- Преподавателю
- Начальные классы
- Анализ уроков письма в первом классе по программе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Анализ уроков письма в первом классе по программе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалёва Л.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обучение письму младших школьников.
Учитель начальных классов муниципальной гимназии г. Ярцева Смоленской области Ковалёва Людмила Александровна.
Система Эльконина -Давыдова.
Обучение письму в букварный период. Я работаю по системе развивающего обучения уже девятый год, за это время накопился уже большой опыт. Возможно, кто-то из вас захочет тоже попробовать некоторые приёмы и методы ведения урока письма, которые я использую в своей работе. Обучение письму детей младшего школьного возраста является одним из ключевых аспектов в период обучения грамоте. Работая по системе Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, я использовала разные подходы в обучении детей письму. Хочу поделиться своим мнением о прописях Л.Г.Олисовой (Сибирский институт развивающего обучения), и прописях Н.Г.Агарковой. Начну с того, что обучение грамоте по системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова предусматривает интегрированный урок, рассчитанный на два часа в день, на котором осуществляется и обучение письму и обучение чтению. Подробнее остановлюсь на той части урока, которая посвящена обучению письму. Нередко уроки письма проходят однообразно, дети пишут традиционные палочки, крючочки, старательно выводят буквы по образцу в прописях. Однако эти уроки можно разнообразить, сделать более интересными для детей. Я предлагаю Вашему вниманию некоторый материал, который я использую в своей работе. Прописи Агарковой состоят из 4 тетрадей , каждая из которых начинается правилами посадки ребёнка за партой. И это самое главное при обучении письму, ибо от неправильной посадки могут быть большие неприятности: испорченное зрение, искривление позвоночника, некрасивая осанка, нарушение дыхания, недоразвитие мышц, нервные стрессы и многое другое. Поэтому необходимо обратить внимание на недостатки каждого ученика, объяснить ему, почему надо делать что-либо именно так, а не иначе, как предотвратить возможную опасность при выполнении заданий.
- Прежде всего стул и стол ( или парта ) должны соответствовать росту ребёнка, поскольку слишком высокая или слишком низкая учебная мебель искажает правильную посадку. Ребёнок должен сидеть прямо, свободно, обе руки на столе, обе ноги - подошвами на полу, а не в проходе. Удобнее сидеть, если ноги в коленях согнуты под прямым углом.
- Нельзя наваливаться грудью на стол - это затрудняет дыхание, а дышать при письме надо свободно, не задерживая вдоха. Для этого надо отодвинуться от стола примерно на ширину ладони. Локти следует немного спустить со стола и не прижимать их к бокам - отодвинуть от туловища на ширину ладони. Не надо поднимать одно плечо выше другого и сильно наклонять голову слишком близко к тетради - от этого устают глаза.
- Тетрадь должна лежать не прямо, а наклонно. Тогда при письме наклонные буквы и строчки будут ровными и прямыми. Ладонь свободной руки должна придерживать тетрадь, чтобы она не ёрзала. Пишущая рука должна поворачиваться при письме вся - от локтя до ладони ( а не только ладонь!). Нижний угол тетради - напротив груди, а начало каждой новой строки письма - как раз напротив середины груди.
- Ручка должна быть не слишком толстой для пальцев ученика или чересчур длинной. Иначе он с ней не справится. Держать ручку надо на 1,5-2 см выше от кончика, причём нельзя её сжимать слишком сильно. Конец ручки должен быть направлен в правое плечо.
Технология ведения уроков письма по прописям Агарковой
- Знакомство с изучаемой буквой. Эта работа проводится по букварю.
- Анализ слова, выделение звука.
- Работа буквы.
- Чтение слов с этой буквой в букваре.
- Формирование зрительного образа письменной буквы. Здесь я пользуюсь альбомом, где письменная буква идёт в сравнении с печатной.
- Анализ правильной буквы и составление буквы из вырезанных элементов-шаблонов письменных букв. В прописях Агарковой есть замечательный набор шаблонов с элементами букв. Родители наклеивают эти шаблоны на картон, вырезают и складывают в конвертик. А в каждой тетради есть в конце прописей «ключ» к конструированию букв, все элементы пронумерованы, детям легко найти нужный элемент. Это помогает ориентировать детей на правильное написание буквы.
- Учим пальчик - изображение буквы из наждачной бумаги. Этот приём я использую давно. Когда-то давно родители моих учеников вырезали эти буквы из наждачной бумаги и наклеили их на картон, каждый ученик получает свою карточку. Дети пальчиком ведут по начертанию буквы, одновременно рассказывают друг другу сказку о какое-нибудь путешествие, в это время рука запоминает правильные движения.
- Учим руки - сгибание буквы из проволоки. Раздаю детям по кусочку гибкой проволоки в пластмассовой изоляции. Выгибаем буквы, пальчики крепнут. Проволочка напоминает дорожку, по которой надо пробежать или проехать. При этом руки детей как бы рулят - то вправо, то влево. Вот и получаются буквы.
- Запись буквы в тетрадь.
- Письмо слогов с буквой.
- Расселение букв слова в звуковой домик. Очень интересная работа, детям нравится представлять буквы живыми человечками.
- Письмо слов с буквой.
- Составление предложений по схеме с данной буквой. На отдельных страницах тетрадей даны модели предложений и текстов, чтобы дети упражнялись в их устном составлении. Очень развивает речь, помогает ориентироваться в предложении.
- Рисование узоров, как тренировочные упражнения, необходимые для укрепления мелких мышц пальцев, развития глазомера, развитие логики.
При работе по данному курсу, мне очень понравилось то, что ежедневно на каждом уроке предусмотрен фонематический разбор слов и работа со схемами предложений. Кроме того, предусмотрена работа с разрезными элементами букв, из которых можно собрать изучаемую букву. Положительные стороны прописей Агарковой.
- фонематический разбор слов ежедневно на каждом уроке,
- разрезные элементы букв, из которых можно собрать изучаемую букву,
- работа со схемами предложений.
- мало тренировочных упражнений.
- нет места для списывания слов из букваря,
- узоры слишком простые,
- нет дифференцированных заданий для детей,
- нет занимательных заданий для сильных детей.
Интересно работать и по прописям Л.Г.Олисовой. При работе по этим прописям я отметила следующие особенности: можно ориентироваться на сильного ученика, можно индивидуально подойти к каждому ребёнку. Если первоклассник быстро выполняет задания, он может заняться дополнительной работой на развитие логики, пространственного воображения. Слабый ребёнок, у которого плохо развита рука, не чувствует при этом себя ущемлённым, он может не спешить. Если ему задания понравятся, он сможет выполнить их дома в свободное время под руководством взрослых. В курсе Л.Г.Олисовой заложен следующий алгоритм работы на каждом уроке:
Технология ведения уроков письма по прописям Л.Г.Олисовой.
-
Знакомство с буквой
-
Анализ слова, выделение звука
-
Запись печатной буквы и знакомство с письменной буквой. Причём и печатные и письменные буквы дети изображают в прописях.
-
Сравнение печатной и письменной буквы
-
Закрашивание письменной буквы красками настроения. Проводится в игровой форме и одновременно развивает фантазию у детей.
-
Весёлое превращение буквы в животное и т.д.
-
тренировочные упражнения
-
поиск правильного написания
-
запись слогов, слов, предложений.
-
занимательные упражнения развивающего характера
-
задания на развитие логики
-
творческие задания
Работая по курсу этого автора мне очень понравилось то, что в прописях даны:
Положительные стороны:
-
Интересные узоры,
-
Много занимательных заданий для сильных детей,
-
Много места для записи текста из букваря, не нужна дополнительная тетрадь,
-
Много заданий творческого характера,
-
Можно записывать одновременно цифры в клеточках,
-
Задания можно использовать для каждого ученика индивидуально.
Хочется обратить внимание коллег и на слабые стороны методики обучения письму Л.Г.Олисовой :
Отрицательные стороны:
-
нет разрезных элементов букв, они очень помогают в работе.
-
мало работы со схемами слов и предложений, от этого страдает фонематический слух, развитие речи.
Но это всё уже зависит от творчества учителя.
Апробировав и проанализировав два вариативных курса, направленных на обучение младших школьников письму, хочу пожелать авторам учесть положительные и отрицательные аспекты и разработать такие прописи, которые позволили бы и подготовленному и не подготовленному к письму ребёнку чувствовать себя на уроке комфортно, так, чтобы процесс обучения письму был ему интересен.
Надеюсь, что мой опыт кому-то из вас пригодится в будущем. Спасибо за внимание!
7