Рабочая программа интегрированного курса Изобразительное искусство и художественный труд (3 класс 8 вид)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАМИШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Замишевская СОШ»


_______________ Г.М. Банадыкова


«1» сентября 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО КУРСА

«Изобразительное искусство и художественный труд»

для учащихся 3 в класса

специального (коррекционного) образования VIII вида





Составила: учитель начальных классов

МБОУ «Замишевская СОШ»

З.М. Кухтина

Рассмотрено на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол №___ от

«28» августа 2015года

Руководитель МО_______Г.А. Серебрякова

«Согласовано»

Зам. директора по УР


______________ Д.В. Маковенко


«29» августа 2015 года






2015 - 2016 уч. год


Пояснительная записка


Настоящий развернутый тематический план разработан на основе программы 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой). Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориента­ции, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овла­дения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения ИЗО:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выраже­нию в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, много­национальной культуре.
В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
  • приобретение знаний основ художественной грамотности;
  • овладение способами использования приобретенных знаний и умений;
  • освоение компетенций:
- ценностно-смысловая, - ценностно-ориентационная, - рефлексивная, - коммуникативная, - личностное саморазвитие. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся мо­гут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мне­ние), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными слова­ми»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуа­цией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место курса в учебном плане В настоящем тематическом плане реализуется программа интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд», рассчитанная на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание курса ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (2 раза в четверть) Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Материально-техническое обеспечение


Технические средства обучения

Персональный компьютер

Акустическая система Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор муляжей для рисования

Календарно - тематическое планирование интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в 3 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Содержательный элемент






Правила поведения в кабинете. Твоя игрушка (создание формы, роспись).

Лепка из пластилина


Практическая работа № 1. Твоя игрушка (создание формы, роспись).

Лепка из пластилина


Твоя посуда.

Эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства.


Практическая работа №2. Мамин платок.

Рисование красками на бумаге


Практическая работа №3. Обои, шторы в твоем доме.

Работа с бумагой и фломастерами


Практическая работа №4. Твоя книжка.

Бумажное конструирование


Изготовление морских сигнальных флажков из палочек и бумаги. Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3-4 флажка на одном листе). Изготовление флажков. Рисование.


Раскрашивание досок для резания овощей. Раскрашивание досок или фанеры.


Рисование шахматного узора в квадрате. Рисование узора.


Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Прослушивание рассказа. Обсуждение прочитанного. Выполнение иллюстрации.


Рисование геометрического орнамента в квадрате. Изготовление игрушечного домика из картона. Рисование. Изготовление домика из картона.


Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натруры.


Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Прослушивание рассказа. Обсуждение прочитанного. Выполнение иллюстрации.


Лепка тарелки из глины. Лепка тарелки из глины.


Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма). Раскрашивание тарелки в гжельской технике.


Рисование с натуры будильника круглой формы. Рисование.


Рисование с натуры двухцветного мяча. Рисование с натуры.


Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Рисование.


Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.). Просмотр картин. Беседа об увиденном.


Рисование на тему «Нарядная елка». Рисование.


Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги - готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу. Изготовление «рукавички» из картона по шаблону. Изображение симметричного узора на выкройке.


Рисование на тему «Елка зимой в лесу». Рисование.


Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.). Рисование с натуры..


Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Просмотр картин, беседа об увиденном.


Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Чтение отрывков произведений, изображение любимых сказочных героев.


Декоративное рисование - оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Изготовление открытки. Украшение аппликацией и рисованными узорами.


Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона). Изготовление игрушечного вертолёта из картона. Рисование с натуры.


Рисование узора из растительных форм в полосе. Сбор природного материала. Изготовление закладки с использованием природного материала. Рисование узора.


Рисование с натуры весенней веточки. Предварительная экскурсия по сбору природного материала (ветки яблони, вишни). Рисование с натуры.


Создание коврика из переплетённых полос цветной бумаги. Рисование орнамента из квадратов. Создание коврика из переплетённых полос цветной бумаги. Рисование орнамента из квадратов.


Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). Рисование.


Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат - готовая форма). Вырезание квадрата по шаблону. Рисование узора.


Рисование с натуры цветов. Рисование.


Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.). Просмотр картин. Беседа об увиденном.



© 2010-2022