- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта. Технология 2 класс
Технологическая карта. Технология 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бахтина Н.В. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока технологии, 2 класс
Тема урока: обычаи и обряды. Символика вещей. Птица - солнце.
Цель урока: расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их
символическом значении; освоение операции «Вогнуть внутрь», приёма сгибания бумаги по намеченным линиям в одну сторону, прогиб бумаги в противоположную сторону на основе изделия «Птица - солнце».
Задачи:
-
Образовательные: уметь выполнить приём «Вогнуть внутрь», сгибание бумаги по намеченным линиям в одну сторону, прогиб бумаги в противоположную сторону, на сгибе делать надрез, читать инструкционно - технологическую карту изделия, изготовить птицу из бумаги в соответствии с народными традициями.
-
Развивающие: расширять пространное мышление, глазомер, цветовое восприятие, ручную умелость, точность движений, эстетический вкус, обобщать и делать выводы.
-
Воспитательные: совершенствовать коммуникативную культуру - умение договариваться,
принимать чужое мнение, вести диалог; уважение к традиционным видам ремесел.
№ урока - 4 в теме «Учимся у народных мастеров»
Класс - 2Б
Дата - 24 апреля, 2009 год
Тип урока - ОНЗ «Открытие» нового знания»
Оборудование урока.
Для учителя:
Для детей:
-
мультимедийная презентация.
-
учебник:
-
образец птицы - солнца из дерева и щепы;
-
образец птицы - из бумаги;
-
листы бумаги А3 для демонстрации приемов работы;
-
демонстрационная карта изготовление птицы;
-
ножницы;
-
клей.
-
Учебник;
-
толковый словарь С.И. Ожегова;
-
листы бумаги А 4;
-
цветная бумага
-
линейка;
-
карандаш
-
ножницы;
-
клей;
-
передник;
-
индивидуальные салфетки
Формируемые компетенции на уроке:
-
Ценностно - смысловые компетенции:
- уметь осуществлять индивидуальную поисковую деятельность при работе над изделием.
-
Учебно - познавательные компетенции:
- уметь пользоваться инструкционной картой;
- владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты,
формулировать выводы.
-
Социокультурные компетенции:
- владеть элементами художественно - творческих компетенций ремесленника.
-
Коммуникативные компетенции:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, корректно вести учебный диалог;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях
общения;
умениями искать и находить компромиссы.
-
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с источником информации - книгой, толковым словарём.
-
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- знать и применять правила личной гигиены и безопасности, уметь заботиться о собственном
здоровье.
Время
Структурные единицы урока
Деятельность учителя
(содержание, методы, средства, приёмы обучения)
Деятельность учащихся (фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы)
Приме
чание
1 мин.
1. Самоопределение к деятельности
Большая светлица,
Горит жар - птица,
Всяк её знает …
- О ком говориться в стихотворении?
- Где вы читали о ней?
Фронтальная работа
О жар - птице.
В сказках
5 мин.
2. Актуализация знаний и мотиваций
- Откройте учебник на с.122.
- Прочитайте тему урока.
- Можно ли сказать о жар - птице,
что она птица - солнце. Почему?
Чтение темы.
Птица - солнце (из дерева и щепы)
Жар - птица очень яркая, как солнце.
- Все слова понятны?
- Что же такое щепа?
Читает ученик из
толкового словаря С.И.Ожегова - с.904
ЩЕПА´ - откалывать тонкими слоями, щепками (дерево)
ПТИЦА- СОЛНЦЕ (предание)
Однажды заболел в деревне ребенок, с каждым днем становилось ему хуже. Отец, сидя у постели мальчика, плел из сосновой дранки корзину и рассказывал, что скоро уже наступит лето. Пригреет солнце, зазеленеет трава, весело запоют птицы.
Сами собой руки его начали мастерить из щепы диковинную птицу.
(показ птицы из дерева и щепы)
Мастер подвесил ее над кроваткой сына. Кружится птица, и кажется мальчику, что это солнышко. Что уже настало лето и бежит он с ребятами к реке...
С этого дня наступил в болезни перелом. Всем мастер рассказывал, как было дело. С тех пор стали люди заказывать ему птиц и вешать в избах «на счастье».
Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека.
Прослушивание и просмотр кадров мультимедийной презентации
5 мин
Работа с учебником (с.123)
- Прочитаем учебную статью о птице - солнце
Чтение статьи
Фронтальная работа
- Что интересного узнали?
По сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком.
От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе.
1 мин.
Постановка учебной задачи.
- Хочется ли вам в своём доме иметь
птицу - солнце? Давайте смастерим.
- Только вместо дерева у нас будет бумага, ведь бумага тоже сделана из дерева.
3 мин
Техника безопасности
Рабочее место - удобное и аккуратное.
Всё, что надо под рукой - и ничего лишнего.
- Для того, чтобы начать работу, мы должны вспомнить правила личной гигиены и безопасности:
-
Как аккуратно работать с клеем?
1.Клей на поверхность детали наноси …(равномерно)
2.Под деталь обязательно подложи …(подстилку)
3.Приклеенную деталь накрой …(чистым листом бумаги) и осторожно …(пригладь)
-
Как работать с ножницами?
1.Передавая ножницы, держи их…(за сомкнутые лезвия)
2.Вырезая деталь, поворачивай не ... (ножницы), а …(бумагу)
3.Не оставляй ножницы …(открытыми).
4.Не приближай пальцы левой руки к …(линии обреза)
Передник защитит одежду во время работы.
Кадры мультимедийной презентации с текстовкой правил «доскажи»
1 мин.
Физ.минутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
5 мин.
Открытие «нового» знания
Анализ образца: обсуждение приемов изготовления изделия.
- Рассмотрите образец и схему изготовления
птицы - солнце на с. 124- 125.
- Этапы работы у нас будут схожи с изготовлением птицы народных мастеров.
- Расскажите, как изготавливается птица - солнце. Из каких этапов будет состоять наша работа?
Работа по учебнику.
Этапы работы:
1.Туловище сделаем в технике оригами;
2.Крылья и хвост сделаем отдельно, загофрируем (сложим складочками), прикрепим к туловищу крылья и хвост.
10 мин.
Чтение карты - инструкции и изготовление туловища.
Квадрат.
- Что нам нужно для изготовления туловища птицы?
- Как сделать квадрат?
-
Прочитаем инструкционно - технологическую карту туловища:
- квадрат нужно положить углом к верху, перегнуть пополам, а потом раскрыть;
- согнуть верхние боковые стороны к намеченной линии;
- согнуть нижние боковые стороны к намеченной линии;
- согните пополам и поверните полученную фигуру;
- загните левый угол вверх, а потом вогнуть внутрь;
- загните левый угол вверх, а потом внутрь;
Кадры мультимедийной презентации.
-
Прочитаем инструкционно - технологическую карту крыльев и хвоста и начнём выполнять:
- Разметим бумагу так, как показано на рисунках;
- Через сколько см будем намечать сгибы?
сгибы наметим линиям через 2 см
Согнуть бумагу по намеченным линиям
сгибаем всё время в одну сторону
Между сгибами прогнём бумагу в противоположную сторону (получим складки);
-
Оформление края заготовок.
Края заготовок обрежем так,
чтобы они напоминали вырезанную щепку.
-Сколько заготовок потребуется на два крыла?
- Заготовку для крыльев будем обрабатывать с одного края?
- Должны ли быть они симметричны?
- Что значит быть симметрично?
- Заготовку для хвоста будем обрабатывать с одного края.
1 мин.
Физ.минутка.
5 мин.
Самостоятельная работа
-
Украшение крыльев и хвоста самостоятельно в парах.
- Как можно украсить крылья и хвост?
узором, хохолком на голове
- Чтобы украсить крылья и хвост вам надо договориться с вашим соседом по парте.
- Птицы каждой пары должны
быть совершенно одинаковыми.
Надо совместно выбрать материал, способ, цвет украшения.
5 мин.
Подведение итогов
- Для того чтобы оценить работу в паре,
на что надо обратить внимание?
- Что вам помогло выполнить работу?
- Какую новую операцию вы освоили?
Оценивание работы в паре:
- как работалось в паре;
- пропорциональность выполненных фигурок;
- аккуратность работы;
Умение договариваться,
принимать чужое мнение, вести диалог
Операция «Вогнуть внутрь»,
Вывод:
- Какое символическое значение у этого изделия?
Ребята, птицу - солнце называют ещё и птицей - счастье.
- А что такое счастье?
Что такое счастье...
Что такое счастье, кто ответит,
Где рецепт известный и простой?
Отчего смеемся, словно дети?
В чем души услада и покой?
Счастье - это радость, смех и слезы,
И любви большой водоворот.
Счастье - это сон, мечты и грезы,
Взрыв желаний и души полет.
Счастье, если в вашем доме дети,
Звонкий смех и щебет по утрам.
Счастье - жизнь, где вы за все в ответе,
Счастье - мир, открытый щедро вам!
2 мин.
Рефлексия
- Что новое сегодня узнали?
- Чему научились?
- А кто хочет подарить птицу - солнце нашим гостям?