Влияние мультимедийных технологий на качество знаний младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Информационно-коммуникационная технология

в преподавании географии»

Жамбаева Т.В., учитель географии

Панфиловской СОШ, Иртышского района,

Павлодарской области.

Сегодня новый образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.

Быть учителем в наше время - значит владеть искусством создания личности средствами своего предмета. Задача учителя географии, в этих условиях - формирование у школьников географической культуры как части общей культуры человека. Именно сейчас важен в работе учителя географии творческий подход к организации учебной деятельности. Именно сейчас цели изменились, и мы обязаны готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.

Как же добиться того, чтобы наши дети хотели учиться, стремились к знаниям и накапливали их? Как увлечь детей? Как учительское надо превратить в ученическое хочу?

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды и одним из направлений модернизации системы географического образования.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Географическая наука движется вперед семимильными шагами и ее проекция - школьный предмет географии - должна, как минимум, поспевать за этими изменениями. В географии заложены огромные возможности применения ИКТ. У учителя географии в современных условиях имеются очень большие возможности использования интерактивных и информационно - коммуникативных технологий обучения.

Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Большинство людей являются визуалами, поэтому для объяснения нового материала наряду со словесной формой используются мультимедийные презентации, новизна подачи материала активизирует познавательную деятельность учащихся. Современные электронные учебные пособия, которые обладают способностью взаимодействия с учеником, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Особое место среди интерактивных ресурсов занимает интерактивная доска. Использование ИД на уроке географии, несомненно, положительно влияет на познавательную активность обучающихся, повышает мотивацию к изучению предмета (особенно когда они сами участвуют в подборе информации, разработке и оформлении того или иного материала: например создание электронных ресурсов в виде - презентаций). Все дети, без исключения, проявляют желание выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания, а, значит, становятся более уверенными в себе. Учителю легче удерживать внимание и активность обучающихся на уроках, а, значит, легче достигать главную цель образования XXI века - развитие личности ребенка, его социализация.

Способы использования ИД на уроках географии:

1. Изучение нового материала, где можно использовать огромные возможности доски:

  1. Можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к тексту, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, запускать флеш-анимации.

  2. Тексты, рисунки или схемы можно скрывать (шторкой, непрозрачными или полупрозрачными фигурами), а затем показывать в ключевые моменты урока - делается это все перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.

  3. Заранее подготовленные тексты, таблицы и графики, рисунки, гиперссылки к мультимедийным файлам, видеосюжетам и Интернет-ресурсам экономят на уроке время.

  4. Создание различных образов, путем "собирания" схем, создание и демонстрация готовых трехмерных моделей средствами доски.

  5. К файлам и страницам, пройденным на прошлом уроке или предыдущем этапе урока можно, всегда можно вернуться и повторить ключевые моменты занятия. Рисунки и тексты можно перетаскивать с одной страницы на другую. Это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

2. Представление обучающимися домашних заданий, выполненных на домашних ПК (70% имеют дома) или в кабинете информатики, защита рефератов и исследовательских работ по предмету.

3. Проведение самостоятельных, проверочных письменных работ (диктанты, тестовые задания, задачи и др.) с использованием таймера, что позволяет обучающимся контролировать время выполнения заданий, без напоминаний учителя, что немаловажно при контроле знаний. Самопроверка работ обучающимися с помощью ИД.

4. Выполнение заданий на установку соответствующих терминов и понятий (определения, подготовленные учителем, ключевые слова выделенные маркером учащимися, запись обобщенного в тетрадь), и многое другое.

5. ИД позволяет организовать лабораторную работу в виртуальной лаборатории при отсутствии натуральных объектов.

Возможности ИД огромны, но их необходимо использовать правильно.

Преимущества использования ИД для учителя:

  1. ИД позволяет учителю импровизировать, проявлять гибкость,

реализовать его творческие способности;

  1. Позволяет сохраненный материал использовать вновь, делиться наработками с коллегами;

  2. Вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует его профессиональный рост.

  3. Конечно, важно понимать то, что использование ИД не может решить всех учебных проблем и то, что никто не обязан работать с ИД постоянно на каждом уроке, а это может быть фрагмент урока, урок в теме, внеклассное занятие. ИД может стать хорошим современным помощником только в том случае если урок имеет четкий план и структуру, направлен на достижение четко поставленных целей и реально достигаемых результатов, и все задания помогают обучающимся лучше усвоить материал

Уникальные особенности компьютерных программ заключены в возможности анимации рисунков, схем, графиков. Очевидно, что сопровождение рассказа учителя интересными анимационными блоками повысит интерес учащихся к предмету изучения, окажет неоценимую помощь учителю, предоставляя ему возможность сосредоточиться на изложении материала, не тратя при этом силы и время на вырисовывание статистических схем и рисунков на доске в классе.
А какой интерес представляют презентации уроков. Программа Microsoft Office Power Point позволяет создавать слайды, на которых можно показать диаграммы, схемы, фотографии, удобно выводить на экран планы практических работ, описаний и т.п. Презентации удобны тем, что учитель может сам отбирать материал, который нужен именно для данного урока и в нужной последовательности. Компьютерную презентацию можно использовать как в течение всего урока, так и на отдельном этапе.

В содержании школьной географии довольно много статистического материала. MS Excel - по сути, табличный редактор, поэтому возможна обработка трудной для понимания статистической информации с последующим обобщением результатов в разнообразных формах (графиках, диаграммах и т.д.).
Например, составление климатограмм с использованием электронных таблиц и определение типов климата для указанных пунктов является одним из серии уроков-практикумов в 7-8 классах. На этих уроках дети самостоятельно составляют диаграммы, обрабатывают табличную информацию, проводят расчеты, руководствуясь карточкой заданием.
Использование мультимедийных технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным. Использование интерактивных технологий это развитие новых форм мышления, это развитие детей. Зачастую, дети сегодня лучше разбираются в информационных технологиях, нежели учителя. Знание информационных технологий поможет учителю еще лучше понимать своих учеников.

Мультимедиа-учебник - это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и, соответственно, целый ряд функций. Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета. Кроме базового учебного материала, в таком учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии. Одной из важных его функций является организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учёт результатов. Большинство практических заданий носит игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся.

Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже слабоуспевающие учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Использование на уроках географии интерактивных, информационных технологий позволяет вести, преподавание предмета ориентировано на личностно-ориентированное обучение, которое является основой учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет вести обучение в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на каждом уроке, получать дополнительные знания, обеспечивать публичные выступления, возможность исправлять ошибки, повышать свой познавательный уровень.

В силу специфики географической науки использование для изучения только основных образовательных ресурсов (школьный учебник, рекомендованные авторами программы обучения, учебно-методические материалы, контурные карты и набор карт как наглядное пособие кабинета географии) приводит к искусственному сужению информационного поля. За интерактивными информационными технологиями в обучении - будущее нашей школы.


© 2010-2022