Программа по внеурочной деятельности социального направления Юные инспекторы дорожного движения. 1-2 классы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Венцелево»


«Рассмотрено» «Утверждено»

на заседании экспертного Cовета Директор МКОУ ООШ с. Венцелево

отдела образования администрации Н.П.Кузнецова____________

муниципального образования

«Ленинский муниципальный район» «_____»___________20____г. «06» августа 2012 г.

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности обучающихся 1, 2 классов

социального направления

«Юные инспекторы

дорожного движения»

Составитель: Олейник Елена Михайловна,

учитель начальных классов,

2 квалификационной категории





2012-2013 учебный год

Пояснительная записка


Программа курса «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для обучающихся 1,2 классов, возраст - 6,5 - 7 лет на основе «Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н.Ф. Виноградовой. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.

Цель программы:

  • вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  • обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

Задачи программы:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;

  • дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;

  • научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

  • развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;

  • привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

  • вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конституция РФ.

- Конвенция «О правах ребенка».

- Закон Российской Федерации « Об образовании».

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13

«О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России

от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

- Правила дорожного движения.

- Устав образовательного учреждения.

- Положение об отряде юных инспекторов движения.


Программа составлена по трём основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Актуальность:
- при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна:
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.














Принципы программы:

* Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

* Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

* Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

* Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

* Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

* Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.


Направления реализации программы:

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.

5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.












Формы и режим занятий


Занятия по данной программе проводятся педагогом с привлечением сотрудников ГИБДД, педагогов ДДТ. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (66 часов в год). В течение периода обучения первоклассники знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.

Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста. Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий. На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога». Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.









Формирование универсальных учебных действий


Личностные


  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные


  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные


  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

УРОВНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результатами усвоения программы являются:

1 уровень

1. Знакомство с историей рождения автотранспорта, светофора, правил дорожного движения, дорожных знаков.

2. Знакомство с видами транспорта, общественным транспортом,

с правилами поведения в общественном транспорте.

3. Знакомство с понятием «дорожно-транспортное происшествие».

4. Усвоение истины: нарушение правил дорожного движения - главная причина ДТП

5. Усвоение необходимости соблюдения безопасных маршрутов «из дома до школы» и «из школы до дома».

6. Усвоение сигналов светофора, правил движения по сельским дорогам, правила перехода проезжей части дороги без разметки, правила перехода дороги в городе.

7. Знакомство с основными деталями личного транспорта - велосипеда, ознакомление с основными правилами ухода за велосипедом.

8. Освоение правил движения на велосипеде по проезжей части дороги.

2 уровень

1. Знание основных групп дорожных знаков, сигналов светофора, правил дорожного движения, распространённых причин ДТП, правил поведения в общественном транспорте.

2. Умение применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог; 3. Умение выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию. 4. Развитие умений оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП. 5. Воспитание чувства дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.











Содержание курса


1. Понятие об участниках дорожного движения. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу. 4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД 6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 7. Профилактика детского дорожного травматизма. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах Ленинского муниципального района и ЕАО. Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда «педального автомобиля», участие в сюжетно-ролевой игре на тему «Правила дорожного движения». 8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД. Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД. Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т.п. 9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». Подготовка общешкольных соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований. 10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения. Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступления агитбригад юных инспекторов дорожного движения. Практическая работа: проведение выступления агитбригады.



Учебно-тематическое планирование


Темы

Количество часов


Всего

Теория


Практика

1

Понятие об участниках дорожного движения

4

1

3

2

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

6

1

5

3

Освоение навыков безопасного движения пешехода

5

1

4

4

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

7

1

6

5

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП

7

1

6

6

Профилактика детского дорожного травматизма

7

1

6

7

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД

8

1

7

8

Освоение навыков безопасного движения велосипедиста

4

1

3

9

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда

4

1

3

10

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

8

1

7

11

Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения

6

1

5


ИТОГО


66

11

55

Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Теоретические сведения

Практическая деятельность обучающихся по плану факт. 1

Понятие

об участниках дорожного движения

Элементы улиц и дорог

Работа

с иллюстративным материалом 2

Дорожная разметка

Познавательная игра «Я - строитель дороги» 3

Дорожные знаки

Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам 4

Сигналы светофора и регулировщика дорожного движения

Викторина, презентация

об истории рождения светофора 5

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

Правила для пешеходов

Разбор действий пешеходов и велосипедистов

в конкретных дорожных ситуациях 6

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств

Разбор действий пешеходов и велосипедистов

в конкретных дорожных ситуациях 7

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств

Разбор действий пешеходов и водителей транспортных средств

в конкретных дорожных ситуациях 8

Виды перекрёстков

Работа с раздаточным материалом 9

Правила разъезда

на перекрёстках Практические занятия по теме 10

Ответственность

за нарушение правил дорожного движения Беседа с работником ГИБДД 11

Освоение навыков безопасного движения пешехода

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках

Работа

с иллюстративным материалом 12

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках Практические занятия 13

Разбор дорожной обстановки

на маршруте, определение опасных для движения мест Практические занятия 14

Разбор дорожной обстановки

на маршруте, определение опасных для движения мест Практические занятия 15

Разбор дорожной обстановки

на маршруте, определение опасных для движения мест Практические занятия. Викторина 16

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

Изучение правил дорожного движения

Игра "История ПДД" 17

Изучение правил дорожного движения

Урок-практикум 18

Изучение правил дорожного движения

Урок-практикум 19

Изучение правил дорожного движения

Игра - викторина "Дорожная азбука" 20

Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения

Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД 21

Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения

Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД 22

Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения

Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД 23

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему

в ДТП

Состав и назначение автоаптечки.

Просмотр презентации.

Беседа

с фельдшером ФАП. Практическое знакомство

с аптечкой 24

Классификация возможных травм

Просмотр презентации.

Беседа

с фельдшером ФАП


25

Первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии

Урок-практикум.

Беседа

с фельдшером ФАП 26

Обработка ран и способы остановки кровотечения

Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему 27

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок

Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему 28

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок

Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему 29

Правила транспортировки пострадавших

Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему 30

Профилактика детского дорожного травматизма

Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах Ленинского муниципального района и ЕАО

Знакомство

с информационным письмом 31

Причины дорожно - транспортных происшествий

Сюжетно-ролевой игре на тему «Правила дорожного движения» 32

Номерные опознавательные знаки и надписи

на транспортных средствах Беседа с работником ГИБДД 33

Тормозной путь транспортных средств Беседа с работником ГИБДД 34

Скрытые опасности на дороге. "Дорожные ловушки"

Ролевая игра

по ситуациям 35

Скрытые опасности на дороге. "Дорожные ловушки"

Ролевая игра

по ситуациям 36

Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения Урок-практикум 37

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД

Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД

Проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т.п.
38

39

40

41

42

43

44

45

Освоение навыков безопасного движения велосипедиста

Правила движения для велосипедистов

Тренинг

по безопасному вождению велосипеда 46

Правила движения для велосипедистов

Тренинг

по безопасному вождению велосипеда 47

Порядок движения группы велосипедистов

Тренинг

по безопасному движению группы велосипедистов 48

Порядок движения группы велосипедистов

Тренинг

по безопасному движению группы велосипедистов 49

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда Урок-практикум 50

Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 51

Опасность проезда

на велосипеде

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 52

Правила обращения

с велосипедом

Подготовка велосипеда

к дальнему походу 53

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

Подготовка общешкольных соревнований «Безопасное колесо» Проведение соревнований 54

55

56

57

58

59

60

61

Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения

Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступления агитбригад юных инспекторов дорожного движения

Проведение выступления агитбригады
62

63

64

65

66

Ожидаемые результаты:
знать: - историю возникновения ПДД; - безопасный путь из дома до школы; - дорожные знаки; сигналы светофора; - виды транспорта; - причины ДТП; - правила поведения в транспорте.
уметь: - применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог; - выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию; - оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки: - дисциплины, осторожности; - предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.


Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме
- игр-состязаний; -отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах; - тестирование; - праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Список литературы:

  1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. - сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.

  2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина. -М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).

  3. Фролов М.П, Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 5-6 классов. -М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)

  4. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. -М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).

  5. Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного Движения. - С-Петербург "ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК",2007.-30 с. (ПДД).

  6. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

  7. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .

  8. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

  9. Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности.Волгоград,2003г

  10. С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов - на - Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.

  11. Материалы газеты «Добрая дорога детства».

  12. Энциклопедия «Все обо всем».

  13. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

  14. Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.


Программа по внеурочной деятельности социального направления Юные инспекторы дорожного движения. 1-2 классы

© 2010-2022