- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры
Программа развивающих занятий с учащимися 1-2 классов Фантазёры
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпова И.М. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Директору ПМС-центра г. Дзержинска
Лагуновой И.Н.
вка
Заявка на проведение развивающих занятий сотрудниками ПМС-центра с обучающимися и сотрудниками МБОУ СОШ №2 в 2012-13 уч. году
Форма № 24
Примерная Циклограмма работы
педагога-психолога дошкольного учреждения
День недели
Время
Содержание работы
Понедельник
9.00 - 12.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
12.00 - 13.00
Обед
13.00 - 14.00
Оформление документации
14.00 - 15.30
Консультирование педагогов, воспитателей. Психологическое просвещение
15.30 - 17.00
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
Вторник
9.00 - 10.00
Подготовка к занятиям
10.00 - 12.00
Коррекционно-развивающие занятия (групповые)
12.00 - 13.00
Обед
13.00 - 17.00
Обработка результатов
Среда
8.30 - 10.00
Консультирование родителей (индивидуальное)
10.00 - 12.00
Коррекционно-развивающие занятия (групповые)
12.00 - 13.00
Обед
13.00 - 14.30
Консультирование родителей (индивидуальное)
14.30 - 18.00
Подготовка к занятиям
Четверг
9.00 - 16.00
Методический день:
организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)
Пятница
11.00 - 12.30
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
12.30 - 14.00
Оформление документации
14.00 - 15.30
Консультирование педагогов, воспитателей (индивидуальное)
15.30 - 18.00
Консультирование родителей (индивидуальное)
Психологический лекторий для родителей
Циклограмма работы
педагога-психолога МОУ СОШ №2
День недели
Время
Содержание работы
Понедельник
8.30 - 11.30
Подготовка к занятиям
11.30 - 13.00
Психодиагностика
13.00 - 15.00
Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое)
Вторник
12.00 - 14.00
Коррекционно-развивающие и профилактические занятия (групповые, старшие классы)
14.00 - 16.00
Подготовка к занятиям
16.00 - 18.00
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено)
Среда
12.00 - 13.30
Психодиагностика
13.30 - 14.00
Подготовка к занятиям
14.00 - 15.00
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
15.00 - 16.30
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)
16.30 - 18.00
Обработка результатов
Четверг
9.00 - 15.00
Методический день:
организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)
Пятница
9.00 - 11.30
Обработка результатов
11.30 - 13.00
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые)
13.00 - 15.00
Консультирование учащихся (индивидуальное)
Суббота
9.00 - 11.00
Оформление документации
11.00 - 12.30
Консультирование педагогов (индивидуальное)
12.30 - 13.30
Оформление кабинета
13.30 - 15.00
Консультирование родителей (индивидуальное, групповое).
Психологическое просвещение родителей (лекторий)
Раздел I. Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
«Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире!»
(Из книги Эда Ле Жан
«Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)
Успешной адаптации к социуму способствует творческое отношение к действительности. Надо отметить, что в школе чаще поощряются «взрослые» качества, а сугубо «детские» проявления нередко порицаются. Это может привести к потере контакта с «внутренним ребенком» - одной из составляющих полноценной личности. «Внутренний ребенок» - это тот, кто может спонтанно и свободно творить, кто неутомим и изобретателен, кто способен дарить радость и прощать. Новые учебные программы включают в себя нестандартные задачи, решение которых требует от учащихся развитого воображения и поисковой активности. Как отмечают педагоги, младшие школьники гораздо чаще испытывают трудности при решении творческих задач, нежели при выполнении заданий по образцу. Актуальная потребность детей в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности может быть удовлетворена в процессе арт-терапии, используемой в программе. Искренность, открытость, спонтанность, индивидуальный стиль самовыражения представляют на занятиях большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта творческой деятельности. Данный курс развивающих занятий предполагает содействие в развитии способности к творчеству, которая проявляется в стремлении фантазировать и сочинять, придумывать и изобретать. В творческих упражнениях, предлагаемых детям в ходе занятий, не существует «неправильных» ответов, что позволяет каждому учащемуся выполнять задания на «своем» уровне. Фантазируя, ребенок освобождается от негативных ощущений, тревоги, агрессии. Проигрывание фантастических ролей позволяет школьнику справиться с новыми ситуациями, выработать механизмы психологической защиты, решать самостоятельно свои проблемы. Если бы дети все делали только по образцу, то мы бы не смогли наслаждаться их сказками, небылицами и необычными рисунками. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов и шаблонов в мышлении и поведении. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связано с готовностью к изменению, развитию, повышением социальной адаптивности у ребенка.
Программа модифицированная, разработана на основе программы -++
«Фантазеры» ПМС-Центра г. Дзержинска.
Методологические основы. Теоретической базой программы является гуманистический подход К.Роджерса, в основе которого лежат недирективные техники, использованные в «экспрессивной терапии» (комплексы разнообразных форм творческого самовыражения). «Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства». (К.Роджерс) В программе использованы также базовые идеи и стратегии развития творческого мышления Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. В данной программе используется следующий подход к определению творчества:
«Творчество - процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей» (3)
- Целеполагание и задачи.
Задачи:
- развитие воображения и фантазии у детей;
- развитие умения находить способы эффективного взаимодействия (умения договариваться, сделать вклад в общее дело и т.д.)
- развитие чувства собственной значимости;
- развитие умения находить вариативные решения проблем;
- формирование умения отражать идеи в образном виде;
- развитие и поощрение разнообразных форм творческого самовыражения;
- снятие эмоционального напряжения.
- Целевая группа.
- Ожидаемые результаты.
Предполагается, что работа, проводимая по данной программе, позволит достичь следующих результатов:
- Адекватное поведение детей в социуме.
- Проявление творческой активности детей.
- Уверенное поведение детей в разных ситуациях.
- Свободное выражение детьми своих чувств и собственного мнения.
- Критерии оценки эффективности.
- Количество участников программы.
- Аналитические отчеты по результатам реализации программы.
- Субъективная оценка со стороны участников программы (устные и письменные отзывы).
- Методы и технологии.
Программа развивающих занятий «Фантазеры» реализуется через следующие активные методы и технологии:
- «Мозговой штурм» («брэйн сторминг»);
- Групповое обсуждение;
- Арт-терапевтические техники:
- импровизация,
- телесно-ориентированные,
- изотерапия,
- сказкотерапия.
- Основные условия реализации.
- Занятия предполагается проводить 1 раз в неделю в течение 30-40 минут.
- Оптимальное количество участников группы - 12-15 человек.
- Занятия проводятся в кругу.
- Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.
Основные принципы взаимодействия ведущего с детьми:
-
- Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
- Отмечать положительные изменения посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
- Не применять негативных оценочных суждений;
- Не навязывать ребенку способов деятельности;
- Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, не зависимо от содержания, формы, качества.
Раздел II. Содержание и структура обучения.
- Структура занятий.
- Приветствие.
- Вводная часть.
- Основная часть - работа по теме.
- Рефлексия.
- Ритуал прощания.
- Контролирующие материалы.
- Персональные высказывания участников.
- Письменные отзывы педагогов.
- Детские рисунки.
- Регистрационные листы участников.
- Фотографии.
- Тематический план.
№ п/п
Тема занятия
Необходимые материалы
Кол-во час.
«Страна имен»
-
Мяч
-
Плакат с правилами
-
Краски, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой, альбомные листы
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«Небылицы»
-
Мяч
-
Гуашевые и акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, альбомные листы
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«Школа радости»
-
Мяч
-
Бланки с рисунком портфеля
-
Фломастеры, краски, кисти, вода, альбомные листы
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«В некотором царстве»
-
Соленое тесто
-
Элементы костюмов, грим
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«В гостях у сказки»
-
Фломастеры, краски, кисти, вода, альбомные листы
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«Загадочный мир тишины»
-
Емкости с водой, крупой, бумага, мешочек с сухими листьями, детские музыкальные инструменты
-
Акварельные краски, кисти, вода, альбомные листы
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«Чудесные превращения»
-
Готовые бланки
-
Лист ватмана или обои, заготовки из цветной бумаги (геометрические формы, овощи, цветы), клей, гуашь, акварель, кисти, ватные палочки, вода
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«Волшебные превращения Бабы-Яги»
-
Готовые бланки
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«Таблетка для храбрости»
-
Акварельные краски, кисти, вода, альбомные листы
-
Игрушки
2 часа
«Учим Карабаса-Барабаса дружить со своим гневом"
-
Костюм Карабаса-барабаса
-
Альбомные листы, краски и вода
-
«стаканчик для криков»
-
Книжки-малышки
-
Правила
2 часа
«Стеснительная улитка"
-
Куклы-перчатки улитки. мамы-птицы, птенца
-
Бумага, цветные карандаши
2 часа
«Три веселых клоуна»
-
Цветные полосы из бумаги
-
Картинки с предметами
2 часа
«Подари улыбку миру»
-
Актовый зал
-
Ноутбук
-
Мультимедиа
-
Столы, стулья
2 часа
«Будьте счастливы, друзья»
-
Ребусы
-
Картинки
-
Ноутбук
-
Мультимедиа
2 часа
«Классный класс»
-
Набор букв и слов
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
«Добрый юмор-лучшее лекарство»
-
Актовый зал
-
Ноутбук
-
Мультимедиа
-
Столы, стулья
2 часа
Итоговое занятие
«Мои мечты»
-
Материал для коллажа: вырезки из газет, журналов, клей, кисточки
-
Аудиозапись с музыкой
2 часа
Занятие № 1: «Страна имен»
Задачи:-
- создание доброжелательной атмосферы в группе,
- знакомство детей друг с другом,
- принятие правил работы в группе,
- развитие воображения.
- Упражнение на знакомство «Имя и движение»
- Принятие правил
-
- Называть друг друга по имени;
- Один говорит, другие слушают;
- Уважение мнения другого;
- Хранение чужих секретов;
- Активность.
- Упражнение «Звуки имени»
-
- самое пушистое,
- самое певучее,
- самое таинственное,
- самое свежее и прохладное,
- самое нежное,
- самое крепкое,
- самое летнее.
- Упражнение «Что я знаю о своем имени?»
«Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый,
и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает…»
(Гомер) Значение имени для человека отражено в русских народных пословицах: С именем Иван, а без имени - болван. Хорошо там и тут, где по имени зовут.
- Упражнение «Рисунок имени»
- Рефлексия
Дети предлагается продолжить фразы:
«На занятии меня порадовало…»
«На занятии меня удивило…»
- Ритуал прощания
Занятие № 2: «Небылицы»
Задачи:
-
- развитие воображения и фантазии у детей,
- поощрение и развитие творческой активности.
- Вводная часть
- Приветствие
- Упражнение «Чем пахнет смех (радость, страх)?»
- Упражнение «Небылицы»
- Психогимнастика
- Упражнение «Не очень правдивая история»
Язь в лесу грибы удил…
Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне». Предложить рассказать о каком-то событии, что-то преувеличив, сочинить такую историю, какой никогда не было и не могло произойти. Вместе решить, чей рассказ оказался самым интересным. Можно ввести дополнительное условие: небылицы должны быть смешными.- Упражнение «Рисунки к не очень правдивым историям»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие № 3: «Школа радости»
«Учиться надо весело,
чтоб хорошо учиться».
Задачи:
-
- формирование способов эффективного взаимодействия детей,
- повышение учебной мотивации,
- развитие фантазии и воображения.
- Приветствие
- Упражнение «Если бы на свете не было школ…»
- Упражнение «Что может находиться в этом портфеле?»
Ведущий просит подумать и нарисовать, что может находиться в этом портфеле.
- Танец Сороконожки
- Рисунок «Школа радости»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие № 4: «В некотором царстве»
Задачи:
-
- развитие творческой активности, детской фантазии,
- развитие чувства собственной значимости,
- снятие эмоционального напряжения.
- Приветствие
- Упражнение «Волшебные помощники»
- Упражнение «Сказочные герои»
- Танец «Подари движение»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие № 5: «В гостях у сказки»
Задачи:
-
- развитие навыков сотрудничества,
- отреагирование актуальных состояний,
- развитие воображения,
- реализация творческого потенциала.
- Приветствие
- Упражнение «Превращения»
-
- в робота,
- в кастрюлю, в которой кипит вода,
- в королеву Франции,
- в парящего над скалами орла.
- Упражнение «Сочиняем новую сказку»
- Психогимнастика
- Упражнение «Рисунки к сказке»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие № 6: «Загадочный мир тишины»
Задачи:
-
- развитие воображения и фантазии,
- развитие и поощрение разнообразных форм творческого самовыражения,
- снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения.
- Приветствие
- Упражнение «Какого цвета тишина?»
Ведущий предлагает детям послушать тишину…
-
- Какие звуки живут в тишине?
- Какого цвета тишина?
- А есть ли в ней запахи?
- Психогимнастика
- Упражнение «Новое звучание тишины»
-
- Какие звуки возникли в тишине?
- Какие звуки запомнились больше всего, на что они похожи?
- Рисунок «На что похожа тишина?»
- Танец «Мелодия леса»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие № 7: «Чудесные превращения»
Задачи:
-
- развитие умения находить вариативные решения проблемы,
- формирование умения отражать идеи в образном виде,
- развитие и поощрение разнообразных форм творческого самовыражения,
- снятие эмоционального напряжения.
- Приветствие
- Упражнение «Что произойдет, если ты станешь ростом с карандаш?» (Придумать предметы-заменители вместо дома, кровати, одеяла, чашки и нарисовать их)
- Психогимнастика
- Упражнение «Портрет фантазера»
- «Свободный танец»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие № 8: «Страх можно победить»
Задачи:
-
- отреагирование актуальных состояний,
- снижение тревожности и эмоционального напряжения.
- развитие воображения.
- Приветствие
- Упражнение «Страшные картинки»
-
- Какого цвета страх?
- Какой запах он имеет?
- Упражнение «Страхи бывают разные»
- Упражнение «Испуганные лица»
- Психогимнастика
- Упражнение «Страшная маска»
Ведущий раздает детям заготовки для масок - листы А4. Можно обозначить на листе контур в форме овала. Дети прорисовывают глаза, рот с помощью фломастеров, красок. Затем вырезают или обрывают по контуру маску. Проделывают глаза, рот. Затем дети одевают маски и «пугают» друг друга.
- Рисуем страх
- Уничтожение страхов
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие № 9 (итоговое): «Мои мечты»
Задачи:
-
- развитие воображения и фантазии,
- формирование умения отражать идеи в образном виде,
- развитие чувства собственной значимости.
- Приветствие
- Упражнение «Мысленные картинки»
- «Когда я был маленьким»
- Упражнение «Волшебный бинокль»
Детям предлагается представить, что в руке у них волшебный бинокль, с помощью которого можно увидеть свое будущее. - Что ты видишь?
- Коллаж «Моя мечта»
- Презентация детских работ
- Упражнение «Подарок - мечта»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Литература
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.
- Вообрази себе /Под ред. Д.Р.Гончар. - М., 1994.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. - СПб., 1999.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.
- Касаткина Ю.В., Клюева Л.В. Учим детей общаться. - Ярославль, 1996.
- Красный Ю. Искусство делает людей равными: Фрагмент из кн. «Арт - всегда терапия» //Искусство в школе, 202, № 2.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
- Лебедева Л. Скажи-ка - как тебя зовут? Арт-терапевтическая техника. //Школьный психолог, 2002, № 42.
- Пелишенко С. Ксюшины сказки (для детей фантазеров и их фантастических родителей). - М., 1999.
- Сакович Н. День за днем в стране фантазии. //Школьный психолог. 2005. № 9.
- Фонель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-4. - М., 2003.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2001.
- Киливник М. Подари улыбку миру. //Школьный психолог, 2011, №7.
- Курпас Л. Понимание и переживание эмоций. //Школьный психолог, 2011, №11.
- Орлова Л. Таблетки для храбрости. Социализация и коррекция детских страхов. // Школьный психолог, 2011, №11.
- Романова М. Учим Карабаса-Барабаса дружить со своим гневом. Игровое занятие с элементами психогимнастики. //Школьный психолог, 2011, №11.
- Баевская В. Стеснительная улитка. Игровое развивающее занятие. / / Школьный психолог, 2011, №11.
Сказка
«Котенок Чур».
Автор Неретина Л.А., педагог-психолог.
Жил-был котенок по кличке Чур. Он был скромный, даже чересчур, добрый, даже чересчур, ответственный, но тоже чересчур. Многое он делал не только для других, но и за других. И неважно, как он себя чувствовал при этом. Главное, чтобы окружающим было хорошо. Сначала нравилось это Чуру, даже чересчур, но потом он стал чересчур уставать. Однажды кот Мурыч, которого в округе считали мудрым, увидел грустного Чура и сказал: «Нельзя быть добрым для всех. Надо уметь отказывать». «А как это?» - полюбопытствовал котенок, при этом его глаза чересчур округлились. «Давай поиграем, - предложил Мурыч. - Я тебя буду просить о чем-то, а ты в ответ произноси только одну фразу «чур, не я». С тех пор в нужный момент Чур вспоминает эту игру, за которую он чересчур благодарен коту Мурычу.
5