Современный урок в формате ФГОС: трудности проектирования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление Л. А. Дубчак, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска

на краевом августовском заседании круглого стола - 2014 -2015 уч.г.

Современный урок в формате ФГОС: трудности проектированияСовременный урок в формате ФГОС: трудности проектированияСовременный урок в формате ФГОС: трудности проектирования

Современный урок в формате ФГОС: трудности проектирования.


Что такое урок - знает каждый. Школьные годы - это тысячи уроков - нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами. Для меня урок - это «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся». Уроки готовят, их дают, на них учатся и учат. Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем. На смену отечественного образования пришел Федеральный государственный образовательный стандарт. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования, прежде всего, к педагогической деятельности, предусматривающий обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, их родителей и всего общества. ФГОС делает акцент на значимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; на эффективность самостоятельной работы обучающихся. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты, чтобы он соответствовал требования ФГОС? На помощь приходят новинки методической литературы, статьи в методических журналах, семинары, мастер-классы, обмен опытом. Каждый учитель прошел дистанционно-очные курсы повышения квалификации по теме ФГОС. Но и огромную помощь в повышении профессиональной компетентности в области проектирования современного урока для меня, как и для моих коллег, стало сотрудничество с издательством «Академкнига/Учебник», являющиеся авторами образовательно системы обучения «Перспективная начальная школа» и со Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Немного остановлюсь на этом моменте. Наша школа (МБОУ СОШ № 7 г. Георгиевска, директор Н.Д. Матвеева) стала базовой школой информационно-консультационного центра для учителей, преподающих по УМК «Перспективная начальная школа». Издательство «Академкнига/Учебник» и краевая кафедра начального образования в лице Хижняковой О.Н. стали нашими наставниками и помощниками. По приказу директора я была назначена руководителем данного центра в школе. Мною был разработан план на 4 года сотрудничества, который был рассмотрен и утвержден и Москвой, и Ставрополем. План предусматривает трехстороннее сотрудничество и в рамках повышения квалификации, и показ открытых уроков с целью оказания методической помощи в проектировании современного урока, и изучение методических новинок издательства, и посещение мероприятий, организованных и краевым институтом повышения квалификации и издательством «Академкнига/Учебник», и консультационную помощь учителям, преподающим по УМК «Перспективная начальная школа». В качестве обобщения опыта наш план был помещен в сборник «Локальные нормативно-правовые акты и учебно-методические материалы по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебно-методическое пособие под ред. А.Ф.Золотухиной - Ставрополь, 2014г.». За период прошлого 2013-2014 учебного года коллектив нашей школы смог получить консультацию Борисовой Лидии Прокофьевны, к.п.н., доцента, методиста издательства, изучить личностно-ориентированный модуль «Проектирование современного урока в начальной школе», разработанный методистами издательства. Преподавательский состав кафедры начального образования под руководством Хижняковой О.Н. проанализировав ряд наших уроков «под ФГОС» помог в разработке планируемых результатов к уроку: предметных, метапредметных и личностных. Методическое сопровождение просмотренных уроков математики Борисовой Л.П., разработка планируемых результатов в качестве практикума под руководством края, конструирование современного урока «под ФГОС» как итоговый зачет по изучению модуля, позволили мне и моим коллегам, по-новому оценить требования к проектированию урока Так каким же должен быть урок «под ФГОС»? Это, прежде всего, совместная деятельность учащихся и учителя. Роза Гельфановна Чуракова, научный руководитель и автор проекта «Перспективная начальная школа» считает, что учебное занятие - это целостная часть учебного процесса. Следовательно, для него характерны все основные компоненты «целого»: цель, выбранное содержание, реализующие эту цель, методы и формы, диктующие способы усвоения содержания и результативность решения конкретной цели (задачи). Всем известны различные типы урока. Это и урок первичного предъявления знаний или УУД, и урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, и урок применения предметных ЗУНов и УУД, и урок обобщения и систематизации ЗУНов и УУД, и урок повторения и закрепления, и контрольный урок, и коррекционный урок. Каждый тип урока имеет целевое назначение и результативность обучения. И, безусловно, каждый урок делят на отдельные этапы. Наши наставники-методисты издательства «Академкнига/Учебник» выделяют 9 этапов урока:

  1. Этап организации направленного внимания на начало учебного занятия.
  2. Этап целеполагания.
  3. Этап актуализации знаний.
  4. Этап объяснения.
  5. Этап применения и первичного закрепления теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
  6. Этап формирования УУД.
  7. Этап, посвященный контролю результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала.
  8. Этап рефлексии.
  9. Этап физической разрядки.
Рассмотрим наиболее характерные черты и целевое назначение каждого этапа урока. Прежде всего, этап организации направленного внимания на начало учебного занятия. Часто это дисциплинарные моменты, связанные с приветствием учителя, со знакомством с гостями, присутствующими на уроке, с предупреждением о необходимости соблюдать правила безопасности при выполнении практических работ на уроках технологии, окружающего мира, математики и т.п. Этот этап занимает обычно не более двух минут. Основная цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока.
Следует отметить и этап целеполагания, задача которого - осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Продолжительность его тоже невелика ( не более двух минут). Однако, целеполагание - самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное - воспитание и развитие личности - формирование УУД. Этап целеполагания строится на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого. Опорные фразы целеполагания «от ученика»: буду знать…, буду уметь…, научусь…, приобрету навык…, смогу поразмышлять о…. Таким образом, на этапе целеполагания, ученики самостоятельно формулируют тему и задачу урока, высказывают предположение о содержании урока, исходя из названия параграфа. Основная цель этапа: сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся. Легко выделить на уроке этап актуализации знаний - создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний и воспроизведения (повторения) системы опорных понятий или ранее усвоенных способов действий, достаточных для восприятия школьниками нового материала. Этап актуализации знаний может занимать до 10 минут. Его цель (а по мнению авторов системы «Перспективная начальная школа» это не всегда начало урока) - дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. Основная цель этапа: повторить понятие, правило, алгоритм или способ использования алгоритма. На уроке, цель которого - получение новых знаний или усвоение новых учебных действий, этап объяснения бывает доминирующим и, соответственно, занимает наибольший объем времени. При объяснении нового материала учитель может не один раз обратить внимание на ранее изученный материал. В таком случае актуализация знаний - это не этап урока, а лишь рабочий момент этапа объяснения нового материала. Основная цель этапа: сформировать понятие, представление о…, обучение УУД. Этап применения и первичного закрепления теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач переходит в этап включения нового содержания в систему ранее усвоенных способов. Основная цель этапа: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил, продолжить формирование УУД по работе с иллюстрациями, словарями и т.п. Формирование УУД в условиях использования нового содержания вместе с ранее изученным материалом частично решает задачи этапа повторения ранее изученного материала и этапа закрепления нового материала. Основная цель этапа: закрепить, повторить, продолжить формирование УУД. Этап, посвященный контролю результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала, может быть как самостоятельным, так и входить во все этапы урока. Основная цель этапа: проконтролировать умение учеников использовать математические термины при устных ответах; проверить умение учеников использовать ранее изученное правило в новых условиях и т.д. Важен и этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Об этом этапе есть достаточно много методической информации. Но, хочется сделать акцент на то, что рефлексии (как индивидуальной, так и групповой) надо учить. И тогда у обучающегося будет сформирована личная ответственность как за индивидуальные результаты своего труда, так и за результаты коллективной деятельности. Особую значимость на уроке начальной школы имеет этап физической разрядки. Статистические нагрузки в процессе урока приводят младших школьников к переутомлению. Если учитель «опаздывает» с этим этапом, дети самостоятельно реализуют «свое право на смену динамических поз»: болтают ногами, роняют ручку, чтобы ее поднять, привлекают внимание к себе. Нарушается восприятие учебного материала, а, значит, эффективность урока снижается. Данный этап в начальной школе является обязательным, и может быть использован на уроке несколько раз. Представленные этапы современного урока от начала до конца показывают целостный учебный процесс. Однако, не всегда возможно такое использование. И мы можем на уроке применить лишь часть этапов в разном сочетании. И это не является нарушением проектирования урока. Логика изучения темы завершится позже - на втором, третьем или четвертом уроке. Это и есть особенность современного урока. Нет жесткой структуры и определенных этапов. Структура и количество этапов зависят от типа урока, его дидактической задачи и инициативы учащихся. Учитель поддерживает самостоятельную работу обучающихся, создает условия для формирования УУД, достижения личностных и предметных результатов. Проектируя любой урок, мы не должны забывать об учебных заданиях, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий. И в этом учителю помогает главное средство обучения - учебник. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Все учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Так же при проектировании урока учитель должен опираться на методические рекомендации автора программы, на программу формирования УУД и т.п. Проектировать урок учитель может в той форме, которую предлагают либо на курсах повышения квалификации, либо принимать рекомендации методистов той образовательной модели, по которой идет образовательный процесс в школе. Нам, учителям, преподающим по УМК «Перспективная начальная школа» в качестве зачетной работы личностно-ориентированного модуля, о котором я упоминала ранее, была предложена матрица урока, которую, решением МО, мы взяли как основу для дальнейшей работы при поурочном составлении материала. Современный урок в формате ФГОС: трудности проектирования













Таким образом, можно сделать вывод об УРОКЕ СЕГОДНЯ: 1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся. 2. Это учебное сотрудничество. 3. Это активные и интерактивные формы работы. 4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов). 5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (учитель-консультант). 6. Это достижение планируемых результатов.
Адаптироваться к новым требованиям тяжело, но возможно. Мы, учителя, еще будем ошибаться при проектировании современного урока. Нам необходимо время и желание изменить себя, стать инновационными. Новые идеи провоцируют желание что-то изменить. И любой творческий учитель находится в постоянном поиске. Мы приобретаем новый опыт, и вот мы уже на новой ступени профессионального роста. Самое главное, увидеть и принять единую линию развивающего учебного комплекта, и средствами данного УМК (а это учебники, хрестоматии, словари, рабочие тетради, Интернет-ресурсы) создавать урок в формате ФГОС.

Литература


  1. Чуракова Р.Г. и др. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа». М: Академкнига/Учебник, 2012.

  2. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе. М: Академкнига/Учебник, 2012.

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 363 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.9011г. № 2357).

  4. Личностно-ориентированный модуль «Проектирование современного урока в начальной школе». М: Академкнига/Учебник, 2013.

  5. Статьи из Интернет-источников по теме «Современный урок по ФГОС»


© 2010-2022