Конспект урока по окружающему миру Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?Конспект урока по окружающему миру Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»). Класс: 1 класс Продолжительность урока: 45 минут Учитель: Коваленко Жанна Федоровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г.Искитима Новосибирской области.

Тема

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» Тип урока:

Изучение новой темы.

Цель формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.

Задачи

  1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
  2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
  3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
  4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
  5. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.

УУД

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты Предметные:

  • иметь представление о звёздах как о космических телах;
  • сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
  • иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Метапредметные: регулятивные:
  • ставить учебные задачи под руководством учителя;
  • планировать учебную деятельность;
  • удерживать цель и задачи в течение урока;
  • оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
познавательные:
  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
  • моделировать космические тела (звёзды);
  • наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
  • установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
  • строить монологические высказывания;
  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Солнце, звезда, созвездие, астрономия, астроном, телескоп.

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология, астрономия

Ресурсы:

  • основные



  • дополнитель

ные

  • А. А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.

  • А. А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2

  • атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков),
  • тесты к учебнику для 1 класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).
  • электронные физкультминутки
  • презентация к уроку

Формы урока

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Актуальность использования средств ИКТ Обеспечение наглядности, освоение материала урока, активизация познавательной деятельности




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1. Организацион- ный момент.

Слайд 2

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
И на уроке не зевать. Приветствуют учителя, проверяют, всё ли готово к уроку.

Организация рабочего места

2.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы вместе с Муравьишкой Вопросиком.
- Какие?











1 раздел:

Кто? Что?

2 раздел:

Как? Откуда? Куда?

3 раздел:

Где? Когда?







Метапредметные результаты:

Коммуникативные результаты:

Слушать и слышать друг друга.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Вступать в диалог.

Личностные результаты:

Развитие мотивации учебной деятельности.

Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.

Актуализация знаний.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Слайд 3

- На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?».

Муравьишка с Мудрой Черепахой подготовили для вас кроссворд:

По горизонтали:

1.Третий день недели (Среда).

2.Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать (Страус). 3.Основная работа этого человека - печь хлеб (Пекарь).

4.Животные, которые вымерли очень-очень давно (Динозавры).

5.Время года, которое наступает после осени (Зима).

По вертикали:

1.В нее одевались первобытные люди (Шкура).

2.Первый месяц весны (Март).

3.Человек, который изучает звезды и другие небесные тела (Астроном).

4.Верхняя часть велосипеда (Рама).



Дети отвечают на вопросы.

Конспект урока по окружающему миру Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Находить ответы на вопросы.

4. Формулирова- ние темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. - Муравьишка и Мудрая Черепаха благодарят за ваши знания и дарят открытку-пазл. - Соберите её. - Что у вас получилось?

Слайд 4 - Откройте учебник на с.31 и прочитайте название раздела.

Слайд 5 Сформулируёте тему урока, используя слова: солнце, звёзды, почему?
- На какие вопросы нам предстоит найти ответы?









Слайд 6 - Прочитайте на с.32 , какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Ответы детей.

- Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?


Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)

- Узнаем, что такое Солнце. Научимся изготавливать модели звёзд. Будем учиться находить созвездие Льва.

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (задачи).

Выдвижение предположений. Регулятивные результаты:

Предвосхищение результата учебной деятельности.

Личностные результаты:

Развитие мотивации учебной деятельности.


III. Совместное открытие знаний.

Цели:

- организовать обсуждение, что такое Солнце;

- Что вы знаете о Солнце? - Из каких источников можно получить дополнительную информацию?

Слайд 7

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильма «Удивительный мир» о Солнце и звёздах.

Вопросы после просмотра видеофильма:

- Что такое Солнце?

- Какое расстояние от солнца до Земли?

- Является ли Солнце твёрдым телом?

- Почему же Солнце светит днём, а не ночью?

Опыт 1. Смена дня и ночи.

(Один ученик в роли Солнца, второй в роли планеты Земля. У «Солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи)


- На какой вопрос мы сейчас ответили?

Слайд 8 - Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- А сколько мудрых пословиц и поговорок сложено в народе о Солнце. Давайте вспомним:

-Какие вы помните пословицы о солнце?

Слайд 9

- Давайте дополним наши знания:

-Солнце встаёт утро настаёт.

-Лежебоке и солнце не в пору встаёт.

-При солнышке тепло, при матери добро.

Слайд 10

- На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

Ответы детей. - Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника, спросить у взрослых.

youtube.com/watch?v=sP_inLuyGBE

- Солнце - это звезда

- Примерно равно150 млн.км.

- Нет, не является, это скопление раскалённых газов.

- Само явление ночи и есть поворот части планеты спиной к Солнцу. Вращаясь вокруг своей оси, поворачивается то одной стороной к солнцу, то другой - так происходит смена дня и ночи.

- Почему же солнце светит днём?


Ответы детей.

Учащиеся объясняют смысл пословиц.

Работа в рабочих тетрадях.

Предметные результаты:

Знание понятий Солнце, «звезда», «созвездие».

Умение применять знания в жизненной ситуации.

Представления о смене дня и ночи.

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты:

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение наблюдать и делать выводы.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выдвижение предположений.

Коммуникативные результаты:

Слушать и слышать друг друга;

Оформлять свои мысли в устной форме.

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; планирование общих способов работы.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные результаты:

Способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные результаты:

Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

5. Физкультминутка.

Слайд 11 Весёлая зарядка для детей. youtube.com/watch?v=MDLsZ-I489M
Дети делают зарядку под музыку. Личностные результаты: Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни.

6.


Продолжение работы по теме.

Цели:

- организовать обсуждение, что такое звёзды;

Слайд 12

- Ребята, пока мы с вами беседовали о Солнце, Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадку.

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.

-Что это?

- Как догадались?
- С чем сравнивают звезды? Почему?


- Когда мы видим звезды? Почему?


- В старину люди думали, что звезды - это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так.


- Кто знает, что такое звезды?

- Более подробно о звёздах нам расскажут ваши одноклассники.

Вопросы после выступлений учащихся:

- Что такое звёзды?

- Чем они различаются?

- Какие звёзды самые горячие? Холодные?

Слайд 13
- С некоторыми звёздами вы можете познакомиться в учебнике, стр.32.

- Назовите эти звёзды.

- Давайте изготовим из пластилина модели этих звёзд, соблюдая размер, цвет.

- Представим свои модели на выставке (на доске выставка).

- С какой задачей мы справились?










- Звёзды.
- С фонариками.

- Звёзды мы видим ночью, солнечный яркий свет мешает днём разглядеть другие звёзды, потому что они несравненно дальше от нас. Ответы детей. Приложение 1


- Звёзды - громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. - Размером и цветом. - Белые и голубые. Красноватые.


- Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус. (Работа в группах, представление своих работ)

- Узнали, что такое звёзды и почему они светят ночью, а также научились изготавливать модели звёзд. Предметные результаты: Знание понятий «звезда», «созвездие». Умение применять знания в жизненной ситуации. Представления о смене дня и ночи. Умения определять созвездия. Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (задачи). Поиск и выделение необходимой информации. Умение наблюдать и делать выводы. Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные результаты: Уметь проговаривать последовательность действий на урок. Личностные результаты: Развитие мотивации учебной деятельности. Развитие умения контролировать свою работу.

7. Физкультминутка

Слайд 14

Вот как солнышко встаёт -

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдёт -

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся,

А под солнышком нам всем

Весело живется!
Личностные результаты: Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни

8. Продолжение работы по теме.

Цели:

- организовать обсуждение, что такое созвездия;

- А кто изучает звёзды?

Слайд 15

-Раньше их называли звездочётами.

- С помощью чего астроном изучает звёзды?

- Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.

-С некоторыми созвездиями мы знакомились в начале года.

- Послушайте мою загадку и вспомните о каком созвездии идёт речь?

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

Слайд 16

- А под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.

-Рассмотрим на стр.33 в учебнике это созвездие.

- Как вы думаете, а почему его так назвали?

- Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».

- На звёздном небе мы с вами не увидим точное изображение фигуры льва. Перед нами будет фигура в виде серпа - это голова и грудь зверя. Звёзды расположенные левее - это туловище.

Слайд 17

- В тетради на стр.22 соединим линиями точки-звёды так, чтобы получилось созвездие Льва.

- А у доски поработает…

- Проверим друг друга. - Астрономы.
- Телескопа.











- Созвездие Большой Медведицы.






Ответы детей. Предметные результаты: Знание понятий «звезда», «созвездие». Умение применять знания в жизненной ситуации. Умения определять созвездия. Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Поиск и выделение необходимой информации. Умение наблюдать и делать выводы. Анализ объектов с целью выделения признаков. Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные результаты: Уметь проговаривать последовательность действий на урок. Личностные результаты: Развитие мотивации учебной деятельности.

9. Первичное закрепление

- Мудрая Черепаха предлагает вам игру:

Слайд 18

«Подскажи словечко»

- Солнце - огромный пылающий … (шар).

- Солнце - это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды - огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш - это созвездие … (Большая Медведица).
Предметные результаты: Знание понятий «звезда», «созвездие». Представления о смене дня и ночи. Познавательные результаты: Анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные результаты: Слушать и слышать друг друга; Регулятивные результаты: Способность к мобилизации сил и энергии. Личностные результаты: Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.

10. Итог.









Рефлексия.

Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог.

Слайд 19

-САМООЦЕНКА:

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

-Кто считает, что сегодня он активно работал и не испытывал затруднений?

-А у кого были некоторые трудности?

-А как вы оцените работу своей группы?

Слайд 20

Закончи предложение:

Я узнал …

Я понял …
Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Поиск и выделение необходимой информации. Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Данил

Вечером, когда солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звезды.

Звёзды - громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Многие из них гораздо больше Солнца. Звёзды находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.

Матвей

На ночном небе звёзды мерцают разными цветами: голубым, белым, жёлтым, красным. Белые и голубые звёзды - очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые - холоднее белых. Они как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее солнца.

Соня

По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

© 2010-2022