Рабочая программа внеурочной деятельности В гостях у сказки для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ

Клениной О.М.

Ф.И.О., категория

дополнительного образования «В гостях у сказки»

для 2 «А» класса













Рассмотрено на заседании

Методического совета

протокол №

от



2015-2016 учебный год



Пояснительная записка.

Сказки - ярчайший образец литературного творчества, пробуждающий в ребенке фантазию, расширяющий и обогащающий кругозор. Благодаря сказкам маленькие читатели получают развернутую картину художественных и нравственных ценностей, постигают глубину народной мудрости и приобщаются к вечным человеческим истинам.

Цели курса по внеурочной деятельности:

  • Расширение читательского кругозора, совершенствование всех видов речевой деятельности

  • Углубление художественно-творческих и познавательных способностей, развитие эстетического отношения к искусству слова

  • Обогащение нравственного опыта учащихся средствами художественного текста, понимание и глубокое осмысление прочитанного

  • Формирование читательской компетентности, знание сказок, умение их самостоятельно выбирать и грамотно оценивать , соотносить содержание произведения с его заглавием

Задачи курса по внеурочной деятельности:

  1. Воспитание эмоционально-эстетического отношения к действительности, отраженной в сказочных произведениях.

  2. Овладение навыком познавательного интереса к сказкам, осмысление и разнообразная интерпретация прочитанного.

  3. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса школьников, понимание подлинной духовной сущности прочитанных сказочных произведений.

4. Воспитание нравственно ориентированного отношения к действительности, отраженной в сказочных произведениях.

Общая характеристика курса по внеурочной деятельности:

Решение поставленных задач предполагает формирование осмысленного читательского навыка, интереса к прочитанным сказочным произведениям, умения ориентироваться в сказочном многообразии, выбирать и аргументировать свой выбор. Необходимо понимать художественное произведение как особый вид искусства, попытаться сравнить искусство слова с другими видами искусства. Решение выделенных задач помогает детям попробовать себя в роли авторов, самостоятельно создавая свои собственные сказки на основе прочитанных книг.

Место курса в учебном плане

Данный курс занимает важнейшее место в учебной программе, так как чтение в начальной школе является важнейшим в решении задач не только обучения, но и воспитания. В ходе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические нормы взаимодействия с окружающим миром. В ходе курса внеурочной деятельности проявляется мотивированный выбор круга чтения, постоянный интерес к самостоятельной читательской активности. Наиглавнейшим аспектом данного курса можно назвать творческую деятельность школьников, которая включает в себя постановку «живых картин», инсценирование, участие в роли актеров и режиссеров в разнообразных спектаклях.

Результаты изучения курса внеурочной деятельности:

Личностные :

Личностными результатами изучения данного курса можно отметить: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, восприятие сказочного произведения как особого вида искусства, полноценное восприятие художественной литературы, эмоциональная отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные:

Метапредметными результатами обучения можно назвать: освоение приемов поиска нужной информации, умением высказывать и пояснять свою точку зрения, овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе.

Предметные:

Предметными результатами обучения в ходе данного курса можно обозначить: осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, умение составлять несложные монологические высказывания о сказочных произведениях (героях, событиях), умение декламировать и проявлять себя.

Содержание курса внеурочной деятельности:

Программа предусматривает узнавание, различение и определение основного смысла сказок (о животных, бытовые, волшебные, авторские), понимание их художественных особенностей.

В результате обучения будет достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется как умения:

  • Осознавать место и роль сказочных произведений в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, углубление личностных качеств и социальных ориентиров

  • Понимать истинное значение сказочной литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями

  • Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности

  • Приобретать определенные умения анализировать художественные тексты, что важно для дальнейшего литературного образования младших школьников. Определять тему, идею, элементы композиции, средства художественной выразительности

  • Давать аргументированную собственную оценку самостоятельно прочитанным сказочным произведениям, уметь формулировать базовые нравственные ценности, нашедшие отражение в прочитанном тексте

Примерное распределение учебного времени по темам курса (35 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Знакомство с жанром «сказка»

3

Формирование умений узнавать и отличать сказки от других жанров литературных произведений



2

Обзорное знакомство с разнообразным миром сказок, имеющихся в библиотеке

3

Приобщение к чтению, раскрытие богатства книжных фондов

3

Русские народные сказки. Знакомство с произведениями устного народного творчества

6

Познакомиться с историей, традициями, культурой и бытом русского народа. Подготовка литературного праздника

4

Русская классика для детей. Знакомство с самыми известными авторскими сказками

6

Внимание к языку, понимание образных выражений, используемых в авторских сказках. Составление творческих пересказов: от имени одного из героев, с вымышленным продолжением. Рассказ-импровизация, участие в массовых мероприятиях. Подготовка выставок по сказкам А.С.Пушкина, П.П. Бажова, С.Т.Аксакова, «В царстве удивительных басен Крылова»








5

Русская литература для детей

6

Выразительное чтение, инсценирование фрагментов, чтение их по ролям. Подбор эпизодов для постановки живых картин. Определять жанр, тему, идею, сюжет, характеризовать героев, использовать языковые средства выразительности. Подготовка групповой презентации: «Мой самый любимый писатель», участие в массовых мероприятиях, литературных гостиных






6

Зарубежная литература для детей

6

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, драматизация. Творческий пересказ, устное словесное рисование, подготовка литературных игр и викторин по сказкам Андерсена, Гауфа, А.Линдгрен и др.

7

Мои любимые сказки. Защита авторских проектов

5

Индивидуальная и групповая деятельность в работе над проектами, по желанию работа над семейным проектом «Самая любимая сказка моей семьи»



В результате обучения будет достигнут нужный уровень литературного развития, который характеризуется как умения:

  • Осознавать место и роль сказок в формировании общей культуры личности, обогащение фантазии и расширение кругозора

  • Раскрытие литературного текста с позиции его эстетической и нравственной сущности

  • Расширение знаний о сказках, их жанровой самобытности и уникальных художественных особенностях

В ходе занятий постоянно используются различные формы поощрения творческой активности младших школьников: подготовка групповых, индивидуальных проектов, проведение уроков с элементами игры, постоянное использование в ходе занятий конкурсов, викторин, ребусов, кроссвордов, участие в литературных праздниках и устных журналах.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. (Стандарты второго поколения)

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго поколения)

Учебно-методические средства обучения:

Для учителя:

Гафурова И.М. «Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную» - СПб, «Паритет», 2003.

Гольдберг «Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие». - М.: «Новая школа», 2001.

Краткий справочник школьного библиотекаря. - СПб: «Профессия», 2001.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе» - Ростов-на-Дону: «Учитель», 2002.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в начальной школе». - Ростов-на=Дону: «Учитель», 2000.

«Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» - М: «Академия»,1998.

«Планирование, организация и содержание деятельности начальной школы. Сборник научно-методических и управленческих материалов. - М.: «Педагогический поиск», 1997.

«Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». - М.: Просвещение, 2011.

«Проектно-исследовательская технология. Теория и практика. Учебно-методическое пособие». - Воронеж: ВОИПКРО, 2005.

«Средь умных книг, хранящихся на полке: Сценарии библиотечных уроков и праздников». - М.: Школьная библиотека, 2002.

«Школьная библиотека». Журналы с 2005 по 2012 г.г.

Для учащихся:

Андерсен Г.Х. «Райский сад» - СПб.: «Братство»,1993.

Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты: Сказочные повести». - Центр.-Черноземн.кн.изд-во, 1988. - 287с.

Волшебный мир: Сказки зарубежных писателей. - СПб.: «Человек», 1993. -432 с., ил.

Гримм Я., Гримм В. «Золотая птица. Сказки». - Минск: «Полифакт-Альфа», 1994.

Киплинг Р. «Маугли». - М.: «Малыш», 1976. - 240 с., ил.

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон: Сказочные повести. - М.: «Республика», 1993. - 382с.:ил.

Маршак С.Я. «Любимые стихи». - М.:АСТ-ПРЕСС, 1996. - 400 с.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. - М.: «Либерия», 1999.

Пушкин А.С. «Сказки», - М.: «Росмэн», 1997. - 136 с., ил.

Родари Дж. «Сказки. Стихи», - Л.: Лениздат, 1980. - 640 с., ил.

Русские волшебные сказки. - М.: «Советская Россия», 1991. - 216 с., ил.

Сказки русских писателей. - М.: ЭКСМО, 2005. - 120 с., ил.

Толстой А.Н. «Золотой ключик или Приключения Буратино», - Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1983. - 96 с.

Тубельская Г.Н. «Детские писатели России. Сто имен. Библиографический справочник». - М.: «Школьная библиотека», 2002.

Электронно - программное обеспечение:

1. Компьютер

2. Телевизор

3.Видеофрагменты русских народных, зарубежных сказок, диски с записями отечественных и зарубежных художественных и мультипликационных фильмов по сказкам.



© 2010-2022