РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению «Умелые руки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа пос. Ильичевский

муниципального района Алексеевский Самарской области










Утверждаю Согласовано Программа рассмотрена на заседании

Директор_______/Н.А. Звягинцева/ "____"_____2012 г. МО учителей начальных классов

"___"_______2012 г. Зам. директора по УВР Протокол № _____ от "___"_______2012г.

м.п. _______/Т.И. Парамонова/ Руководитель МО

_________/Ю.Е.Крючкова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению


«Умелые руки»


Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


2012 - 2013 учебный год


Класс 2

Количество часов - 68

(2 ч в неделю)


Пояснительная записка




Человек использует природные ресурсы для удовлетворения своих жизненных потребностей. Современное состояние окружающей среды становится кризисным, что угрожает здоровью каждого в отдельности и благополучию всего человечества в целом. Для дальнейшего существования цивилизации нужен разумный подход и нравственное отношение к природе. Важным звеном является общекультурное воспитание детей в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждения о ценности природы, что затем перерастает в экологические потребности. Основываясь на приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, необходимо формировать основы общекультурной позиции младшего школьника. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения (ФГОС) происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Посещая занятия «Умелые руки», учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. Благодаря совместной работе руководителя и учащихся, глубже изучается материал. На занятиях стараюсь раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении.

Нормативно-правовое и методологическое

обеспечение программы
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».


Специфика занятий «Умелые руки» Научить детей создавать оригинальные поделки, игрушки, полезные вещи для школы и дома, используя бросовый материал - бутылочки, коробочки, конфетные обертки и др., тем самым не засорять окружающую среду. Рабочая программа занятий «Умелые руки» рассчитана на учащихся 2 класса.

Сроки реализации программы Реализация программы будет осуществляться в течение 2012 - 2013 учебного года.

Цель: - создание условий для практического применения общекультурных знаний и умений учащихся младших школьников
Задачи: - развитие логического и творческого мышления учеников; - овладение опытом создания оригинальных поделок; - развитие мелкой моторики рук; - овладение навыками творческого сотрудничества; - развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления. Правильно поставленная работа занятий имеет большое воспитательное значение. В процессе занятий у младших школьников воспитывается бережное отношение к природе, уважительное отношение к результатам своего труда и труда соседа, интерес к самостоятельной и коллективной творческой деятельности. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд. Работа спланирована так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, природным и бросовым материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок разные. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени - до 80%. Занятия проводятся в классной комнате. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для учащихся 2 класса 45 минут.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения. В рабочей комнате организуется постоянно действующая выставка детских работ. Дети смогут видеть результаты своего труда, сравнивать сделанное, обсуждать изделия, выделять наиболее интересные работы. Работа ведется по направлениям: - изготовление игрушек; - изготовление полезных предметов; - изготовление украшений.

Ожидаемые результаты

К концу обучения учащиеся должны знать - значение бережного отношения к природе для человека; - название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь - анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); -правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; -экономно размечать материалы с помощью шаблонов, соединять детали изделия различными способами.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Содержание программы

  1. Вводное занятие (2 ч):
Инструменты и приспособления (1 ч). Простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, портновские булавки, шило, шаблоны выкроек, трафареты. Материалы: бумага цветная, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон, ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные - белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Правила по технике безопасности при работе с инструментами. Соблюдение порядка на рабочем месте (1 ч).
  1. Работа с бросовым материалом (64 ч).
Виды поделок из бросового материала. Инструменты. Изготовление работ на различной базовой основе с применением различных материалов, по выполненному эскизу. Выполнение сувениров различной степени сложности. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок - пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.
  1. Итоговое занятие (1 ч)
  2. Выставка работ учащихся (1 ч)

Условия реализации программы
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса для проведения праздников.







Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия Кол-во час Дата 1 Вводное занятие. 2
2 Цыпленок в гнезде 1
3 Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом. 2
4 Ваза с фруктами (из мятой газеты) 3
5 Матрёшка (из мятой газеты) 2
6 Изготовление кормушек 1
7 Робот (из коробочек из-под сока) 1
8 Изготовление ёлочных игрушек из коробок, упаковочной бумаги. 4
9 Изготовление гирлянд (коллективная работа). 1
10 Знакомство и изготовление чеканки (по образцу). 4
11 Изготовление игрушек - сувениров 4
12 Изготовление цветов. 4
13 Панно (коллективная работа). 2
14 Чудо дерево 2
15 Вазочка из банки и семян 4
16 Кактус в горшочке 2
17 Паровозик 2
18 Рыбка 2
19 Гоночная машина 2
20 Страус 2
21 Человечек в шляпе 2
22 Солнышко 2
23 Поделки из ниток 3
24 Игрушки - погремушки 2
25 Необитаемый остров с пальмой 2
26 Поделки из газетных трубочек 3
27 Поделки из дисков 3
28 Изготовление настенного кармашка для мелочей. 2
29 Итоговое занятие. 1
30 Выставка поделок 1

Итого: 68







Список литературы:


1. А. Бахметьев, Т. Кизяков "Оч. умелые ручки". 2. Н.С. Ворончихин "Сделай сам из бумаги". 3. Т.М. Геронимус "150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий". 1997. 4. М.А. Гусакова "Подарки и игрушки своими руками". 5. М.М. Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных "Рукоделие для детей". 6. Н.М. Конышева "Чудесная мастерская". 7. Н.М. Конышева "Наш рукотворный мир". 8. Н.М. Конышева "Умелые руки". 9. Н.М. Конышева "Секреты мастеров". 10. В.Г. Машинистов, Н.М. Конышева "Трудовое обучение в сельских школах". 11. О.С. Молотобарова "Кружок изготовления игрушек-сувениров". 12. Д.Р. Ханашевич "Подружки-рукодельницы". 13. В. Хасенбанк, Э. Хенши, Б. Бенц "Самоделки". 14. Т.А. Чернуха "Твоя маленькая мастерская". 15. Поделки из бросового материала. garmoniavdome.ru/podelkiizbrosovogomateriala/ 16. Детские поделки из бросового материала. luntiki.ru/blog/podelki/1574.html 17. Поделки из бросового материала | Творим вместе с детьми ... tvorchestvo.wordpress.com/tag/поделки-из-бросового-материала/


© 2010-2022