Внеклассное мероприятие Лесная аптека

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУО «Средняя школа №5» г Бреста





ЛЕСНАЯ АПТЕКА

НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА

Открытое воспитательное мероприятие.




Провела:

учитель начальных

классов Печко О.Н.

2015 год

Внеклассное мероприятие 3 класс

Тема: «Лесная аптека на службе человека»

Цели:

- расширить и обобщить знания детей о лекарственных растениях.

- дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения

- развивать у детей интерес к предметам естественного профиля

- формировать бережное отношение к природе

- воспитывать чувство прекрасного.





Ход мероприятия.

Звучит музыка.

Учитель:

…Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже много умеет.

Вместо ответа учитель дал ему задание: «Иди и принеси все то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: «Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной».

- Дети как вы думаете, почему? (ответы учащихся).

Учитель:

Вот что ответил ученик. Ученик сказал: «Потому что я не в состоянии принести все то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение целебно».

Сегодня мы вспомним хорошо известные нам целебные растения, которые растут у нас в лесах, на лугах и полях. Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав надо все узнать о них.

Звучит музыка.(звуки леса) Сценка.

Травница собирает растения, кладет их в корзину.

Прохожий (удивленно).

Что делает эта девочка, подойду поближе…

Хорошая сегодня погода, неправда ли?

Травница.

Да, хороший для того, чтобы собирать травы.

Прохожий.

Травы собирать?

Травница.

Нет, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют целительную силу.

Прохожий.

А что за траву вы собираете и как ее используете?

Травница (подойдя, показывает).

У доски стоят ученики, в руках у них иллюстрации лекарственных трав.

Травница. Вот это пион.

Ученик 1. Пион:

Семена мои целебны,

При гастритах пьют настой.

Корни убивают яды

И снижают в почках боль.

Травница. Вот это липа.

Ученик 2. Липа:

Липа-средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Травница. А это калина.

Ученик 3.Калина:

Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

Останавливают кровь

При кровотечениях мною.

Чудодейственный отвар

Может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок

Кисти ягод огневых

Рвите на зиму ребята,

Много витаминов в них.

Травница. Вот это подорожник.

Ученик 4.Подорожник:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он как хороший друг:

Лечит ранки ног и рук.

Травница. А это ромашка аптечная.

Ученик 5.Ромашка аптечная:

Моргун-трава, купальница…

Как только не зовут.

В ней для красы купаются,

А для здоровья пьют.

Травница. Вот это малина.

Ученик 6. Малина:

Летом рады свежей

Ягодке медвежьей.

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.

Травница. А это земляника лесная.

Ученик 7. Земляника лесная

Ягодка лесная, тонкий аромат.

Шевелит усами, радует ребят.

Лечит почки, печень, атеросклероз.

Витамины детям, улучшает рост.

Учитель.

-Дети скажите, все лекарственные растения назвала травница?

-Какие еще лекарственные растения вы еще знаете?

-А как вы думаете, почему эти растения называются лекарственными?

-Интересно, а как люди узнали о целебных свойствах растений? (предположения детей)

Учитель.

Люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определенные растения и вылечивались. Если у вас есть кошка и вы выезжаете с ней на дачу или в деревню, то вы наверняка видели, что она часто ест какие-то травки.

Древний человек собирал ягоды, плоды, семена, сочные побеги и употреблял их в пищу. Постепенно люди поняли, что одни растения ядовитые и вредные, а другие полезные и даже лечебные.

В 1581 году по приказу Ивана Грозного на Руси была открыта первая аптека. В обязанности аптекарских работников того времени входил сбор и заготовка лекарственных растений.

Сейчас же для выращивания редких лекарственных растений, даже тех которые занесены в Красную книгу, организованны ботанические сады.

Чтобы получше узнать о лекарственных растений их свойствах о том, где они используются, какие болезни лечат мы с вами поиграем. Для этого вы разделены на три команды.

Конкурс первый. Разминка

(защитить название своей команды) Шиповник, подорожник, малина.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Конкурс второй. Расскажи обо мне

Каждой команде предлагается вытянуть лекарственное растение. Задача - как можно больше о нем рассказать.

Крапива

Шалфей

Мать и мачеха

Липа

Иван-чай

Земляника лесная

Конкурс третий. Мешочек запахов.

Каждой команде предлагается мешочек с лекарственным растением. Задача - отгадать растение по запаху и рассказать о нём (корень валерьяны, мята, укроп)

Конкурс четвертый. Лесные загадки.(загадки дети вытягивают)

Кисть ягоды прекрасная.

Желтая иль красная

Я достать ее боюсь

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство

(боярышник)

Растет зеленый кустик

Дотронешься - укусит.

(крапива)

Семена как коготки

Желто-красные цветки

От горла помогают

Кто же их не знает

(календула)

Сидит на палочке

В красной рубашке

Брюшко сыто

Камешками набито

(шиповник)

Такого модника как этот

Еще не видела земля

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять

(одуванчик)

Поранил ты в походе ногу

Усталость не дает идти-

Нагнись… солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути

(подорожник)

Конкурс пятый. Узнай меня..

(Команда поднимает сигнальный флажок)

«Соколиный глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг, потом опустился на колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее прямо на тропе. След бледнолицего»

Как по-другому называется это растение? (подорожник)

Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае - июне среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. Теперь же среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды. О каком растении идет речь? (земляника лесная)

Растение с золотисто желтыми цветами часто встречается в огородах и дворах. В народе его называют бородавочником. Если поранить растение из него вытекает ярко оранжевый сок. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения, чтобы вернуть зрение слепым от рождения птенцам. Как называется это растение? (чистотел)

Какое растение в старину называли травой от недугов? (зверобой)

Какая ягода улучшает зрение? (черника)

Плоды какого колючего кустарника богаты витаминами? (шиповник)

Конкурс шестой. Ай-болит.

Нужно оказать помощь больным используя лекарственные растения (задание вытягивают)


  1. У вас болит горло. Что вы предложите? (полоскать горло отваром ромашки, шалфея, коры дуба, календулы)

  2. У вас сильный кашель. (отвар мать и мачехи, чабреца, корень солодкий)

  3. Вы купались в реке, простыли, вы мерзните даже под теплым одеялом (дадим теплый липовый или малиновый чай)

  4. Вы в лесу поранили ногу. Чем помочь? (сорвать свежий листок подорожника, промыть водой, приложить к ране)

Конкурс седьмой. Как меня зовут..( команде необходимо угадать растение в гербарии)

Конкурс восьмой. Конкурс капитанов. Кто больше…(капитаны по очереди называют лекарственные растения)

Учитель.

Мы с вами много узнали о разных лекарственных растениях.

Но как же собирать и хранить лекарственные растения?

Вот сейчас мы познакомим вас с основными правилами сбора лекарственных растений.


Основные правила сбора лекарственных растений.

  1. Растения собирают в сухую погоду после того как высохла роса.

  2. Плоды и семена нужно собирать в период полного созревания (спелости).

  3. Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия.

  4. Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев. Их нельзя вырывать с корнем.

  5. Нельзя рвать на одном месте много растений.

  6. Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу.

  7. Нельзя собирать травы в городе вблизи дорог.

  8. Цветки, листья и почки собирают вручную в перчатках, т.к. сок некоторых лекарственных растений ядовит для человека. После сбора трав обязательно нужно вымыть руки.

  9. Качество лекарственных растений зависит от их обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены.

Учитель.

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

Выходят два ученика.

Ученик 1.

Много трав растет полезных

На земле родной страны

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой

Мы растения эти знаем.

Бережём и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарства.

Ученик 2.

Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку!

Ты должен над цветами наклониться

Не для того чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Травница

Я хочу открыть секрет

и полезный дать совет

если хворь с кем приключится

чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней.

(раздает пакетики с липовым чаем)


© 2010-2022