родителей
7
Школьная библиотека. Посвящение в читатели
экскурсия, конкурсы
8
Наши обязанности
игра
9
До свидания, первый класс!
праздник
III. Чистополь - город родной
1
Мой двор
рисунки
2
Удивительное имя нашего города
легенды
3
Герб города
беседа
4
Прогулка-экскурсия по города
экскурсия на автобусе
5
Удивительный наряд города
видео экскурсия
6
Характер города. Город владеет культурными богатствами
беседа
7
Характер города. Город владеет духовными богатствами
фотовернисаж
8
Посещение музея уездного города.
экскурсия
9
Занятия жителей города
беседа
IV. Родной свой край люби и знай
1
«Большая Родина» - республика. Географическое положение.
беседа
2
Казань - столица Татарстана
видео экскурсия
3
Из бабушкиного сундука
фольклорные посиделки, игра
4
Кто нас окружает. Растительный и животный мир Татарстана
беседа
5
Красота родной природы
видео экскурсия
6
Дружба народов Татарстана
беседа
2 класс
I. Семья вся вместе - и душа на месте
1
Мой дом - моя крепость
игра
2
Досуг в моей семье
беседа, рисунки
3
Профессия моего отца
фотовернисаж
4
Профессия моей мамы
фотовернисаж
5
Распределение обязанностей в семье
практикум
6
Песни родителей, бабушек
прослушивание
7
Фамилия, имена, отчества членов семьи
поисковое задание
8
Папа, мама, я - читающая семья
соревнования, праздник
II. Школа - мой второй дом
1
Правила поведения учащихся на уроках и переменах
беседа
2
Распределение обязанностей в классном коллективе
беседа
3
Мои любимые книги
выставка книг
4
Береги учебник
акция
5
Бережное отношение к школьному имуществу
беседа
6
Я - директор школы
ролевая игра
7
Школа будущего
конкурс рисунков
8
Дом, в котором мы живем
практическая деятельность по созданию презентаций о школе
III. Чистополь - город родной
1, 2
Память о прошлом.
беседа
3
О чём говорят названия улиц
поисковое задание
4
Посещение кинотеатра, театра
культпоход
5
Альбом «Знай и люби свой город»
рисунки, сочинения, мини-доклады
6
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
встреча, беседа
7
Аллея героев
экскурсия
8
Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.
экскурсия
9, 10
Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте
беседа, прогулки по отдельным местам города
IV. Родной свой край люби и знай
1
Флаг Татарстана
беседа, рисунки
2
Герб Татарстана
беседа
3
Гимн Татарстана
прослушивание
4
Национальная кухня
конкурс блюд
5
Национальный костюм
рисунки
6
Заповедные места Татарстана
беседа
7
Игры татарского народа
практикум
8
Сабантуй
праздник
3 класс
I. Семья вся вместе - и душа на месте
1
Моя семья
сочинение
2
У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки
выставка семейных поделок
3
Герб моей семьи
конкурс рисунков
4
Моя родословная
составление родословной
5
У семейного очага
семейная игра
6
Великая Отечественная война в истории моей семьи
поисковое задание
7
Подвижные семейные игры
практикум
8
Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека
открытки, праздник
II. Школа - мой второй дом
1
Моя школа - мой дом
беседа
2
Я работаю в библиотеке
ролевая игра
3
Поздравление учителей с Днем учителя
открытка
4
Что растет на территории школы
тесты
5
Все о школе
викторина
6
Школьный музей «Чистопольские страницы»
экскурсия
7
Акция «Хорошее время читать»»
читательский дневник
8
Трудовой десант
посадка многолетних растений на клумбах школьного участка
III. Чистополь - город родной
1
Исторические места города.
экскурсия
2
Моему городу 230 лет
выставка фотографий
3
Промышленные предприятия города
экскурсия
4
Великая Отечественная война в истории моего города
беседа
5
Посещение музея Боевой Славы
экскурсия в музей
6
Знаменитые земляки
поисковое задание
7
Встреча с известными земляками
беседа
8
Знай, люби и гордись своим городом
практикум
IV. Родной свой край люби и знай
1
Казань в далеком прошлом
беседа
2
Гражданская война на территории ТАССР
беседа
3
Подвиги татарстанцев в годы Великой Отечественной войны
беседа
4
Символика Татарстана
беседа
5
Кто в государстве самый главный?
ролевая игра
6
Я - гражданин
рисунки
7
Многонациональная республика Татарстан
беседа
8, 9
Праздники татарского народа
праздник
10
Всяк на Волге город - град, а Казань всем городам город.
экскурсия
4 класс
I. Семья вся вместе - и душа на месте
1
История одной фотографии
сочинение
2
Рукотворный мир
выставка поделок, сделанных совместно с родителями
3
Моя семья. Семейные традиции
практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет
4
Вклад моей семьи в историю страны
поисковое задание
5
Семейный бюджет
практикум
6
Права и обязанности родителей и детей
круглый стол
7
Папа, мама, я - дружная семья
спортивный праздник
8
Поздравление с Днем Семьи
поздравительная открытка
II. Школа - мой второй дом
1
Юбилейная дата. Встреча с детским писателем
беседа
2
Умники и умницы
интеллектуальная игра
3
Бюджет школы
практикум
4
Школьный краеведческий музей «Чистопольские страницы»
экскурсия в школьный музей
5
Мой любимый предмет в школе
конкурс рисунков
6
История школы. Знаменитые люди -выпускники нашей школы.
создание альбома
7
Прощание с начальной школой
праздник
8
Подарок школе
сбор макулатуры
III. Чистополь - город родной
1
Моя малая родина
сочинение
2
Писатели в годы Великой Отечественной войны в Чистополе
посещение музея Б.Пастернака
3
Знакомство с духовной жизнью города
экскурсии по храмам, соборам, мечетям
4
Герои - земляки Великой Отечественной войны
поисковое задание
5
Экскурсия по историко-археологическому заповеднику Джукетау
экскурсия
6
Изучение археологических находок
сбор материала для школьного музея
7
Что мы покажем гостям в Чистополе
оформление уголка
8
Мой город в будущем
защита проекта
IV. Родной свой край люби и знай
1
Первобытный мир - начало истории человечества
беседа
2
Булгары - древние предки татар
беседа
3
Казанское ханство
беседа
4
Наш край в годы Великой Отечественной войны
поисковое задание
5
На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане
экскурсия в храм, мечеть
6, 7
Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики
чтение произведений, театрал. представления
8
Трудовые достижения и замечательные люди Татарстана
поисковое задание
9
Что человечество ценит больше всего. Казанский Кремль
экскурсия по Кремлю
10
Казанский Кремль - далекое прошлое нашего края
викторина
Реализация программы.
-
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
-
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
-
Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
-
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
-
Посещение семей на дому.
-
Посещение музея.
. Ожидаемые результаты:
-
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
-
Повышение уровня духовной культуры
-
Возрождение патриотического воспитания.