- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Курс ОРКСЭ – путь к социальной зрелости и адаптации в поликультурном мире
Доклад на тему Курс ОРКСЭ – путь к социальной зрелости и адаптации в поликультурном мире
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кириченко Н.Н. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Слайд 1 Курс ОРКСЭ - путь к социальной зрелости и адаптации в
поликультурном мире.
Учитель начальных классов
Кириченко Н. Н. Слайд 2 Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента учебного плана. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной. Ребёнок, покидая начальную школу, испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Цель курса (Слайд 3)- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса (Слайд 4)
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 6 Особенности курса
- Не заниматься с детьми скучным заучиванием текстов, терминов, имен, пересказами, чтобы не убить интерес к занятиям.
- Главное сопереживание, проживание, активное изучение материала учащимся, самовыражение, осмысление, формирование детской точки зрения на проблему! Нет критических оценочных суждений на высказывания детей!
- Обучение по курсу ОРКСЭ безоценочное!
- Оценку смысловую, эмоциональную, словесную дают дети своим активным участием!
Слайд 7 Список модулей:
- «Основы православной культуры»
- «Основы исламской культуры»
- «Основы буддийской культуры»
- «Основы иудейской культуры»
- «Основы мировых религиозных культур»
- «Основы светской этики»
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Любой выбранный модуль позволяет дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставляет возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес. Реализация курса ОРКСЭ, таким образом, способствует защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействует сохранению и укреплению единого культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества, лучшему знанию региональных аспектов и особенностей религиозной культуры, глубокому постижению региональных социокультурных и этноконфессиональных особенностей населения и культуры всех субъектов Российской Федерации. Это предмет, решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Слайд 8 Для того чтобы повысить мотивацию учащихся и сделает уроки ОРКСЭ наиболее оптимальными, я предлагаю сочетать разные методы, формы и виды деятельности.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов, вариантов проведения уроков, следует выбрать соответствующие особенностям и запросам современных школьников. А именно:
- эвристические беседы;
- диспуты;
- учебные и социальные проекты;
- уроки - экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- драматизация (театрализация);
- практикумы;
- викторины и конкурсы;
- творческие мастерские;
- интервью;
- сочинение, эссе;
- составление словаря терминов и понятий;
- создание галереи образов и т. д.
Слайд 9 Особое внимание хотелось бы уделить методу TASC(ТАСК, сокр. от англ. «Активное мышление в социальном контексте»), который обладает огромным потенциалом для развития когнитивных способностей учащихся (и не только на уроках ОРКСЭ), удобен в рамках групповой работы или подготовки итогового проекта. Практической формой реализации метода TASC является разноцветный круг со встроенной стрелкой, который ученики могут легко изготовить самостоятельно. По этому кругу они шаг за шагом перемещаются в процессе работы над определенной темой. Метод TASC позволяет учителю контролировать работу учащихся (скорость, тщательность, внимательность), а ученикам помогает структурировать и быстро организовать собственную работу или распределить функциональные роли в группе и обозначить лидера. Круг TASC также предполагает рефлексию над результатами своей работы (оценка степени успеха или неудачи с выявлением возможных причин).
Использование активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
Слайд 10 Вывод Дети - наше сокровище. Какими мы их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить.