Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Директору ПМС-центра г. Дзержинска
Лагуновой И.Н.











































вка

















Заявка на проведение развивающих занятий сотрудниками ПМС-центра с обучающимися и сотрудниками МБОУ СОШ №2 в 2012-13 уч. году

















Форма № 24

Примерная Циклограмма работы

педагога-психолога дошкольного учреждения

День недели


Время

Содержание работы

Понедельник





9.00 - 12.00

Психодиагностика (индивидуальная, групповая)

12.00 - 13.00

Обед

13.00 - 14.00

Оформление документации

14.00 - 15.30

Консультирование педагогов, воспитателей. Психологическое просвещение

15.30 - 17.00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)


Вторник

9.00 - 10.00

Подготовка к занятиям

10.00 - 12.00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые)

12.00 - 13.00

Обед

13.00 - 17.00

Обработка результатов


Среда

8.30 - 10.00

Консультирование родителей (индивидуальное)

10.00 - 12.00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые)

12.00 - 13.00

Обед

13.00 - 14.30

Консультирование родителей (индивидуальное)

14.30 - 18.00

Подготовка к занятиям


Четверг


9.00 - 16.00

Методический день:

организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)


Пятница

11.00 - 12.30

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

12.30 - 14.00

Оформление документации

14.00 - 15.30

Консультирование педагогов, воспитателей (индивидуальное)

15.30 - 18.00

Консультирование родителей (индивидуальное)

Психологический лекторий для родителей





Циклограмма работы

педагога-психолога МОУ СОШ №2

День недели


Время

Содержание работы

Понедельник

8.30 - 11.30

Подготовка к занятиям

11.30 - 13.00

Психодиагностика

13.00 - 15.00

Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое)


Вторник

12.00 - 14.00

Коррекционно-развивающие и профилактические занятия (групповые, старшие классы)

14.00 - 16.00

Подготовка к занятиям

16.00 - 18.00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено)


Среда

12.00 - 13.30

Психодиагностика

13.30 - 14.00

Подготовка к занятиям

14.00 - 15.00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

15.00 - 16.30

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)

16.30 - 18.00

Обработка результатов


Четверг


9.00 - 15.00

Методический день:

организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)


Пятница

9.00 - 11.30

Обработка результатов

11.30 - 13.00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые)

13.00 - 15.00

Консультирование учащихся (индивидуальное)


Суббота

9.00 - 11.00

Оформление документации

11.00 - 12.30

Консультирование педагогов (индивидуальное)

12.30 - 13.30

Оформление кабинета

13.30 - 15.00

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое).

Психологическое просвещение родителей (лекторий)


































































































































































































Раздел I. Пояснительная записка.


  1. Актуальность программы.

«Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире!»

(Из книги Эда Ле Жан
«Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)


Успешной адаптации к социуму способствует творческое отношение к действительности. Надо отметить, что в школе чаще поощряются «взрослые» качества, а сугубо «детские» проявления нередко порицаются. Это может привести к потере контакта с «внутренним ребенком» - одной из составляющих полноценной личности. «Внутренний ребенок» - это тот, кто может спонтанно и свободно творить, кто неутомим и изобретателен, кто способен дарить радость и прощать. Новые учебные программы включают в себя нестандартные задачи, решение которых требует от учащихся развитого воображения и поисковой активности. Как отмечают педагоги, младшие школьники гораздо чаще испытывают трудности при решении творческих задач, нежели при выполнении заданий по образцу. Актуальная потребность детей в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности может быть удовлетворена в процессе арт-терапии, используемой в программе. Искренность, открытость, спонтанность, индивидуальный стиль самовыражения представляют на занятиях большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта творческой деятельности. Данный курс развивающих занятий предполагает содействие в развитии способности к творчеству, которая проявляется в стремлении фантазировать и сочинять, придумывать и изобретать. В творческих упражнениях, предлагаемых детям в ходе занятий, не существует «неправильных» ответов, что позволяет каждому учащемуся выполнять задания на «своем» уровне. Фантазируя, ребенок освобождается от негативных ощущений, тревоги, агрессии. Проигрывание фантастических ролей позволяет школьнику справиться с новыми ситуациями, выработать механизмы психологической защиты, решать самостоятельно свои проблемы. Если бы дети все делали только по образцу, то мы бы не смогли наслаждаться их сказками, небылицами и необычными рисунками. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов и шаблонов в мышлении и поведении. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связано с готовностью к изменению, развитию, повышением социальной адаптивности у ребенка.

Программа модифицированная, разработана на основе программы -++




«Фантазеры» ПМС-Центра г. Дзержинска.


Методологические основы. Теоретической базой программы является гуманистический подход К.Роджерса, в основе которого лежат недирективные техники, использованные в «экспрессивной терапии» (комплексы разнообразных форм творческого самовыражения). «Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства». (К.Роджерс) В программе использованы также базовые идеи и стратегии развития творческого мышления Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. В данной программе используется следующий подход к определению творчества:

«Творчество - процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей» (3)

  1. Целеполагание и задачи.
Цель: Создание условий для развития социальной адаптивности и творческой активности детей.


Задачи:

  • развитие воображения и фантазии у детей;
  • развитие умения находить способы эффективного взаимодействия (умения договариваться, сделать вклад в общее дело и т.д.)
  • развитие чувства собственной значимости;
  • развитие умения находить вариативные решения проблем;
  • формирование умения отражать идеи в образном виде;
  • развитие и поощрение разнообразных форм творческого самовыражения;
  • снятие эмоционального напряжения.

  1. Целевая группа.
Целевой группой являются учащиеся начальной школы (1-3 класс). Данный курс рассчитан 34 учебных часа (1 раз в неделю) в 1-х классах.
  1. Ожидаемые результаты.

Предполагается, что работа, проводимая по данной программе, позволит достичь следующих результатов:

  • Адекватное поведение детей в социуме.
  • Проявление творческой активности детей.
  • Уверенное поведение детей в разных ситуациях.
  • Свободное выражение детьми своих чувств и собственного мнения.

  1. Критерии оценки эффективности.
Результативность программы оценивается по количественным и качественным показателям. Количественные:
  • Количество участников программы.
Качественные:
  1. Аналитические отчеты по результатам реализации программы.
  2. Субъективная оценка со стороны участников программы (устные и письменные отзывы).

  1. Методы и технологии.

Программа развивающих занятий «Фантазеры» реализуется через следующие активные методы и технологии:

  • «Мозговой штурм» («брэйн сторминг»);
  • Групповое обсуждение;
  • Арт-терапевтические техники:
    • импровизация,
    • телесно-ориентированные,
    • изотерапия,
    • сказкотерапия.

  1. Основные условия реализации.
    • Занятия предполагается проводить 1 раз в неделю в течение 30-40 минут.
    • Оптимальное количество участников группы - 12-15 человек.
    • Занятия проводятся в кругу.
    • Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.

Основные принципы взаимодействия ведущего с детьми:
    • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
    • Отмечать положительные изменения посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
    • Не применять негативных оценочных суждений;
    • Не навязывать ребенку способов деятельности;
    • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, не зависимо от содержания, формы, качества.

Раздел II. Содержание и структура обучения.

  1. Структура занятий.
  • Приветствие.
  • Вводная часть.
  • Основная часть - работа по теме.
  • Рефлексия.
  • Ритуал прощания.

  1. Контролирующие материалы.
  • Персональные высказывания участников.
  • Письменные отзывы педагогов.
  • Детские рисунки.
  • Регистрационные листы участников.
  • Фотографии.


  1. Тематический план.

п/п

Тема занятия

Необходимые материалы

Кол-во час.

«Страна имен»

  • Мяч

  • Плакат с правилами

  • Краски, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой, альбомные листы

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«Небылицы»

  • Мяч

  • Гуашевые и акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, альбомные листы

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«Школа радости»

  • Мяч

  • Бланки с рисунком портфеля

  • Фломастеры, краски, кисти, вода, альбомные листы

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«В некотором царстве»

  • Соленое тесто

  • Элементы костюмов, грим

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«В гостях у сказки»

  • Фломастеры, краски, кисти, вода, альбомные листы

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«Загадочный мир тишины»

  • Емкости с водой, крупой, бумага, мешочек с сухими листьями, детские музыкальные инструменты

  • Акварельные краски, кисти, вода, альбомные листы

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«Чудесные превращения»

  • Готовые бланки

  • Лист ватмана или обои, заготовки из цветной бумаги (геометрические формы, овощи, цветы), клей, гуашь, акварель, кисти, ватные палочки, вода

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«Волшебные превращения Бабы-Яги»

  • Готовые бланки

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«Таблетка для храбрости»

  • Акварельные краски, кисти, вода, альбомные листы

  • Игрушки

2 часа

«Учим Карабаса-Барабаса дружить со своим гневом"

  • Костюм Карабаса-барабаса

  • Альбомные листы, краски и вода

  • «стаканчик для криков»

  • Книжки-малышки

  • Правила

2 часа

«Стеснительная улитка"

  • Куклы-перчатки улитки. мамы-птицы, птенца

  • Бумага, цветные карандаши

2 часа

«Три веселых клоуна»

  • Цветные полосы из бумаги

  • Картинки с предметами

2 часа

«Подари улыбку миру»

  • Актовый зал

  • Ноутбук

  • Мультимедиа

  • Столы, стулья

2 часа

«Будьте счастливы, друзья»

  • Ребусы

  • Картинки

  • Ноутбук

  • Мультимедиа

2 часа

«Классный класс»

  • Набор букв и слов

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

«Добрый юмор-лучшее лекарство»

  • Актовый зал

  • Ноутбук

  • Мультимедиа

  • Столы, стулья

2 часа

Итоговое занятие

«Мои мечты»

  • Материал для коллажа: вырезки из газет, журналов, клей, кисточки

  • Аудиозапись с музыкой

2 часа

Занятие № 1: «Страна имен»

Задачи:
    • создание доброжелательной атмосферы в группе,
    • знакомство детей друг с другом,
    • принятие правил работы в группе,
    • развитие воображения.

  • Упражнение на знакомство «Имя и движение»
Каждый из участников по очереди говорит свое имя и показывает какое-либо движение: «Меня зовут Маша (Саша) и мне нравится делать так…» Следующий участник повторяет имя и движение предыдущего(их) участника(ов), а затем говорит свое имя и показывает свое движение.
  • Принятие правил
Ведущий зачитывает правила для работы в группе:
    • Называть друг друга по имени;
    • Один говорит, другие слушают;
    • Уважение мнения другого;
    • Хранение чужих секретов;
    • Активность.
Дети обсуждают перечисленные правила, при необходимости дополняют их.
  • Упражнение «Звуки имени»
Ведущий: «У каждого из нас есть имя, и каждое имя каким-то образом отзывается в сердцах других людей». Детям предлагается выбрать из имен присутствующих участников:
    • самое пушистое,
    • самое певучее,
    • самое таинственное,
    • самое свежее и прохладное,
    • самое нежное,
    • самое крепкое,
    • самое летнее.

  • Упражнение «Что я знаю о своем имени?»
Ведущий:

«Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый,
и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает…»

(Гомер) Значение имени для человека отражено в русских народных пословицах: С именем Иван, а без имени - болван. Хорошо там и тут, где по имени зовут.

  • Упражнение «Рисунок имени»
Дети представляют, на что похожи их имена, и отражают свои идеи в рисунках.
  • Рефлексия

Дети предлагается продолжить фразы:

«На занятии меня порадовало…»

«На занятии меня удивило…»


  • Ритуал прощания
Дети высказывают свои пожелания друг другу на предстоящую неделю.


Занятие № 2: «Небылицы»

Задачи:

    • развитие воображения и фантазии у детей,
    • поощрение и развитие творческой активности.

  • Вводная часть
Ведущий предлагает вспомнить детям рассказ Н. Носова «Фантазеры». Обращает внимание участников на то, что главным помощником фантазеров является воображение. Ведущий: «Воображение есть у каждого, оно как мускул, который нужно тренировать. Чем больше ты используешь свое воображение, тем крепче и здоровее оно становится. Почему бы тебе, не стать Атлетом Воображения! При помощи воображения ты можешь совершить космическое путешествие, превратиться в кого ты хочешь. Мы будем рисовать необычные предметы, придумывать свои удивительные истории».
  • Приветствие
Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга: «Скажем хором: «Привет фантазерам!» Данные слова становятся ритуалом приветствия на всех занятиях.
  • Упражнение «Чем пахнет смех (радость, страх)?»
Детям предлагается подобрать запахи-ассоциации для различных эмоциональных состояний.
  • Упражнение «Небылицы»
Ведущий выходит за дверь, в это время каждый участник по очереди произносит на ушко своему соседу справа какое-то слово (каждый свое). Данное слово будет являться ответом на вопрос ведущего («Что находится у тебя в кармане? Что ты каждый день носишь в школу? и др.)
  • Психогимнастика
  • Упражнение «Не очень правдивая история»
Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Лунина: «Я однажды видел сам: Як летел по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне». Предложить рассказать о каком-то событии, что-то преувеличив, сочинить такую историю, какой никогда не было и не могло произойти. Вместе решить, чей рассказ оказался самым интересным. Можно ввести дополнительное условие: небылицы должны быть смешными.
  • Упражнение «Рисунки к не очень правдивым историям»
Дети выбирают наиболее понравившийся сюжет и рисуют, использую гуашевые и акварельные краски.
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания


Занятие № 3: «Школа радости»

«Учиться надо весело,

чтоб хорошо учиться».

Задачи:

    • формирование способов эффективного взаимодействия детей,
    • повышение учебной мотивации,
    • развитие фантазии и воображения.

  • Приветствие
  • Упражнение «Если бы на свете не было школ…»
Предложить детям представить жизнь без школы. Что случится, если все школы вдруг отменят. Пусть каждый поделится своими фантазиями.
  • Упражнение «Что может находиться в этом портфеле?»
Детям дается готовый бланк. Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры










Ведущий просит подумать и нарисовать, что может находиться в этом портфеле.
  • Танец Сороконожки
Дети встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке.
  • Рисунок «Школа радости»
Дети рисуют школу своей мечты. По окончании рисования каждый комментирует свой рисунок, рассказывая, какой бы он хотел видеть школу? Как она выглядит? Чем в ней занимаются дети? Какие в ней учителя? Как проходят уроки?
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания


Занятие № 4: «В некотором царстве»

Задачи:

    • развитие творческой активности, детской фантазии,
    • развитие чувства собственной значимости,
    • снятие эмоционального напряжения.

  • Приветствие
  • Упражнение «Волшебные помощники»
Вспомнить с детьми, какие волшебные предметы используются в сказках. Предложить детям из кусочка соленого теста слепить «волшебного помощника» (это может быть человек, животное, какой-то предмет) и рассказать о его назначении.
  • Упражнение «Сказочные герои»
Дети выбирают образ сказочного героя. Используя элементы костюмов, грим, перевоплощаются в этих героев. Затем дети по очереди изображают свои роли, используя характерные движения и фразы, а остальные участники отгадывают.
  • Танец «Подари движение»
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то несложные движения. Все остальные повторяют за ним. Затем ведущий дает знак одному из детей, который показывает свое движение, и все повторяют. И далее - по кругу.
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания


Занятие № 5: «В гостях у сказки»

Задачи:

    • развитие навыков сотрудничества,
    • отреагирование актуальных состояний,
    • развитие воображения,
    • реализация творческого потенциала.

  • Приветствие
  • Упражнение «Превращения»
Детям предлагается вообразить, что они превратились:
    • в робота,
    • в кастрюлю, в которой кипит вода,
    • в королеву Франции,
    • в парящего над скалами орла.

  • Упражнение «Сочиняем новую сказку»
Предложить детям подумать, о чем будет новая сказка, придумать название. Желающий произносит первую фразу. Затем по очереди каждый говорит по одному предложению, продолжая сказку.
  • Психогимнастика
  • Упражнение «Рисунки к сказке»
Дети выбирают сюжеты из придуманной сказки, распределяют их. Каждый рисует свой сюжет. Один из участников оформляет титульный лист. Затем из рисунков делается книжка.
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания


Занятие № 6: «Загадочный мир тишины»

Задачи:

    • развитие воображения и фантазии,
    • развитие и поощрение разнообразных форм творческого самовыражения,
    • снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения.

  • Приветствие
  • Упражнение «Какого цвета тишина?»
Ведущий предлагает детям послушать тишину…
    • Какие звуки живут в тишине?
    • Какого цвета тишина?
    • А есть ли в ней запахи?

  • Психогимнастика
  • Упражнение «Новое звучание тишины»
Ведущий: «Сейчас мы будем наполнять тишину новыми звуками. Они могут быть разными: тихими и громкими, приятными и неприятными». Дети по очереди импровизируют с различными предметами (можно использовать детские музыкальные инструменты. Остальные слушаю новые звуки, рождающиеся в тишине.
    • Какие звуки возникли в тишине?
    • Какие звуки запомнились больше всего, на что они похожи?

  • Рисунок «На что похожа тишина?»
Ведущий: «Услышать случалось Меня иногда, Но видеть - не видел Никто никогда. Ведь я не имела Ни ног и ни рук, И все мое тело - Блуждающий звук». Ведущий предлагает детям представить, на что похожа тишина, и создать образ тишины с помощью кляксографии, используя при этом различные цвета акварели.
  • Танец «Мелодия леса»
Предложить детям передать в танце «мелодию леса», перевоплотившись в различных лесных обитателей (деревья, бабочки, птицы, животные, сказочные существа). Стараться передать в движении характер своего образа.
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания

Занятие № 7: «Чудесные превращения»

Задачи:

    • развитие умения находить вариативные решения проблемы,
    • формирование умения отражать идеи в образном виде,
    • развитие и поощрение разнообразных форм творческого самовыражения,
    • снятие эмоционального напряжения.


  • Приветствие
  • Упражнение «Что произойдет, если ты станешь ростом с карандаш?» (Придумать предметы-заменители вместо дома, кровати, одеяла, чашки и нарисовать их)

Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры











  • Психогимнастика
  • Упражнение «Портрет фантазера»
Ведущий предлагает детям представить себя в роли художников и на большом листе бумаги создать портрет фантазера. При выполнении задания используются заготовки геометрических форм, цветов, овощей, вырезанных из цветной бумаги (самоклеющейся пленки), а также гуашь, акварель, кисти, ватные палочки для рисования.
  • «Свободный танец»
Дети под музыку выполняют любые танцевальные движения.
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания

Занятие № 8: «Страх можно победить»

Задачи:

    • отреагирование актуальных состояний,
    • снижение тревожности и эмоционального напряжения.
    • развитие воображения.

  • Приветствие
  • Упражнение «Страшные картинки»
Ведущий предлагает детям рассмотреть «страшные» рисунки и иллюстрации, разложенные на полу, и рассказать, какие чувства испытывают дети, глядя на эти картинки.
    • Какого цвета страх?
    • Какой запах он имеет?

  • Упражнение «Страхи бывают разные»
Дети по кругу перечисляют, чего они боятся.
  • Упражнение «Испуганные лица»
Предлагается изобразить лицо испуганного человека. При выполнении задания можно глядеть в зеркало.
  • Психогимнастика
  • Упражнение «Страшная маска»
Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры
Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры








Ведущий раздает детям заготовки для масок - листы А4. Можно обозначить на листе контур в форме овала. Дети прорисовывают глаза, рот с помощью фломастеров, красок. Затем вырезают или обрывают по контуру маску. Проделывают глаза, рот. Затем дети одевают маски и «пугают» друг друга.
  • Рисуем страх
Детям предлагается нарисовать свой страх. Если ребенок заявляет, что ничего не боится, предложить ему нарисовать то, чего боятся другие люди.
  • Уничтожение страхов
Предложить детям порвать свои рисунки со страхами на мелкие кусочки. Кусочки складываются в термостойкую емкость и сжигаются.
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания



Занятие № 9 (итоговое): «Мои мечты»

Задачи:

    • развитие воображения и фантазии,
    • формирование умения отражать идеи в образном виде,
    • развитие чувства собственной значимости.

  • Приветствие
  • Упражнение «Мысленные картинки»
Дети закрывают глаза и под музыку «рисуют мысленно картинки». Затем по очереди обмениваются своими воображаемыми образами, при желании инсценируя их.
  • «Когда я был маленьким»
Детям предлагается закончить предложение «Когда я был маленьким, я мечтал о …»
  • Упражнение «Волшебный бинокль»
Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры








Детям предлагается представить, что в руке у них волшебный бинокль, с помощью которого можно увидеть свое будущее. - Что ты видишь?
  • Коллаж «Моя мечта»
Дети составляют коллаж, где отображают представления о будущей жизни, своей мечте, используя различные заготовки, вырезки из газет и журналов.
  • Презентация детских работ

  • Упражнение «Подарок - мечта»
Дети по очереди изображают с помощью невербальных средств подарок, о котором давно мечтают, а остальные отгадывают.
  • Рефлексия
  • Ритуал прощания



Литература

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.
  2. Вообрази себе /Под ред. Д.Р.Гончар. - М., 1994.
  3. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. - СПб., 1999.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.
  5. Касаткина Ю.В., Клюева Л.В. Учим детей общаться. - Ярославль, 1996.
  6. Красный Ю. Искусство делает людей равными: Фрагмент из кн. «Арт - всегда терапия» //Искусство в школе, 202, № 2.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
  8. Лебедева Л. Скажи-ка - как тебя зовут? Арт-терапевтическая техника. //Школьный психолог, 2002, № 42.
  9. Пелишенко С. Ксюшины сказки (для детей фантазеров и их фантастических родителей). - М., 1999.
  10. Сакович Н. День за днем в стране фантазии. //Школьный психолог. 2005. № 9.
  11. Фонель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-4. - М., 2003.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2001.
  13. Киливник М. Подари улыбку миру. //Школьный психолог, 2011, №7.
  14. Курпас Л. Понимание и переживание эмоций. //Школьный психолог, 2011, №11.
  15. Орлова Л. Таблетки для храбрости. Социализация и коррекция детских страхов. // Школьный психолог, 2011, №11.
  16. Романова М. Учим Карабаса-Барабаса дружить со своим гневом. Игровое занятие с элементами психогимнастики. //Школьный психолог, 2011, №11.
  17. Баевская В. Стеснительная улитка. Игровое развивающее занятие. / / Школьный психолог, 2011, №11.

Сказка

«Котенок Чур».

Автор Неретина Л.А., педагог-психолог.

Жил-был котенок по кличке Чур. Он был скромный, даже чересчур, добрый, даже чересчур, ответственный, но тоже чересчур. Многое он делал не только для других, но и за других. И неважно, как он себя чувствовал при этом. Главное, чтобы окружающим было хорошо. Сначала нравилось это Чуру, даже чересчур, но потом он стал чересчур уставать. Однажды кот Мурыч, которого в округе считали мудрым, увидел грустного Чура и сказал: «Нельзя быть добрым для всех. Надо уметь отказывать». «А как это?» - полюбопытствовал котенок, при этом его глаза чересчур округлились. «Давай поиграем, - предложил Мурыч. - Я тебя буду просить о чем-то, а ты в ответ произноси только одну фразу «чур, не я». С тех пор в нужный момент Чур вспоминает эту игру, за которую он чересчур благодарен коту Мурычу.

5

© 2010-2022