Планирование работы кружка Я - исследователь, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 1 имени 397-й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/Л.В. Милякова/


Протокол № 1 от «___» августа 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МОУ - СОШ №1 г. Аткарска

___________ /О.С. Бочкарёва/

« __» сентября 2015 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ - СОШ №1 __________ /И.Ю. Тарасова

Приказ № ___ от «___» сентября 2015 г.




Дополнительная образовательная программа

учителя начальных классов

Глуховой Антонины Витальевны

(I квалификационная категория)


«Я - исследователь»

2 класс









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от


«__» августа 2015 г.

.





2015 - 2016 учебный год


г. Аткарск






Пояснительная записка. Рабочая программа к курсу «Я - исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Савенкова А. И. «Я и исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010 г.

Общая характеристика программы. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Назначение программы

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Место в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МОУ - СОШ №1 на проектную деятельность во 2 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 38 часов.

Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной.
















Календарно - тематическое планирование.

Тема занятия Кол-во часов

Дата
Корректировка 1 Что можно исследовать? Формулирование темы. 1

04.09


2-3 Как задавать вопросы? Банк идей. 2

11.09

18.09


4-5 Тема, предмет, объект исследования. 2

25.09

02.10


6-7 Цели и задачи исследования. 2

09.10

16.10


8-9 Учимся выделять гипотезы. 2

23.10

30.10


10-13 Организация исследования (практические занятия) 4

06.11

13.11

20.11

27.11


14-17 Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. 4

04.12

11.12

18.12

25.12


18-19 Коллекционирование. 2

08.01.16

15.01.16


20 Экспресс-исследование. «Какие коллекции собирают люди». 1

22.01


21-22 Подготовка к школьной НПК. Сообщение о своих коллекциях. 2

29.01

05.02


23 Что такое эксперимент. 1

12.02


24 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 1

19.02


25-27 Сбор материала для исследования. 3

26.02

04.03

11.03


28-29 Обобщение полученных данных. 2

18.03

25.03


30-31 Как подготовить результат исследования. 2

01.04

08.04


32-33 Как подготовить сообщение. 2

15.04

22.04


34-35 Подготовка к защите (практическое занятие.) 2

29.04

06.05


36-37 Индивидуальная консультация. 2

13.05

20.05


38 Подведение итогов. 1

27.05


Итого 38 часов





Содержание занятий.
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования - 2ч Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Тема 6-7. Цели и задачи исследования - 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: "Давайте вместе подумаем", "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?", "Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей" и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) - 4ч. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать: методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем - 4ч. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: "Назови все особенности предмета", "Нарисуй в точности предмет", "Парные картинки, содержащие различие", "Найди ошибки художника". Знать: метод исследования - наблюдение Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Тема 20. Экспресс-исследование. «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21-22. Подготовка к школьной НПК .Сообщение о своих коллекциях - 2ч. Выступления учащихся. Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование. Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях - 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25-27. Сбор материала для исследования - 3 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч. Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: "Учимся анализировать", "Учимся выделять главное", "Расположи материал в определенной последовательности". Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. Тема 30-31. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 2 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Тема 32-33. Как подготовить сообщение - 2 ч. Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу "Что сначала, что потом", "Составление рассказов по заданному алгоритму" и др. Тема 34-35. Подготовка к защите - 2 ч. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: "Что такое защита", "Как правильно делать доклад", "Как отвечать на вопросы". Тема 36-37. Индивидуальные консультации - 2 ч. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Тема 38. Подведение итогов работы - 1 ч. Анализ своей проектной деятельности.




















Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
результаты формируемые умения средства формирования личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


организация на занятии парно-групповой работы. Метапредметные результаты регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

познавательные
  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

коммуникативные
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурси

Оборудование программы: Для осуществления образовательного процесса по программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по проектной технологии.

Литература для учителя:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», «Дом «Фёдоров», 2008.
  2. М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС, 2008.
  3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». - М.: Издательство РОСТ, 2012.

Литература для обучающихся:

1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 2 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». - М.: Издательство РОСТ, 2012. 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

3. Интернет - ресурсы.

Приложение

Как задавать вопросы?

(конспект занятия курса «Я - исследователь» 2 класс)

Цели:

  1. Формирование умения задавать вопросы, договариваться.

  2. Развитие аналитического мышления.

  3. Формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Сообщение темы.

Парты сдвинуты, дети сидят по 3 группам.

Говорите все в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьёт себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

-Что мы сейчас делали? (Отвечали на вопросы)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на занятии? (Задавать вопросы и отвечать на них).

- Назовите слова, с которых могут начинаться вопросы?

( Кто? Что? Куда? Что делает? и т.д.)


  1. Коллективная игра - путешествие.

-Что вы видите на доске? (Рисунок, лес, тропинка.)

- Это маршрут нашего путешествия. А путешествовать мы будем не одни, а со сказочным героем. Чтобы узнать, кто это, вы будете задавать вопросы, на которые я могу ответить только «да» или «нет».

Верно, это Заяц. А в каких сказках он встречается?

Зайчик просит вас ему помочь справиться с заданиями. Поможем ему?

1)Каждой группе выдается предмет, необходимо придумать как можно больше вопросов про него. При проверке задания группы задают вопросы по очереди.

2) Игра «Угадай, о чем спросили?»

Группе выдается листочек с двумя предложениями. Нужно назвать вопрос, ответом которого служит это предложение. Зачитывается вопрос и ответ.

1 группа

  1. Книга лежит на столе.

  2. Птицы улетают в тёплые края, потому что им не хватает корма.

2 группа

  1. Шарик улетел в окно.

  2. Надо заниматься спортом, чтобы быть здоровым.

3 группа

  1. Папа сидит на диване.

  2. Надо одеваться по погоде, чтобы не простудиться.

1 группа

  1. Птицы уничтожают вредных насекомых.

  2. У жирафа длинная шея чтобы доставать молодые листья с верхушек деревьев.

2 группа

  1. В цирке выступают клоуны.

  2. Книги из библиотеки нельзя задерживать, потому что они могут понадобиться другим детям.

3 группа

1.Рыбки живут в аквариуме.

2. Многие дети любят компьютерные игры, потому что это интересно.

Справился Зайчик с заданием и побежал дальше.

3) Составить по три вопроса к предложению. (Карточки-подсказки)

1 группа

Папе подарили новую кружку.

Что…

Кому…

Какую…

2 группа

За окном ярко светит фонарь.

Что…

Где…

Как….

3 группа

Дети идут в библиотеку за книжкой.

Кто…

Куда…

За чем…

1 группа

В магазине мама купила овощи.

Что…

Кто…

Где…

2 группа

Антон сделал подарок для брата.

Кто…

Что…

Для кого…

3 группа

По дороге едет грузовая машина.

Где…

Что…

Какая…

Справился наш гость с заданием и побежал дальше.

4) У вас три вопроса, придумайте предложение, которое будет ответом на каждый из них.

1 группа

Что лежит в пенале?

Где лежит ручка?

Что делает ручка в пенале?

2 группа

Что делают совы ночью?

Когда совы охотятся?

Кто охотится ночью?

3 группа

Кто идёт в школу учиться?

Зачем дети идут в школу?

Куда дети идут учиться?

1 группа

Что стоит на окне?

Где стоит цветок?

Что делает цветок на окне?

2 группа

Кто купит Свете куклу?

Что купит мама Свете?

Кому мама купит куклу?

3 группа

Кто зимой белый?

Когда заяц белый?

Какого цвета заяц зимой?

Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Посмотрите, на столе стоит сундучок. Заглянем в него? В сундучке вопросы, которые приготовил Заяц.

  • Что будет после весны?

  • Какое лето в Арктике?

  • Где родина попугаев?

  • Кто живет в Африке?

  • Кто придумал шоколад?

  • Что такое пароход?

  • Где живут тюлени?

  • Что ест кенгуру?

  • Что значит «бить баклуши»?


  1. Итог урока. Рефлексия.

На все ли вопросы мы смогли ответить? Часть вопросов осталась без ответов или ответы вызвали сомнение? Я предлагаю вам из кармашков на доске выбрать тот вопрос, на который вы хотели бы найти ответ.

Вспомните всё, что мы делали на занятии и ответьте на вопросы анкеты.

Если вы согласны с тем утверждением, которое я читаю, вы ставите +, если нет -.

1. Я знаю, с каких слов начинаются вопросы.

2. Я умею задавать вопросы.

3. Я могу работать вместе с товарищами в группе.

4. Я хочу найти ответ на вопрос.



© 2010-2022