Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 б класса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа № 2».





Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Кафедра учителей Зам. директора Руководитель ОУ начальных классов __________ ________

Протокол № ____ «____» ______2014г. «____» _______2014г.







Рабочая учебная программа



По русскому языку для 3 б класса

(наименование учебного предмета/курса)




Начальная ступень

(ступень образования)




Фамилия, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы

Мурсалимова Надежда Ивановна

Год составления рабочей программы 2014г

1. Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по русскому языку для 3-го класса разработана на основе: - Примерной программы по русскому языку авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г, Дементьева М.Н. (к учебно-методическому комплексу «Школа России») Сборник рабочих программ 1-4 классы, Москва «Просвещение» 2011год. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В Бельтюкова и т.д. - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык».

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебником «Русский язык» 3 класс в 2 частях. Авторы - Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2013г. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся; •социокультурная цель-изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами начального обучения русскому языку являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуника­тивных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятель­ности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Формы контроля: контрольные, проверочные, словарные диктанты, изложения, сочинения, тесты, списывание.



2. Общая характеристика предмета. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3. Место учебного предмета в учебном плане. Во 2 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели ).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

5. Результаты изучения предмета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


6. Содержание тем учебного предмета. 3 класс - 170 ч. (5 часов в неделю) Язык и речь (2 ч) Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального Самосознания.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) Текст Повторение и уточнение представлений о тексте (2 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами Предложение (повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге) (1 ч) Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч) Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением (общее представление) (1 ч) Состав предложения (повторение и углубление представлений о составе предложения ( 3 ч.)

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения.

Простое и сложное предложения (общее представление) (2 ч)

Словосочетание (2 ч) Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.

Слово в языке и речи (19 ч) Лексическое значение слова Повторение и уточнение представлений (2 ч) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы. Омонимы. (1 ч) Использование омонимов в речи Слово и словосочетание. (1ч) Фразеологизмы. (2 ч) Значения фразеологизмов и их использование в речи

Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (3 ч) (имени существительном, имени прилагательном, глаголе местоимении и их признаках)

Имя числительное (общее представление) (2 ч) Однокоренные слова (1 ч) Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений) (7 ч) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Состав слова (16 ч) Корень слова. (3 ч) Однокоренные слова Чередование согласных в корне. Сложные слова Окончание. Формы слова (3 ч) Приставка.(3ч) Суффикс.(3ч) Значение этих значимых частей в слове Основа слова. (1ч) Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Обобщение знаний о составе слов (3 ч) Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слов по составу Правописание частей слова (29 ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч) Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч) Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч) Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч) Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч) Правописание суффиксов и приставок (4 ч) Правописание приставок и предлогов (3 ч). Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком (5 ч) Части речи (76ч) Части речи (повторение и уточнение представлений) (1 ч) Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз общее представление).

  1. Имя существительное (30 ч)
Повторение и уточнение представлений (8 ч) Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные Правописание имён собственных Род имён существительных: мужской, женский, средний (7 ч) Падеж имён существительных (12 ч) Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблены имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Склонение имён существительных. Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Обобщение знаний об имени существительном (3 ч)
  1. Имя прилагательное (19 ч)
Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном (3 ч) Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функции имени прилагательного в предложении. Текст-описание (2 ч) Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных (4 ч) Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе Число имён прилагательных (2 ч) Изменение имён прилагательных по числам, Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Падеж имён прилагательных (общее представление) (2 ч) Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном- (6 ч) Морфологический разбор имени прилагательного.
  1. Личные местоимения (5 ч)
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
  1. Глагол (21 ч)
Повторение и уточнение представлений о глаголе (4 ч) Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Формы глагола. (2 ч) Начальная (неопределённая форма глагола), глагольные вопросы: «что делать?» и «что сделать?» Число глаголов (2 ч) Изменение глаголов по числам. Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее (5 ч). Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе) (2 ч) Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами (2 ч) Обобщение знаний о глаголе (4 ч) Повторение (14ч)

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (170ч) к учебнику «Русский язык » В.П.Канакина, В.Г. Горецкий,

Наименование разделов, тем.

Количество часов

В том числе

Проверочная работа/ тест

Словарный диктант

Диктант

Изложе-ние

Сочине-ние

Проект

Язык и речь







Текст. Предложение. Словосочетание

14ч

2

1

1

1



Слово в языке и речи

19 ч


1

1

2


1

Состав слова

16 ч

1

2

1

1

1

1

Правописание частей слова

29 ч

3

1

2

2

1

1

Части речи

76ч

3

3

4

5

2

3 Повторение

14ч

1

1

1

2

1









Итого:

170

10

9

10

13

5

6




8. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Примечание


Библиотечный фонд (Книгопечатная продукция)


Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 159 с.(2) Школа России.




УМК выбирается с учётом типа школы с русским (родным) языком обучения. Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МИНОБР науки РФ


Игры и игрушки



Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.


Технические средства



Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Диапроектор. Мултимедийный проектор (по возможности). Компьютер (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности).






Экранно-звуковые пособия






Оборудование класса



Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактический материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для «Уголка книг». Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.










































Календарно-тематическое планирование по русскому языку

3 класс

(5 ч в неделю, всего 170 ч. ) Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

№ урока

Тема урока

Кч

Дата проведения

По плану

Фактически

Язык и речь ( 2 ч) Язык и речь (2 ч) Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального Самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе. Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна) Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Составлять текст по рисунку

1

Наша речь. Виды речи.

1

1.09.14


2

Наш язык.

1

2.09


Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) Текст Повторение и уточнение представлений о тексте (2 ч) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка) *Слова с непроверяемым написанием: орех. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений).

3

Текст. Типы текстов

1

3.09


4

Текст. Типы текстов

1

4.09


Предложение (повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге) (1 ч) Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст

5

Предложение

1

5.09


Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч) Знаки препинания в конце предложений. *Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

6

Виды предложений по цели высказывания.

1

8.09


7

Виды предложений по интонации.

1

9.09


8

Закрепление пройденного материала (тест)

1

10.09


Предложения с обращением (общее представление) (1 ч) Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях - обращения.

9

Предложения с обращением

1

11.09


Состав предложения (повторение и углубление представлений о составе предложения) ( 3 ч.) Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией - таблицы и памятки. Разбор предложения по членам. *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный). Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распрос-транять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

10

Обучающее изложение

1

12.09


11

Главные и второстепенные члены предложения.

1

15.09


12

Главные и второстепенные члены предложения. Словарный диктант

1

16.09


Простое и сложное предложения (общее представление) (2 ч) *Слова с непроверяемым написанием: заря. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. Различать словосочетание и предложение.

13

Простое и сложное предложения.

1

17.09


14

Простое и сложное предложения.

1

18.09


Словосочетание (2 ч) Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса. Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень). Проверочная работа. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень)

15

Словосочетание. тест

1

19.09


16

Контрольный диктант (Вход)

1

22.09


Слово в языке и речи (19 ч) Лексическое значение слова Повторение и уточнение представлений (2 ч) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях. Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.

17 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

23.09


18 Синонимы и антонимы.

1

24.09


Омонимы. (1 ч) Использование омонимов в речи *Слова с непроверяемым написанием: понедельник. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

19 Омонимы.

1

25.09


Слово и словосочетание. (1ч) Фразеологизмы. (2 ч) Значения фразеологизмов и их использование в речи *Слова с непроверяемым написанием: ракета. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Работа со словарями учебника. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, олицетворений, сравнений и воспроизводить письменно содержание текста-образца.

20 Слово и словосочетание.

1

26.09


21 Фразеологизмы

1

29.09


22 Обучающее изложение

1

30.09


Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (4 ч) (имени существи-тельном, имени прилагательном, глаголе местоимении и их призна-ках)

*Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предло-жений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Имя числительное (общее представление) (1 ч)

*Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.

Проверочная работа. Узнавать изученные части речи среди слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

23 Части речи.

1

1.10


24 Имя существительное.

1

2.10


25 Имя прилагательное.

1

3.10


26 Глагол. Проверка знаний.

1

6.10


27 Что такое имя числительное?

1

7.10


Однокоренные слова (1 ч) Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. *Слова с непроверяемым написанием: картофель. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем

28 Однокоренные слова. Словарный диктант.

1

8.10


Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений) (7 ч) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу- щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). *Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект: «Слово и его окружение». Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий решения орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать свои результаты в усвоении учебного материала. Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

29 Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

9.10


30 Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

10.10


31 Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

13.10


32 Обучающее изложение.

1

14.10


33 Обобщение и закрепление изученного материала.

1

15.10


34 Проект «Рассказ о слове»

1

16.10


35 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

17.10


Состав слова (16 ч) Корень слова. (3 ч) Однокоренные слова Чередование согласных в корне. Сложные слова *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолет, вездеход)). Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нем нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег-бережок). Различать сложные слова, находить в них корни. Находить чередования звуков в корне слов.

36

Что такое корень слова?

1

20.10


37

Как найти корень в слове? Словарный диктант.

1

21.10


38

Сложные слова.

1

22.10


Окончание. Формы слова (3 ч) *Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

39

Что такое окончание?

1

23.10


40

Как найти в слове окончание?

1

24.10


41

Обучающее изложение.

1

27.10


Приставка.(3ч) Суффикс.(3ч) Значение этих значимых частей в слове Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

42

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

28.10


43

Значения приставок.

Словарный диктант.

1

29.10


44

Проект «Семья слов»

1

30.10


45

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

31.10


46

Значения суффиксов.


1

10.11


47

Сочинение по картине А.А.Рылова.

1

11.11


Основа слова. (1ч) Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Выделять в словах основу слова.

48

Что такое основа слова?

1

12.11


Обобщение знаний о составе слов (3 ч) Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слов по составу Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект: «Семья слов» Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание Повест-вовательного текста по плану. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.

49

Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний.

Тест №3 (КИМ)


1

13.11


50

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

14.11


51

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1

17.11


Правописание частей слова (29 ч) Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч) Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи Слова с непроверяемым написанием: четверг Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч) Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Слова с непроверяемым написанием: север, берег Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч) Слова с непроверяемым написанием: пороша. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч) Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч) Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Правописание суффиксов и приставок (4 ч) Правописание приставок и предлогов (3 ч). Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком (5 ч) Контрольный диктант. Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам учебника, по заданной теме, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Письмо объявления Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы, Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Составлять объявление

52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

18.11


53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

19.11


54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

20.11


55

Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест.

1

21.11


56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

24.11


57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

25.11


58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

26.11


59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

27.11


60

Обучающее изложение.

1

28.11


61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

01.12


62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

2.12


63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест.

1

3.12


64

Правописание слов с удвоенными согласными

1

4.12


65

Правописание слов с удвоенными согласными

1

5.12


66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

1

8.12


67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1

9.12


68

Правописание суффиксов и приставок.

1

10.12


69

Правописание суффиксов и приставок.

1

11.12


70

Правописание суффиксов и приставок.

1

12.12


71

Правописание суффиксов и приставок.

1

15.12


72

Правописание приставок и предлогов.

1

16.12


73

Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.

1

17.12


74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест №8 (КИМ)

1

18.12


75

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

1

19.12


76

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

1

22.12


77

Обучающее изложение.

1

23.12


78

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов» .Рубеж

1

24.12


79

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

25.12


80

Обобщение и систематизация знаний.

1

26.12


Части речи (76ч)

Части речи (повторение и уточнение представлений) (1 ч)

Ч Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя

числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз

( (общее представление).

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.

81

Части речи

1

12.01.


Имя существительное (30 ч)

Повторение и уточнение представлений (8 ч)

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные

Правописание имён собственных

*Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды.

Проект: «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие

мотивов к проведению исследовательской работы..

Число имён существительных, изменение имён существительных по

числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа

( салазки, мёд)

Развитие речи. Письмо по памяти.

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу). Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению,

последовательно выполнять эти действия при работе над изложением. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Составлять рассказ о своём имени. Определять число имён существительных и изменять их по числам. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного

числа.

Записывать текст-образец по памяти

82

Имя существительное и его роль в речи.

1

13.01


83

Имя существительное и его роль в речи.

1

14.01.


84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

15.01.


85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

16.01.


86

Обучающее изложение.

1

19.01.


87

Собственные и нарицательные имена существительные

1

20.01.


88

Проект «Тайна имени»

1

21.01.


89

Число имён существительных.

1

22.01.


Род имён существительных: мужской, женский, средний (7 ч)

Имена существительные общего рода (первое представление) Слова с непроверяемым написанием: кровать.

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (лесная мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.) Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.)

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь)

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Составление устного рассказа по серии картин.

Проверочный диктант.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена

прилагательные. (Этот мальчик - большой умница. Эта девочка -большая умница.)

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

90

Число имён существительных.

1

23.01.


91

Род имён существительных.

1

26.01.


92

Род имён существительных. Словарный диктант.

1

27.01.


93

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

28.01.


94

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

29.01.


95

Обучающее изложение.

1

30.01.


96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

2.02.


Падеж имён существительных (12 ч)

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблены имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Склонение имён существительных. Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Формирование представлений о трудолюбии, мастерство.

Морфологический разбор имени существительного.

Обобщение знаний об имени существительном (3 ч)

*Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом, вокруг.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Проверочный диктант

Изменять имена существительные по падежам. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения. Излагать письменно содержание повествовательного текста. Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение) Подбирать слова - имена существительные .

Писать диктант и проверять написанное

97

Склонение имен существительных.

1

3.02.


98

Падеж имен существительных.

1

4.02.


99

Падеж имен существительных.

1

5.02.


100

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

6.02.


101

Именительный падеж.

1

9.02.


102

Родительный падеж.

1

10.02.


103

Дательный падеж

1

11.02.


104

Винительный падеж.

1

12.02.


105

Творительный падеж.

1

13.02.


106

Предложный падеж. Словарный диктант.

1

16.02.


107

Обучающее изложение.

1

17.02.


108

Все падежи. тест

1

18.02.


109

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

19.02


110

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

20.02.


111

Проект «Зимняя страничка»

1

24.02.


Имя прилагательное (19 ч)

Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Повторение и уточнение представлений об имени

прилагательном (3 ч)

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функции имени прилагательного в предложении.

Распознавать имена прилагательные среди д других частей речи. Определять лексическое

значение имён прилагательных. Выделять

словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу

имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый) Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

112

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

25.02.


113

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

26.02.


114

Роль прилагательных в тексте.

1

27.02.


Т Текст-описание (2 ч)

Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.

Развитие речи. Составление текста- описания растения в научном стиле, сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. Врубеля

« Царевна-Лебедь».

Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять описание растения в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-

Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

115

Текст-описание.

1

2.03.


116

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

3.03.


Формы имён прилагательных.

Род имён прилагательных (4 ч)

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе.

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя)

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён

прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Составлять текст-описание о животном по личным наблюдениям.

117

Род имён прилагательных.

1

4.03.


118

Изменение имён прилагательных по родам.

1

5.03.


119

Изменение имён прилагательных по родам.

1

6.03.


120

Число имён прилагательных

1

10.03.


Ч Число имён прилагательных (2 ч)

Изменение имён прилагательных по числам, Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Развитие речи. Составление текста- описания о животном по личным наблюдениям.

*Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика и животное.

121

Число имён прилагательных

1

11.03.


122

Обобщение знаний

1

12.03


Падеж имён прилагательных (общее представление) (2 ч)

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -

ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного, падеж имён прилагательных по падежу имён существительных, изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

123

Изменение имён прилагательных по падежам

1

13.03.


124

Изменение имён прилагательных по падежам

1

16.03.


Обобщение знаний об имени прилагательном- (6 ч)

Морфологический разбор имени прилагательного.

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции

картины А.А. Серова «Девочка с персиками»

Проект: «Имена прилагательные в загадках»

Контрольный диктант.

125

Обобщение знаний

1

17.03.


126

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

18.03.


127

Обобщение знаний. Работа над ошибками

1

19.03.


128

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

1

20.03.


129

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

30.03.


130

Обобщение знаний. тест

1

31.03.


Личные местоимения (5 ч)

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

*Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.

Формирование бережного отношения к природе.

Развитие речи. Составление письма.

Узнавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа) Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

131

Личные местоимения.

1

1.04.


132

Изменение местоимений по родам.

1

2.04.


133

Местоимение.

1

3.04.


134

Местоимение. Словарный диктант.

1

6.04.


135

Обучающее изложение.

1

7.04.


Глагол (21 ч)

Повторение и уточнение представлений о глаголе (4 ч)

Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

*Слова с непроверяемым написанием: завтрак завтракать.. Развитие речи. Оставление письменного текста по сюжетным рисункам.

Распознавать глаголы среди других частей

речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять письменный рассказ по сюжетным рисункам.

136

Значение и употребление глаголов в речи.

1

8.04.


137

Значение и употребление глаголов в речи.

1

9.04.


138

Значение и употребление глаголов в речи.

1

10.04.


139

Закрепление пройденного материала

1

13.04.


Формы глагола. (2 ч)

Начальная (неопределённая форма глагола). глагольные вопросы: «что делать?» и «что сделать?» *Слова с

непроверяемым написанием: песок

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой формы однокоренные глаголы

140

Неопределённая форма глаголов.

1

14.04.


141

Неопределённая форма глаголов.

1

15.04


Число глаголов (2 ч)

Изменение глаголов по числам.

Развитие речи. Восстановление деформированного текста.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

142

Число глаголов.

1

16.04.


143

Число глаголов.

1

17.04.


Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее (5 ч).

Изменение глаголов по временам.

*Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат.

Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и плану.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.




144

Времена глаголов.

1

20.04.


145

Времена глаголов. Второе лицо глаголов

1

21.04.


146

Изменение глаголов по временам.

1

22.04.


147

Изменение глаголов по временам.

1

23.04.


148

Обучающее изложение.

1

24.04.


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе) (2 ч)

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Правильно произносить глаголы прошедшего времени

149

Род глаголов в прошедшем времени

1

27.04.


150

Род глаголов в прошедшем времени

1

28.04.


Правописание частицы не с глаголами (2 ч)

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы прошедшего времени с частицей не

151

Правописание частицы не с глаголами.

1

29.04.


152

Правописание частицы не с глаголами.

1

30.04.


Обобщение знаний о глаголе (4 ч) Морфологический разбор глагола.

Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России,

русским солдатам.

Контрольный диктант.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

153

Обобщение знаний.

1

5.05.


154

Обобщение знаний. Тест.

1

6.05.


155

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

7.05.


156

Работа над ошибками

1

8.05.


Повторение (14ч)

Морфологический разбор частей речи.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

157

Части речи

1

12.04.


158

Части речи

1

13.05.


Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

159

Обучающее изложение

1

14.05.


Слово, предложение

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

160

Обобщение изученного о слове, предложении. Словарный диктант

1

15.05.


Окончания имён прилагательных.

161

Правописание окончаний имён прилагательных

1

18.05.


Предлоги и приставки.

162

Правописание приставок и предлогов. Тест №12 (КИМ)

1

19.05.


Безударные гласные.

163

Итоговый контрольный диктант.

1

20.05.


Части слова.

164

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

1

21.04.


165

Правописание безударных гласных.

1

22.05.


166

Правописание значимых частей слова.

1

23505.


Восстановление деформированного текста.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.

167

Обучающее изложение.

1

26.05.


Т Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

168

Текст.

1

27.05.


Текст-рассуждение.

Уметь составить текст-рассуждение.

169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

1

28.05.


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого

170

КВН «Знатоки русского языка»

1

29.05.



























© 2010-2022