КТП по внеурочной деятельности Наглядная геометрия

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

1

Как появилась геометрия

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Уметь сравнивать и уравнивать группы фигур. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

2-3

Пространственные представления «слева, справа, между».

Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения.

Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).

4-5

Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

6-8

Учимся ориентироваться относительно точки отсчета

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме.

9-10

Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе».

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

11-14

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).

Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Составлять геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник)

15

Квадрат. Диагонали квадрата

Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

16

Круг

Характеристика свойств геометрических фигур.

Сравнение геометрических фигур по форме.

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди - сзади, перед, после, между, и др. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

17-18

Геометрические фигуры:

квадрат, круг.

Наблюдение отношений «слева - справа», «на - под», «между», представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

Составлять геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник). Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

19-20

Треугольник. Предметы одинаковой формы.

Распознавание геометрических фигур. Характеризовать свойства геометрических фигур, классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

21-23

Предметы разные и одинаковые по форме.

Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

24-26

Форма, размер. Конструирование прямоугольника из нескольких фигур.

Представления о форме, размере. Конструирование прямоугольника из нескольких фигур. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

27-29

Конструирование фигуры из двух частей.

Распознавание геометрических фигур.

Конструирование геометрической фигуры из её частей. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

30-32

Конструирование треугольника из фигур

Умение конструировать треугольники из двух данных фигур. Установление зависимости между величинами. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

33-35

Конструирование прямоугольника из разных фигур

Конструирование прямоугольника из разных фигур. Установление зависимости между величинами. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

36-38

Конструирование прямоугольника из данных фигур

Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Характеризовать свойства геометрических фигур. Составлять геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник).

39-40

Конструирование прямоугольника, треугольника из разных частей.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

Плоская и кривая поверхность

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

41

Линии

Знакомство с видами линий. Моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.

42-44

Линия замкнутая и незамкнутая

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

45-47

Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые

Распознавать линии на рисунках

Проводить прямые и кривые линии через две данные точки. Разбивать кривые линии на группы (замкнутые и незамкнутые).

48-49

Ломаная линия

Моделировать разнообразные ситуации расположения предметов в пространстве и на плоскости. Соотносить информацию о ломаной с её изображением. Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.

Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий. Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию. Строить ломаную линию из данных отрезков

50-51

Луч. Солнечные и несолнечные лучи.

Сравнивать изображения луча и прямой. Анализировать изображение лучей на плоскости. Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся. Определять количество лучей, изображённых на рисунке. Выбирать рисунок по данному условию.

52-54

Область и граница области на плоскости

Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять геометрические величины. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

55-57

Соседние и не соседние области на плоскости

Формирование представления о соседних и не соседних областях. Уравнивание предметов. Сравнение групп предметов. Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

58-60

Деление фигур на части

Деление области на части с помощью линий. Формирование представлений об области с «дыркой». Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

61-63

Игра «Танграм»

Моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов на плоскости. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

64-65

Путешествие по стране Геометрии

Анализ житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины.

Сравнение геометрических фигур по величине.

Классификация геометрических фигур. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

66

Игра «Геометрия вокруг нас»

Анализ житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине (размеру).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



По окончании дети должны знать и уметь: иметь представление о простых геометрических объектах (точке, прямой кривой отрезке и т.д); ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также -над, -под, -в, -на, -за, -перед; анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам; составлять плоскостные фигуры на Геоконте; конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу; иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении;

  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения;

  • преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности;

  • мышления.

Метапредметные результаты:

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус.

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

,



СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде.

Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Средства контроля

Результативность и целесообразность работы кружка по программе «Наглядная геометрия» осуществляется в течение учебного года за счет пролонгированное наблюдения и анализ творческих работ детей. Содержание программы носит деятельностный и развивающий характер. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, проектов.

Критерии оценивания

  1. Развитие навыков творческой и исследовательской деятельности,

  2. Повышение мотивация к публичным выступлениям.

  3. Повышение социальной активности.

  4. Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

Формы коннтроля

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно - методическая литература

  1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1 класс.- М.: ВАКО, 2004.

  2. Программа «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина.

  3. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. - 2-е изд.-М.: Педагогика, 1994.

  4. Ушакова Т.В. Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб: ЛИТЕРА, 2006

  5. Задачи на сообразительность .М.:АСТ -ПРЕСС, 1999 .

  6. «Занимательные логические задачи», «Сборник задач и упражнений по математике» Акимова С.И. Санкт-Петербург, «Тригон», 1998

  7. Волина В.В. « Праздник числа» М.,«Знание», 1992

  8. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики - М., «Вако», 2008

Технические средства обучения:

DVD проигрыватель

Ноутбук

Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия:

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы

Оборудование кабинета:

Компьютер

Интерактивная доска

Принтер


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания МО учителей начальных классов

от « ____» _____________ 20__ года №___

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР Петрова Н.В.

«__»______________20___


© 2010-2022