- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности В гостях у сказки для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности В гостях у сказки для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кленина О.М. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ
Клениной О.М.
Ф.И.О., категория
дополнительного образования «В гостях у сказки»
для 2 «А» класса
Рассмотрено на заседании
Методического совета
протокол №
от
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Сказки - ярчайший образец литературного творчества, пробуждающий в ребенке фантазию, расширяющий и обогащающий кругозор. Благодаря сказкам маленькие читатели получают развернутую картину художественных и нравственных ценностей, постигают глубину народной мудрости и приобщаются к вечным человеческим истинам.
Цели курса по внеурочной деятельности:
-
Расширение читательского кругозора, совершенствование всех видов речевой деятельности
-
Углубление художественно-творческих и познавательных способностей, развитие эстетического отношения к искусству слова
-
Обогащение нравственного опыта учащихся средствами художественного текста, понимание и глубокое осмысление прочитанного
-
Формирование читательской компетентности, знание сказок, умение их самостоятельно выбирать и грамотно оценивать , соотносить содержание произведения с его заглавием
Задачи курса по внеурочной деятельности:
-
Воспитание эмоционально-эстетического отношения к действительности, отраженной в сказочных произведениях.
-
Овладение навыком познавательного интереса к сказкам, осмысление и разнообразная интерпретация прочитанного.
-
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса школьников, понимание подлинной духовной сущности прочитанных сказочных произведений.
4. Воспитание нравственно ориентированного отношения к действительности, отраженной в сказочных произведениях.
Общая характеристика курса по внеурочной деятельности:
Решение поставленных задач предполагает формирование осмысленного читательского навыка, интереса к прочитанным сказочным произведениям, умения ориентироваться в сказочном многообразии, выбирать и аргументировать свой выбор. Необходимо понимать художественное произведение как особый вид искусства, попытаться сравнить искусство слова с другими видами искусства. Решение выделенных задач помогает детям попробовать себя в роли авторов, самостоятельно создавая свои собственные сказки на основе прочитанных книг.
Место курса в учебном плане
Данный курс занимает важнейшее место в учебной программе, так как чтение в начальной школе является важнейшим в решении задач не только обучения, но и воспитания. В ходе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические нормы взаимодействия с окружающим миром. В ходе курса внеурочной деятельности проявляется мотивированный выбор круга чтения, постоянный интерес к самостоятельной читательской активности. Наиглавнейшим аспектом данного курса можно назвать творческую деятельность школьников, которая включает в себя постановку «живых картин», инсценирование, участие в роли актеров и режиссеров в разнообразных спектаклях.
Результаты изучения курса внеурочной деятельности:
Личностные :
Личностными результатами изучения данного курса можно отметить: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, восприятие сказочного произведения как особого вида искусства, полноценное восприятие художественной литературы, эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
Метапредметные:
Метапредметными результатами обучения можно назвать: освоение приемов поиска нужной информации, умением высказывать и пояснять свою точку зрения, овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе.
Предметные:
Предметными результатами обучения в ходе данного курса можно обозначить: осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, умение составлять несложные монологические высказывания о сказочных произведениях (героях, событиях), умение декламировать и проявлять себя.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Программа предусматривает узнавание, различение и определение основного смысла сказок (о животных, бытовые, волшебные, авторские), понимание их художественных особенностей.
В результате обучения будет достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется как умения:
-
Осознавать место и роль сказочных произведений в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, углубление личностных качеств и социальных ориентиров
-
Понимать истинное значение сказочной литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями
-
Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности
-
Приобретать определенные умения анализировать художественные тексты, что важно для дальнейшего литературного образования младших школьников. Определять тему, идею, элементы композиции, средства художественной выразительности
-
Давать аргументированную собственную оценку самостоятельно прочитанным сказочным произведениям, уметь формулировать базовые нравственные ценности, нашедшие отражение в прочитанном тексте
Примерное распределение учебного времени по темам курса (35 часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
1
Знакомство с жанром «сказка»
3
Формирование умений узнавать и отличать сказки от других жанров литературных произведений
2
Обзорное знакомство с разнообразным миром сказок, имеющихся в библиотеке
3
Приобщение к чтению, раскрытие богатства книжных фондов
3
Русские народные сказки. Знакомство с произведениями устного народного творчества
6
Познакомиться с историей, традициями, культурой и бытом русского народа. Подготовка литературного праздника
4
Русская классика для детей. Знакомство с самыми известными авторскими сказками
6
Внимание к языку, понимание образных выражений, используемых в авторских сказках. Составление творческих пересказов: от имени одного из героев, с вымышленным продолжением. Рассказ-импровизация, участие в массовых мероприятиях. Подготовка выставок по сказкам А.С.Пушкина, П.П. Бажова, С.Т.Аксакова, «В царстве удивительных басен Крылова»
5
Русская литература для детей
6
Выразительное чтение, инсценирование фрагментов, чтение их по ролям. Подбор эпизодов для постановки живых картин. Определять жанр, тему, идею, сюжет, характеризовать героев, использовать языковые средства выразительности. Подготовка групповой презентации: «Мой самый любимый писатель», участие в массовых мероприятиях, литературных гостиных
6
Зарубежная литература для детей
6
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, драматизация. Творческий пересказ, устное словесное рисование, подготовка литературных игр и викторин по сказкам Андерсена, Гауфа, А.Линдгрен и др.
7
Мои любимые сказки. Защита авторских проектов
5
Индивидуальная и групповая деятельность в работе над проектами, по желанию работа над семейным проектом «Самая любимая сказка моей семьи»
В результате обучения будет достигнут нужный уровень литературного развития, который характеризуется как умения:
-
Осознавать место и роль сказок в формировании общей культуры личности, обогащение фантазии и расширение кругозора
-
Раскрытие литературного текста с позиции его эстетической и нравственной сущности
-
Расширение знаний о сказках, их жанровой самобытности и уникальных художественных особенностях
В ходе занятий постоянно используются различные формы поощрения творческой активности младших школьников: подготовка групповых, индивидуальных проектов, проведение уроков с элементами игры, постоянное использование в ходе занятий конкурсов, викторин, ребусов, кроссвордов, участие в литературных праздниках и устных журналах.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. (Стандарты второго поколения)
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго поколения)
Учебно-методические средства обучения:
Для учителя:
Гафурова И.М. «Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную» - СПб, «Паритет», 2003.
Гольдберг «Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие». - М.: «Новая школа», 2001.
Краткий справочник школьного библиотекаря. - СПб: «Профессия», 2001.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе» - Ростов-на-Дону: «Учитель», 2002.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в начальной школе». - Ростов-на=Дону: «Учитель», 2000.
«Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» - М: «Академия»,1998.
«Планирование, организация и содержание деятельности начальной школы. Сборник научно-методических и управленческих материалов. - М.: «Педагогический поиск», 1997.
«Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». - М.: Просвещение, 2011.
«Проектно-исследовательская технология. Теория и практика. Учебно-методическое пособие». - Воронеж: ВОИПКРО, 2005.
«Средь умных книг, хранящихся на полке: Сценарии библиотечных уроков и праздников». - М.: Школьная библиотека, 2002.
«Школьная библиотека». Журналы с 2005 по 2012 г.г.
Для учащихся:
Андерсен Г.Х. «Райский сад» - СПб.: «Братство»,1993.
Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты: Сказочные повести». - Центр.-Черноземн.кн.изд-во, 1988. - 287с.
Волшебный мир: Сказки зарубежных писателей. - СПб.: «Человек», 1993. -432 с., ил.
Гримм Я., Гримм В. «Золотая птица. Сказки». - Минск: «Полифакт-Альфа», 1994.
Киплинг Р. «Маугли». - М.: «Малыш», 1976. - 240 с., ил.
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон: Сказочные повести. - М.: «Республика», 1993. - 382с.:ил.
Маршак С.Я. «Любимые стихи». - М.:АСТ-ПРЕСС, 1996. - 400 с.
Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. - М.: «Либерия», 1999.
Пушкин А.С. «Сказки», - М.: «Росмэн», 1997. - 136 с., ил.
Родари Дж. «Сказки. Стихи», - Л.: Лениздат, 1980. - 640 с., ил.
Русские волшебные сказки. - М.: «Советская Россия», 1991. - 216 с., ил.
Сказки русских писателей. - М.: ЭКСМО, 2005. - 120 с., ил.
Толстой А.Н. «Золотой ключик или Приключения Буратино», - Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1983. - 96 с.
Тубельская Г.Н. «Детские писатели России. Сто имен. Библиографический справочник». - М.: «Школьная библиотека», 2002.
Электронно - программное обеспечение:
1. Компьютер
2. Телевизор
3.Видеофрагменты русских народных, зарубежных сказок, диски с записями отечественных и зарубежных художественных и мультипликационных фильмов по сказкам.