Планирование работы по ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Анализ работы при

введении ФГОС НОО в 1 классе

за 2011 - 2012 уч.год

учителя начальных классов

МКОУ «Верхнетуровская СОШ»

Швецовой Елены Митрофановны



С сентября 2011 года 1 класс начал работать по ФГОС НОО. Для реализации Стандарта по проекту модернизации образования мы получили всё необходимое для материально-технической базы, т.к. это один из важнейших пунктов программы. В этом направлении в нашей школе многое сделано. Класс оснащён в соответствии с требованиями ФГОС. К началу учебного года мы обновим библиотечный фонд (были получены бесплатные учебники и рабочие тетради для учащихся в 2х экземплярах), методическую литературу для учителя и ресурсы медиатеки (диски, дидактический и иллюстрационный материал по литературному чтению, ИЗО и музыке, демонстрационные таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру и т.д)

Наша школа предоставляет учащимся оптимальные возможности для развития, способствует овладению навыками поискового мышления, готовит к активной деятельности за счёт развития активности, нацеленности на успех.

В 1 классе обучалось 10 учеников. В школе работают 4 учителя начальных классов, психолог, медсестра, организатор внеклассной работы с детьми, учителя - предметники. Наполняемость классов - 9 - 13 учащихся.

В 1-ом классе 10 учащихся, из них - 5 мальчиков и 5 девочек. Дети пришли с разным уровнем готовности к обучению в школе. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Все умеют считать, могут назвать двузначные и трёхзначные числа, хотя некоторые цифры пишут неверно. Они имеют развитые пространственные представления, понимают значения слов «больше», «меньше», «столько же». Все знают буквы, некоторые читают, хотя обладают разной техникой чтения. В ходе обучения учащиеся приобрели навыки коллективной деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль УУД (текущий тематический) осуществлялся в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, контрольных работ, диктантов, контрольных списываний и т.д.

Первый год обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким ученикам необходимо отнести Новикову Настю, Рубцову Аню, Кривотулову Настю. Эти девочки участвовали во всероссийской олимпиаде для начальных классов по окружающему миру и математике.

В классе есть учащиеся, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: Новичихин Вова, Белоусова Таня.

В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. К таким учащимся относятся Щвецов Ваня, Литвинов Даниил, Сороченко Дима.

И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны и задиристы. В эту группу входят Гончаров Саша, Новичихина Инна. Данные медицинского обследования первоклассников показывают, что некоторые учащиеся имеют ослабленное зрение. Три девочки носят очки. Также выявлены дефекты звукопроизношения детей. По результатам изучения психолога 3 ученицы имеют высокий уровень готовности к обучению в 2-м классе, 4 ученика - средний, 3 - низкий.

В классе обучаются 7 детей из многодетных семей. Два ребёнка воспитываются мамой.

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Как правило, на родительские собрания приходят вдвоём. Выявлена одна неблагополучная семья.

Учащиеся умеют пользоваться вопросами и заданиями в учебниках, в рабочих и зачётных тетрадях. Дети используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для работы с разными источниками информации (интернетом, словарями, справочниками, энциклопедиями).

На всех уроках использовался компьютер для повышения качества наглядности и доступности через использование презентаций. Применение презентации позволяет более качественно реализовать принципы наглядности, эффективно использовать время, создают проблемную ситуацию. ИКТ повышают информативность урока, придают уроку динамизм. Чтобы современный урок удался, нужно предлагать детям самим формулировать цели урока, т.е. не те цели урока, которые взяты из конспекта, а чёткие и ориентированнные на конкретный результат учебной задачи. Они должны быть выражены в действиях учащихся: изучить…, выяснить…, доказать…, и т.д.

Уроки проводились в нетрадиционных формах: КВН, урок-экскурсия, урок творчества, урок сказочного путешествия, урок-сказка, урок аукцион знаний, урок - путешествие, урок - «волшебный конверт» и т.д.

Итоговый контроль проводился в форме итоговой комплексной работы. Учащиеся умеют сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе - не менее 30 сл/мин (побуквенное чтение - 2 уч-ка).

Первым шагом в работе по введению ФГОС было изучение на ШМО структуры и содержания основного документов. В январе 2011 года мы провели семинар-практикум «Технология формирования УУД у младших школьников», педагогические советы «Модернизация образования с введением ФГОС».

При подготовке нормативно-правовой базы по введению Стандарта мы:

  1. Разработали и утвердили новый режим функционирования начальной школы в связи с необходимостью организации внеучебной деятельности детей.

  2. Выбрали вариант учебного плана начальной школы в соответствии с ФГОС и имеющимися ресурсами.

  3. Разработали на основе примерных образовательных программ образовательную программу для начальной школы, учитывая пожелания и запросы родителей.

  4. Провели экспертизу и корректировку рабочих программ по

предметам и внеурочной деятельности.

Вторым шагом было создание рабочей группы. В её состав вошли: Швецова Е.А. - зам.директора по УВД; Швецова Е.М., Стеблева Т.П., Зуева Л.П., Кривочурова В.П. - учителя начальных классов, Зубкова Н.Е. - психолог.

Рабочей группе была дана задача по разработке разделов образовательной программы на основе примерных программ.

На основе требований ФГОС на ШМО учителями рабочей группы была разработана модель ученика начальной школы, которая создаст базу для успешного и непрерывного обучения в среднем и старшем звене.

Модель выпускника начальной школы по Стандарту выглядит так:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родное село и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказать своё мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для сеюя и окружающих;

  • умеющий быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.

В ФГОС определены метапредметные результаты, которые должны отражать готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Решение поставленной задачи школа реализует через технологию развития критического мышления.

В Стандарте основной образовательной деятельности является системно-деятельностный переход. О деятельностном подходе в обучении младших школьников и о структуре урока деятельностного типа мы начали говорить несколько лет назад. Учителями начальной школы были изучены теоретические основы урока деятельностного типа, цели и задачи каждого этапа урока. Эта структура универсальна и нашла своё применение на всех уроках в начальных классах. За эти годы опыт учителей по реализации данного типа обучения обобщался на районных методических объединениях, мастер-классах, семинарах-практикумах, лекциях для слушателей курсов ВОИПК и ПРО. Кроме того, учителя Швецова Е.М., Стеблева Т.П. прошли инновационные курсы по проблеме «Особенности реализации ФГОС НОО», краткосрочное обучение по программе «Современные информационные технологии в образовательном процессе начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО». Учителя Зуева Л.П., Кривочурова В.П. пройдут курсы в соответствии графика прохождения курсов в ВОИПК и ПРО в 2012г. Также учителя посещают открытые уроки в Нижнедевицкой гимназии, в школах г.Воронежа. Весь педагогический состав владеет ИКТ. Согласно программе по подготовке кадрового состава к введению в ФГОС, мы провели заседания ШМО по темам: «Опыт реализации ФГОС», «Решение проектных задач, как одно из требований ФГОС», «Технология разработки рабочих программ по предметам», «Особенности развития личности ребёнка в динамичном и обновляющемся информационном пространстве».

В средствах массовой информации активно обсуждается проблема создания учебника нового времени, ориентированного на развитие у школьников личностного отношения к миру и своей деятельности, воспитание гражданина страны. Появляется всё больше информации о соответствии существующее сегодня учебной литературы требованиям ФГОС НОО.

Учебник для младшего школьника - это тропинка в будущее. Это основное (а иногда, к сожалению, и единственное) средство обучения, имеющееся у каждого ученика. От того как он устроен, насколько доступен в изложении, удовлетворяет ли интересам и потребностям сегодняшнего ученика, зависит, будут ли успешно развиваться те предметные, метапредметные и личностные характеристики школьника, о которых сейчас так много говорится. Очевидно , что хороший учебник тот , который учит учиться : в нём легко ориентироваться (есть условные обозначения) ; с ним можно «посоветоваться» (найти нужный алгоритм , план , подсказку) ; он учит общаться («обсудим вместе» , «работа в парах») ; с ним можно не бояться трудного материала и сложных заданий ( всё важное выделено , содержание соответствует теме) ; можно проверить свои силы в рассуждении , доказательстве .

Поэтому мы проанализировали существующие программы и учебники и выбрали ту , которая собственной методикой , методическим аппаратом учебника , системой заданий и упражнений позволяют достичь результатов , предусмотренных новыми стандартами .

Для себя мы выбрали УМК «Школа России». Учитель , работающий по этому УМК имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводить уроки с использованием технологий:

  • Технология проблемного диалога.

  • Исследовательская деятельность.

  • Проектная деятельность.

  • Технология критического мышления.

  • Технология сотрудничества.

УМК «Школа России» представлена учебниками с хорошим информационным и методическим сопровождением. В помощь учителю и родителям предоставлены не только пособия, но и диски к поурочным разработкам.

Разнообразные программы и модули обучения призваны сформировать у ребёнка желание и умение учиться. Но всё-таки, мы считаем, что главное - это учитель. Современный учитель - человек, способный к инновационной профессиональной деятельности и обладающий необходимым уровнем методологической культуры. В нашей школе создана среда, в которой каждый учитель может реализовать свой творческий потенциал.

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, профессионализм учителей обеспечивают высокое качество обученности по всем образовательным областям.

ФГОС нацелен не только на предметные результаты, но и метапредметные , личностные результаты и систему общеучебных умений . Чтобы подкрепить нашу уверенность в выборе УМК , в апреле мы провели пробную итоговую аттестацию учеников начальных классов , используя систему заданий из новых стандартов . Это была комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе. Здесь учитывались и предметные и общеобразовательные умения (рез - ты ККР за 2011-12 уч..г.).

На сегодняшний день использованию информационно-коммуникационных технологий отводится важная функция. Современный учитель должен идти в ногу со временем. Учителя нашей школы используют компьютерные средства мониторинга успеваемости учащихся, электронные приложения к УМК, Интернет - ресурсы компьютерную графику и анимацию, создают презентации для проведения уроков или внеклассных мероприятий. Наша школа оснащена современной компьютерной техникой, что позволяет в системе проводить уроки с использованием ИКТ. В школе введён электронный журнал.

В соответствии со стандартом в базисном учебном плане есть обязательный раздел «Внеурочная деятельность». В школе она реализуется через совместную творческую работу учителей , учащихся и родителей . Внеурочная деятельность состоит из 4-х направлений и 5 модулей , где дети развивают свои творческие способности:

  1. социальное направление - «Я - первоклассник»;

  2. спортивно-оздоровительное - «Дорога к танцу»;

  3. духовно-нравственное - «Основы православной культуры»;

  4. общеинтеллектуальное - «Решение проектных задач», «Музыка в жизни человека».







Характеристика учащихся 1-го класса 2011 - 2012 уч .года В 1-ом классе 10 учащихся, из них - 5 мальчиков и 5 девочек. Дети пришли с разным уровнем готовности к обучению в школе. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Все умеют считать, могут назвать двузначные и трёхзначные числа, хотя некоторые цифры пишут неверно. Они имеют развитые пространственные представления, понимают значения слов «больше», «меньше», «столько же». Все знают буквы, некоторые читают, хотя обладают разной техникой чтения. В ходе обучения учащиеся приобрели навыки коллективной деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль УУД (текущий тематический) осуществлялся в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, контрольных работ, диктантов, контрольных списываний и т.д. Первый год обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким ученикам необходимо отнести Новикову Настю, Рубцову Аню, Кривотулову Настю. Эти девочки участвовали во всероссийской олимпиаде для начальных классов по окружающему миру и математике. В классе есть учащиеся, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: Новичихин Вова, Белоусова Таня. В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. К таким учащимся относятся Щвецов Ваня, Литвинов Даниил, Сороченко Дима. И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны и задиристы. В эту группу входят Гончаров Саша, Новичихина Инна. Данные медицинского обследования первоклассников показывают, что некоторые учащиеся имеют ослабленное зрение. Три девочки носят очки. Также выявлены дефекты звукопроизношения детей. По результатам изучения психолога 3 ученицы имеют высокий уровень готовности к обучению в 2-м классе, 4 ученика - средний, 3 - низкий. В классе обучаются 7 детей из многодетных семей. Два ребёнка воспитываются мамой. Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Как правило, на родительские собрания приходят вдвоём. Выявлена одна неблагополучная семья. Учащиеся умеют пользоваться вопросами и заданиями в учебниках, в рабочих и зачётных тетрадях. Дети используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для работы с разными источниками информации (интернетом, словарями, справочниками, энциклопедиями).

© 2010-2022