Урок по русскому языку во 2 классе по теме Ударение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по русскому языку во 2 классе.


Тема урока: Ударение

Цель урока: дать представление об ударении.

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию умения выделять в слове ударный слог; подвести к выводу, что ударение - это произношение одного из слогов с большей силой.
  2. Дать представление о смысловой роли ударения.
  3. Способствовать формированию навыка деления слов на слоги.
  4. Способствовать формированию умения работать в паре.
  5. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: индивидуальные карточки для работы в парах, слайд - шоу, учебник.

Ход урока.


  1. Организационный момент. (Слайд № 1) Эмоциональный настрой.

    • Минутка чистописания.


  1. Актуализация знаний.

    • Анаграммы.

- Составьте слова, зашифрованные на доске, какие слова получились?

ЛОВК ВЕМЬДЕД ВОСА САИЛ (волк, медведь, сова, лиса); (Слайд № 2) - Какое слово является лишним, почему? (сова - птица). - Что вы знаете о сове? (Сова является символом мудрости). - Сова приготовила вам задание. Спишите слова, в тетрадь и разделите их на слоги.

УТКА ДОМ АРБУЗ РУКА ЕЛЬ НИТКИ ИГЛА ЕЖИ (Слайд № 3)


  • Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли выполнили задание. Выделите первые буквы в каждом слове. Из этих букв составьте слово, что получилось? (УДАРЕНИЕ). (Слайд № 4)


  1. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы поговорим об ударении. - Что такое ударение? Как вы думаете, нужно ли нам ударение? На какие вопросы мы можем сегодня ответить?
  • Что такое ударение?
  • Как найти в слове ударение?
  • Для чего нужно ударение?
  • Какую работу выполняет ударение?

- А для этого давайте отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца, которого так и зовут - УДАРЕНИЕ. Ваша задача быть внимательными и ничего важного, и интересного не пропустить. (Слайд № 5)
  • Физминутка.


- В некотором царстве, в грамматическом государстве собрались как - то слова и стали хвастаться: «Все у нас есть - и гласные, и согласные. Теперь мы сами все назовем, и сами обо всем рассказать сможем. Никого и ничего нам больше не надо!» Услышав эти слова, Ударение возмутилось: «Как это ничего не надо? А я! Ведь вы без меня ничего не значите! Если захочу…». «Подумаешь Ударение! И без тебя обойдемся!» - еще больше расхвастались слова. Рассердилось Ударение, и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Вышел вперед ЗАМОК и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение - это простая черточка!» А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый. - Как вы думаете, какое слово получилось? (ЗАМОК) (Слайд № 6) (На доске прикрепляются картинки со словами.) А дальше вот что случилось. - Вышли вперед БЕЛКИ. «Мы добавка к блюдам и с нами ударение ничего не сделает!» (Слайд № 7) - Что произошло? А потом вышли СТРЕЛКИ. «Мы умеем стрелять и можем защитить себя» А ударение превратило их в СТРЕЛКИ. (Слайд № 8) Выкатились вперед КРУЖКИ, хотели окружить Ударение, но оно превратило их в КРУЖКИ. (Слайд № 9) - Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение и от него зависит смысл слова. -Как мы определяли ударение в словах? (Выделяли голосом один слог с большей силой.)
Вывод: ударение - это произношение одного из слогов с большей силой. (Слайд № 10) - Сколько ударений может быть в слове?

  • Закрепление. Работа в парах по карточкам.

- Прочитайте пары слов, измените ударение. Изменился ли смысл слов?
Заплачу - ..., полки - …, стоит - …, потом - …, раздели - …, мука - …, косит -... .
  • Физминутка

  1. Работа с предложением.
    • На доске записаны слова УХУ ВОРОТ ПИЛИ (Слайд № 11)

- Понятно ли о чем идет речь? Почему? (Трудно без ударения). Вставьте эти слова в предложения: Мама сварила … . Комар подлетел к … . Дети … молоко. … бревно ровно.
Вывод: по предложению можно понять, о чем идет речь. Слог, на который падает ударение называется ударным, остальные -безударными (Слайд № 12)
- Запишите любые два предложения. Не забудьте про ударение.
  • Наблюдение над ролью ударения в односложных словах.

- Прочитайте слова ДОМ СТОЛ КОТ Поставьте ударение. Может ли ударение в этих словах изменить смысл? Почему? (Слайд № 13)
Вывод: в односложных словах ударение смысла слова изменить не может. (Слайд № 14)
- В русском языке много слов, в произношении которых мы можем сомневаться. Для этого существуют специальные орфоэпические словари, по которым мы можем правильно определить как произносится слово. Например, слова СВЕКЛА ШОФЕР ЩАВЕЛЬ АЛФАВИТ.
  1. Подведение итога урока.

Какие вопросы мы ставили в начале урока? Ответили мы на них. Вывод.
  1. Закрепление. Работа с предложением и текстом.

  • (Слайд № 15)

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание: (Слайд № 16)


© 2010-2022