Рабочая программа и КТП Технология2 класс Школа России Лутцева

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу « Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии, авторской программе Е.А.Лутцевой«Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Цель курса «Технология. Ступеньки к мастерству.» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств. Курс "Технология. Ступеньки к мастерству" носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия "технологичность" и "технология" и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными. Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, "открытия" новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). Ни один учебный предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;

развитие умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д. Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для других такой точности не требуется, например сплести косичку. Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного труда придаем особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата. Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на Масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последнее время стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых по восточному календарю пройдет год. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.

Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.





Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному ( образовательному ) плану всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч , из них в первом классе 33 ч ( 1 ч в неделю , 33 учебные недели ) . по 34 ч во 2 , 3 и 4 классах ( 1 ч в неделю , 34 учебные недели в каждом классе ).



Ценностные и межпредметные ориентиры содержания учебного предмета

Математика - моделирование ( преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде , мысленная трансформация объектов и пр.) , выполнение расчетов вычислений , построение форм с учетом основ геометрии ; работа с геометрическими фигурами, телами , именованными числами.

Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно - прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера , природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.

Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности ( описание конструкции изделия , материалов и способов их обработки , сообщение о ходе действий и построении плана деятельности , построение логических связанных высказываний в рассуждениях , обоснованиях , формулировании выводов ).

Литературное чтение - работа с текстами для создания образа , реализуемого в изделии.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств , индивидуально - личностных позиций , ценностных установок , раскрывающих отношение к труду , систему норм и правил межличностного общения , обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности , применяемых , как в рамках образовательного процесса , так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике , технологиях и технологической стороне труда , об основах культуры труда, элементарные умения предметно - преобразовательной деятельности , знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий . элементарный опыт творческой и проектной деятельности.



Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих учебных действий:овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;  развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;  освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;  воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; • степень самостоятельности, • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.). Санитарные нормы предписывают: «На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок. Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 1-х классов - не более 5 минут, 2-3-х - 5 - 7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4 - 5 минут.»

Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Разметка:

- на глаз (свободным рисованием);

- сгибанием,

- по шаблону,

- по трафарету

Разметка:

- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),

- копирование

(через копировальную бумагу, с помощью кальки).

Разметка:

-с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),

- по масштабной сетке.

Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.

Использование освоенного для выполнения творческих проектов.

Выделение детали из заготовки:

- отрывание;

- резание ножницами

Выделение детали из заготовки:

Выделение детали из заготовки:

- резание макетным ножом

Формообразование

- сгибание,

- складывание,

- сминание,

- скручивание

Сборка изделия:

-склеивание

Сборка изделия:

сшивание (прямая строчка и ее варианты)

Сборка изделия:

- с помощью проволоки;

- щелевые замки;

- сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)

Сборка изделия:

- сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).

Отделка:

- раскрашивание;

- аппликация;

- рисование и др.

Отделка:

- вышивка;

-блестки;

- бусины и др.

Отделка:

- пуговицы,

- кнопки и др.



Что должны знать и уметь учащиеся в результате обучения в 1 классе: Иметь представление: о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека; о роли природы в жизни человека; о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

Знать:

  • Что такое деталь как составная часть изделия, что такое конструкция, что конструкции бывают однодетальными и многодетальными, что такое неподвижное соединение деталей;

  • Виды материалов - природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;

  • Последовательность изготовления несложных изделий: размётка, резание, сборка, отделка;

  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;

  • Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;

  • Название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений ( шаблон, булавки), правила работы с ними;

  • Уметь:

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

  • Различать материалы и инструменты по их назначению;

  • Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

  • Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;

  • Использовать для сушки плоских изделий пресс;

  • Безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

  • Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

Общетрудовые умения:

Под контролем учителя:

  • Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.

С помощью учителя:

  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.

  • При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.




2 класс (34 ч) Технико - технологические знания и умения, основы технологической культуры.
Элементы материаловедения. Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Свойства изучаемых материалов. Строение ткани. Продольное и поперечное направления нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость.
Инструменты и приспособления. Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Основы конструкторских знаний и умений. Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объемных форм сгибанием. Композиционное расположение деталей в изделии.
Основы технологических знаний и умений. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертеж. Простейший чертеж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба). Эскиз. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно - измерительных инструментов. Сборка изделия: проволочное подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки). Условия, необходимые для жизнедеятельности растений. Культурные и дикорастущие растения. Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта. Обобщенные приемы выращивания растений (агротехника): подготовка почвы, посев (посадка), уход, сбор урожая. Размножение семенами, черенками листа, стебля. Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка. Продолжительность жизни растений: однолетники, двулетники, многолетники. Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух) виды, названия, назначение. Макет, модель. Ремесленные профессии края, где живут ученики. Этапы проектной деятельности (разработка замысла и его практическая реализация). Индивидуальный творческий мини-проект, коллективный творческий проект.
Из истории технологии. (2 ч).
История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников, современное состояние этих профессий. Технология выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.





Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: Иметь представление: - об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ; - о причинах разделения труда; - об истории зарождения и совершенствования транспортных средств; - о проектной деятельности в целом и ее основных этапах; -о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка;
Знать: -названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю; -названия материалов и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; -происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей; - неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки; подвижный - проволока, нитки, тонкие веревочки); - технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка; -линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов; -названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль); -природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух; - основные агротехнические приемы: подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая; - способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике; - названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;
Уметь: -с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовать (индивидуально и коллективно); -читать простейший чертеж (эскиз); - выполнять разметку с помощью контрольно- измерительных инструментов; - выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж; -определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения; - оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами; - выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений; - решать несложные конструкторско- технологические задачи; - изготавливать несложные макеты транспортных средств;
Самостоятельно: - организовать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы; - экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке; -контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля; - справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
При помощи учителя: -проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; -выдвигать возможные способы их решения; - доказывать свое мнение.

3 класс (34 ч) Технико - технологические знания и умения, основы технологической культуры. (30 ч)
Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.
Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование для решения инженерных задач принципов жизнедеятельности живых существ животного мира (бионика).
Основы технологических знаний и умений. Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов). Сборка изделия. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой (и ее вариантами) через край. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т. д. Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).
Из истории технологии.(4 ч) Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненных потребностей, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быту и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ столетия. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: Иметь представление: - о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный); - о качествах человека-созидателя; - о производительности труда (не называя понятие)4 - о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; - о способах получения искусственных и синтетических материалов; - о передаче вращательного движения, о принципе парового двигателя; - о понятиях «информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка»;
Знать: - что древесина не только природный материал, но и сырье для получения искусственных материалов; - названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани); - простейшие способы достижения прочности конструкций; - последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; - линии чертежа (осевая и центровая); - правила безопасной работы канцелярским ножом; - косую строчку ее варианты, назначение; - агротехнические приемы пересадки и перевалки растений; - размножение растений отпрысками и делением куста; - назначение технологических машин; - несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); - основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом; - профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которы эти профессии относятся.
Уметь - под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические пректы и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - читать простейший чертеж (эскиз) разверток; - соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов - к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов; - выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж; - изменять конструкцию изделия по заданным условиям; - подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; - выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа; - оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; - осуществлять перевалку и пересадку растений, - выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста; - собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие; - безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.
При помощи учителя: - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения.

4 класс (34 ч)
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры. (28 ч)
Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.) Основы технико-технологических знаний и умений. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф. Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножение растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство). Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.) его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг. Техника ХХ - ХХ1 веков. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др..). Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать. Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии (6 ч)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в ее предотвращении. Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту. Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий. Самые яркие изобретения начала ХХ века (в обзорном порядке) - электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине ХХ века - телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. рубеж ХХ - ХХ1 веков - использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Иметь представление: - о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения; - о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду; - о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф; - об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.); - о понятиях «технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др).
Знать: - современные профессии, появившиеся в ХХ - ХХ1 веках и связанные с изученным содержанием; - технические изобретения конца Х1Х - начала ХХ века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.) - названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок и их назначение; - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота); - названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; - этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов; - петельную, крестообразную строчки и их варианты; - луковичный и клубневой способы размножения растений;
Уметь: - определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно; - подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае; - эстетично оформлять изделия; - соединять детали из ткани петельной и крестообразными строчками; - выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); - выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения - речь, этикет и т. д.) Самостоятельно: - разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе; - организовывать их; распределять обязанности в группе; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах; При помощи учителя: -выбирать темы для практических и проектных работ; - искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

ТЕХНОЛОГИЯ (Е. А Лутцева, Т. П. Зуева)

Тематическое планирование

2 класс (34ч)

№ урока


Дата проведения

Корректи

ровка

Темы, входящие в разделы примерной программы

Характеристика видов деятельности учащихся

Что ты уже знаешь?

Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе.

Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам.

Изготовление изделий в технике оригами.

Самостоятельно:

- организовывать рабочее место;

- узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе;

- наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности;

- применять ранее освоенное для выполнения практического задания.

С помощью учителя:

- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- отбирать необходимые материалы для композиций;

- изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки;

Оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

- обобщать (называть) то новое, что освоено

2

Зачем художнику знать о тоне, форме и размере?

Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план из двух предложенных. Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу.

Изготовление композиций из семян растений.

Самостоятельно:

- организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном(рационально размещать материалы и инструменты);

- наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону;

- анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

- осуществлять контроль по шаблону.

С помощью учителя:

- классифицировать семена по тону, по форме;

- сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

- отделять известное от неизвестного;

- открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции);

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

-отбирать необходимые материалы для композиций;

- изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

-осуществлять контроль по шаблону;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

-обобщать (называть) то новое, что освоено;

- бережно относиться к окружающей природе, к труду мастеров

    Какова роль цвета в композиции?

    Знакомство со средством художественной выразительности -цветом.

    Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

    Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов.

    Самостоятельно:

    - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

    - наблюдать, сравнивать различные цветосочетания, композиции;

    - анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

    - осуществлять контроль по шаблону.

    С помощью учителя:

    - отделять известное от неизвестного;

    - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием);

    - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

    - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

    -отбирать необходимые материалы для композиций;

    - изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

    -осуществлять контроль по шаблону;

    -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

    -обобщать (называть) то новое, что освоено;

    --обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

    -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

    - бережно относиться к окружающей природе

      Какие бывают цветочные композиции?

      Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

      Изготовление композиций разных видов.

        Как увидеть белое изображение на белом фоне?

        Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Упражнение по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из дву предложенных.

        Изготовление рельефных композиций из белой бумаги.

          Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?

          Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных( и несимметричных) изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание на фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

          Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей.

          Самостоятельно:

          - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном(рационально размещать материалы и инструменты);

          - наблюдать, сравнивать различные цветосочетания, композиции;

          - анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

          - осуществлять контроль по шаблону.

          - отбирать необходимые материалы для композиций

          С помощью учителя:

          -сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

          - отделять известное от неизвестного;

          - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием);

          - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

          - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

          - изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

          -осуществлять контроль по шаблону;

          -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

          -обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

          -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

          -обобщать (называть) то новое, что освоено;

          - бережно относиться к окружающей природе.

          7-8

          Можно ли сгибать картон? Как?

          Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей.

          Наши проекты. Африканская саванна.

          Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы.

          Изготовление изделий сложных форм в одной тематике

          Самостоятельно:

          -соотносить картонные изображения животных и их шаблоны;

          - анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

          - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном(рационально размещать материалы и инструменты);

          - осуществлять контроль по шаблону.

          - отбирать необходимые материалы для композиций.

          С помощью учителя:

          -использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях;

          -сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

          - отделять известное от неизвестного;

          - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей);

          - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

          - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

          - изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

          -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

          -проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию;

          -обобщать (называть) то новое, что освоено;

          -выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе;

          -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

          -осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

          9

          Как плоское превратить в объёмное?

          О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговка. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных.

          Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона.

          10

          Как согнуть картон по кривой линии?

          О древних ящерах и драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона.

          Пробное упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Составлен ие собственного плана и его сравнение с данным в учебнике.

          Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.

          Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.

          11

          Что такое технологические операции и способы?

          Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Задание подобрать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы. Складывание бумажных полосок пружинкой. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

          Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.

          Самостоятельно:

          -использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей);

          - анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

          - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

          - осуществлять контроль по шаблону.

          - отбирать необходимые материалы для композиций.

          С помощью учителя:

          -сравнивать конструкции и технологии изготовления изделий из одинаковых и разных материалов, находить сходства и различия;

          - отделять известное от неизвестного;

          - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»);

          - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

          - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

          - выполнять работу по технологической карте;

          - изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

          -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

          -обобщать (называть) то новое, что освоено.

          12

          Что такое линейка и что она умеет?

          Введение понятия «линейка - чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

          Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур.

          Самостоятельно:

          -организовывать рабочее место для работы с бумагой (рационально размещать материалы и инструменты);

          - отбирать необходимые материалы для композиций.

          С помощью учителя:

          -сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

          -осваивать умение работать линейкой (измерять отрезки, проводить прямые линии, проводить линию через две точки, строить отрезки заданной длины);

          -сравнивать результаты измерений длин отрезков;

          - отделять известное от неизвестного;

          - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»);

          - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

          - осуществлять контроль по линейке;

          - оценивать результаты работы (точность измерений);

          -обобщать (называть) то новое, что освоено.

          13

          Что такое чертёж и как его прочитать?

          Введение понятия «чертёж». Линия чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение четрежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам.

          Самостоятельно:

          - анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

          - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

          - осуществлять контроль по шаблонам;

          - отбирать необходимые материалы для изделий.

          С помощью учителя:

          -сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

          - сравнивать изделия и их чертежи;

          - отделять известное от неизвестного;

          - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа - контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», «окружность», «дуга», «радиус»);

          - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

          -осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей;

          - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

          - выполнять работу по технологической карте;

          -осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю;

          -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

          -проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

          -обобщать (называть) то новое, что освоено.

          -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

          -уважительно относиться к людям труда и результатам их труда;

          -осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

          14

          Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?

          Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от двух прямых углов. Разметка одинаковых бумажных полосок. Упражнение по разметке полосок из бумаги.

          Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление деталей с плетёными деталями.

          15

          Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?

          Введение понятия «угольник - чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам.

          16

          Можно ли без шаблона разметить круг?

          Введение понятий: «циркуль-чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

          Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля.

          17

          Мастерская Деда мороза и Снегурочки.

          Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа.

          Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

          Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки.

          Проверим себя.

          Проверка знаний и умений по теме.

          18

          Какой секрет у подвижных игрушек?

          Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали.

          Самостоятельно:

          - анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

          - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

          - осуществлять контроль по шаблону, линейке, угольнику.

          С помощью учителя:

          -сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления

          - классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям);

          - отделять известное от неизвестного;

          - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»);

          - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

          - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

          - отбирать необходимые материалы для изделий;

          - выполнять работу по технологической карте;

          -осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю;

          -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

          -проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

          -обобщать (называть) то новое, что освоено.

          -искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

          - уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др.







          19

          Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?

          Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения.

          Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

          Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения.

          20

          Ещё один способ сделать игрушку подвижной.

          Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

          Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки - «дергунчик».

          21

          Что заставляет вращаться винт-пропеллер?

          Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

          Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница).

          22

          Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели щелевым замком. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

          Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком.

          23

          День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии?

          Общее представление об истории вооружения армией России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление изделия на военную тематику (открытка со вставками)

          24

          Как машины помогают человеку?

          Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление моделей машин по их развёрткам.

          25

          Поздравляем женщин и девочек.

          Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). Использование ранее освоенных знаний и умений.

          Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений.

          26


          27


          28

          Что интересного в работе архитектора?

          Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества.

          Наши проекты.

          Макет города. Работа в группах по 4-6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы.

          Изготовление макета родного города или города мечты.

          Проверим себя.

          Проверка знаний и умений по теме.

          Самостоятельно:

          - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

          - осуществлять контроль по шаблонам, линейке, угольнику.

          С помощью учителя:

          -осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.);

          -сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению;

          -работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество;

          -обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания);

          - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

          - выполнять работу по технологической карте;

          -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, общей композиции макета);

          -обобщать (называть) то новое, что освоено.

          -выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе;

          -осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

          29

          Какие бывают ткани?

          Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов. Профессии швеи и вязальщицы. Разметка на глаз и по шаблонам. Точечное клеевое соединение деталей, биговка. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона).

          Самостоятельно:

          -анализировать образцы изделий по памятке;

          - организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты);

          - осуществлять контроль по шаблонам и лекалам.

          С помощью учителя:

          - наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов;

          -классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены;

          - отделять известное от неизвестного,

          -открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты);

          - делать выводы о наблюдаемых явлениях;

          - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

          - выполнять работу по технологической карте;

          -оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

          -проверять изделие в действии;

          -корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

          -обобщать (называть) то новое, что освоено;

          --искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

          -уважительно относиться к труду мастеров;

          -осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

          30

          Какие бывают нитки. Как они используются?

          Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток- пряжи. Изготовление пряжи - прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление колец для помпонов с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

          Изготовление изделий, частью которых является помпон.

          31

          Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

          Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность.

          Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу.

          32

          Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?

          Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками.

          Строчка косого стежка и её варианты. Пробное упражнение в выполнении строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва - ткань для вышивания крестом.

          Изготовление изделий с вышивкой крестом

          33

          Как ткань превращается в изделие? Лекало.

          Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками.

          Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

          Проверим себя.

          Проверка знаний и умений по теме.

          34

          Что узнали, чему научились.

          Проверка знаний и умений за 2 класс.

          Учиться использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач.

          Учебно - методическое обеспечение

          Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 2 класса. - М.: Вентана-Граф, 2011.

          Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Вентана-Граф, 2011.

          Дополнительная литература

          Лутцева Е.А. Технологические карты к урокам ( раздаточный материал)

          «Технология. Учимся мастерству. », Методика для учителя, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.

          Цифровые образовательные ресурсы:

          Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM

          Оборудование:

          Учебные столы.

          Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

          Мультимедийный проектор.

          Компьютер.

          Экран.




          35

          © 2010-2022