Урок окружающего мира Грибы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Грибы» с использованием игровой технологии при формировании понятия «грибы» Тема: Грибы. УМК «Перспектива» Класс: 2 Плешаков А.А.. Окружающий мир: Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях./М.Ю. Новицкая - М.: Просвещение, 2012 - 127с. Тема. «Грибы» Цель. Познакомить учащихся с царством грибов. Формирование УУД Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений). Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости. Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков.
УУД (универсальные учебные действия) Место занятия в учебном процессе: 11 урок в тематическом блоке «Осень». Тип урока: урок изучения нового знания. Вид занятия: урок с использованием практической деятельности. Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой метод (работа в парах), частично-поисковый метод, практический метод. Способы контроля: составление схемы-модели, фронтальный опрос, практическая работа. Ход урока
  1. Мотивационный этап.
Цель: 1) - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 2) - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Учебная задача: Создание психологической комфортности на уроке. - Доброе утро, ребята. Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились и уже многое узнали. - Ребята, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успехов на уроке! 1-2 - выше голова, 3-4 - плечи шире, 5-6 - тихо сесть. 2. Актуализация знаний. Цель: - повторить ранее изученный материал и подвести к созданию проблемной ситуации.
Вид работы: Составление схемы - модели
Дидактическая задача: проверить понимание материала, изученного на прошлом уроке.
Учебная задача: На прошлом уроке вы узнали о том, что природа - это то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Природа делится на царства. Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему. Практическая задача: Посмотрите на слайдовую презентацию. Вспомните по каким отличительным признакам мы разбивали животных на группы? Из каких частей состоит растение? Составьте схему строения цветка (на доске).
Организация деятельности: Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем, и составляют схему строения цветка. - Что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не сделано руками человека). - А какая бывает природа? (Живая и неживая). - Назовите признаки живой природы? (Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает). - Какие царства живой природы вы знаете? (Царство растений и царство животных). - Вспомним, по каким отличительным признакам мы разбивали животных на группы? (По количеству конечностей, наличию покрова) - Из каких частей состоит растение (Имеют листья, стебель, корни, цветы, плоды с семенами). 3.Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока Цель: определить тему и цели урока. Вид работы: работа с карточками - иллюстрациями (работа в паре) Дидактическая задача: Выяснить, к какому царству относятся грибы.
Учебная задача: Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, мы с вами должны распределить объекты (карточки с изображением животных, растений, грибов) живой природы на группы. Практическая задача: Подумайте как вы распределите карточки. Организация деятельности: учитель проверяет выполненную работу в парах. Сравнивает. Просит обосновать свой выбор. Содержание:
- Молодцы! А сейчас мы с вами поработаем в парах с карточками - иллюстрациями, которые лежат у вас на парте, и распределите объекты живой природы на группы. - Проверим вашу работу. - Как распределили объекты живой природы? - У кого по-другому? - Кто же прав? - Вы можете обосновать свой выбор? - Значит, чего мы не знаем? (К какому царству относятся грибы) - Какая будет цель нашего урока: «Узнать, что такое грибы, к какому царству они относятся». - И тема нашего урока: Грибы. На доске тема: « Грибы». 4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства достижения посталенной цели урока.
Вид работы: работа с учебником
Дидактическая задача: определение понятия «грибы»
Учебная задача: Выясним, к какому царству относятся «грибы», выясним строение гриба.
Практическая задача: Как вы думаете, что такое гриб? Выскажите свои предположения. Организация деятельности: Сначала учащиеся формулируют ответы на вопросы самостоятельно, затем учитель предлагает сверить их с эталоном, предложенном в учебнике. Учащиеся выясняют важнейшие характеристики определяемого понятия, ставят перед собой вопросы, на которые они должны ответить в ходе исследовательской работе. .
Содержание: - А чтобы подробнее рассмотреть это царство, мы попробуем себя в роли учёных-микологов. Микология в переводе с латыни - наука о грибах. (микос - гриб, логос - наука). - Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. - И мы, чтобы выйти из затруднения, будем работать по плану, который вы поможете мне составить. - Чтобы узнать новое на уроке, к чему мы обращаемся? (К учебнику) Это и будет 1 пункт плана. - Если мы затрудняемся, к какому царству относятся грибы, значит, что мы должны подробно рассмотреть? (гриб) Это и будет 2 пункт плана. - И выясним, на какие группы (съедобные и несъедобные) делятся грибы. Это 3 пункт плана. Пункт плана №1. Царство грибов. ОД: Начнем исследовательскую работу. - Итак, приступаем к реализации 1 пункта плана и открываем учебник на странице 86. - Читаем от слов «В конце лета…», затем страничку Умного Совёнка с.125. - Какой вывод можно сделать из прочитанного? Грибы - это и не растение, и не животное, а особое царство живой природы. Грибы - удивительные из живых существ, населяющих нашу планету. Существуют 120 разновидностей грибов, при этом для человека важны 500 видов, более 300 опасны для человека. - Вернёмся к нашему затруднению, как мы сейчас распределим объекты живой природы? Почему? - Какие царства мы теперь знаем? (Царство растений, царство животных и царство грибов). Показ презентации. Пункт плана №2. Строение гриба. - Переходим ко 2 пункту плана и рассмотрим более подробно строение грибов. - На странице 86 учебника рассмотрите рисунок и прочитайте названия грибов. - Найдите в строении гриба общее. (У всех грибов есть ножка, шляпка.) - Рассмотрите схему, которая у вас в учебнике и подготовьтесь рассказать, как устроен гриб. - Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная, из чего она состоит? (Из шляпки и ножки) - А теперь посмотрим на подземную часть гриба. - На что она похожа? (От ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на паутину) - И название этой части - грибница. - Прочитаем в учебнике 1 абзац на с.87. - Итак, наши выводы верны. - Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутину, грибы растут группами, семейками. - Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, - Посмотрите на названия частей гриба и скажите: «Какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница, она всасывает из почвы воду и питательные вещества). - Рассмотрите следующую схему в учебнике «Связь гриба и дерева» на с.87 - Какое значение имеет грибница для дерева? (Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает питание от них - готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы - влагу и минеральные вещества.) - Вот как важна грибница! Действительно грибница играет важную роль не только для гриба, но и для дерева. Эта связь и объясняет, почему многие грибы дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. 4. Физкультминутка. С вами мы заходим в лес, Сколько здесь кругом чудес! Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули - Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем - крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. 5. Продолжение работы по плану. Пункт плана №3. Съедобные и несъедобные грибы. - Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, как собирать знаем, а какие грибы будем собирать, а какие оставим в лесу? (Ответы детей) - Значит, на какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные) и мы переходим к 3 пункту нашего плана и подробно рассмотрим представителей каждой группы. Обратимся к рисунку в учебнике на с.86. Найдите лишний гриб. - Почему он лишний? (Не съедобный) - Ребята, посмотрите, что это у меня на столе? (На столе ставится корзина) - Правильно, это корзина. А зачем она нам вы узнаете, отгадав загадку: С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает - повезло! (Гриб) - Так зачем нам корзина? (Ответы детей). Правильно, мы будем собирать грибы с помощью загадок! Для этого отгадайте хором мои загадки: На каждую загадку приготовлен макет гриба. А так же в корзине уже лежат некоторые съедобные и не съедобные грибы. 1. Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой под коричневою шляпкой с нежной бархатной подкладкой. Если б очень захотели, вы найти меня могли б: я расту под веткой ели, я, ребята (белый гриб) 2. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, зовусь я (подосиновик) 3. В роще у березки, повстречались тезки (подберезовик) 4. У них шляпки по цвету разные, бывают синие, желтые, красные. Срезают их под корешки, а зовут их (сыроежки) 5. Они живут всегда согласно, да и внешне все сестрички. Ну, а дальше вам все ясно, величают их (лисички) 6. Ножки наши тонки, на ножках перепонки, растем мы под пеньками, зовемся мы (опенки) 7. Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк. Бросить жалко, съесть сыро (груздь) 8. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда негодный (мухомор) - Молодцы! Много грибов знаете. Посмотрите, у нас набралась полная корзина грибов! - Давайте посмотрим, какие грибы есть у нас в корзине. Здесь у нас волнушки, лисички, поганки, мухоморы, маслята, белые, опята, подберезовики, подосиновики, желчный гриб, рыжики… Как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти грибы? (Ответы детей) Правильно! Съедобные и несъедобные. Сейчас мы с вами разложим наш урожай на две части. (Учитель высыпает содержимое корзины на стол, ученики по очереди берут макет - гриб. Съедобные кладут обратно в корзину, ядовитые откладывают на край стола) - Давайте повторим названия некоторых съедобных и несъедобных грибов (учитель достает из корзины макеты, показывает их детям и называет, потом берет макеты со стола ядовитых грибов и называет). - В народе даже пословицы и поговорки сложены о грибах. Вот, например: всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; где один гриб, там и другой; не поклонясь грибу до земли, не положишь его в кузов; гнилой гриб в лукошко не кладут; грибы ищут, по лесу рыщут. 6. Музыкальная физкультминутка «Солнышко лучистое». 7. Продолжение работы. Цель:- организовать усвоение учащимися нового знания Вид работы: беседа
Дидактическая задача: формирование знаний о грибах.

Учебная задача: Итак, мы к царству относятся грибы. Скажите, на какие виды подразделяются грибы? Какую роль ижизни человека и животных?


Практическая задача: составление памятки грибника. Организация проведения: Учитель задает вопросы, на которые учащиеся активно отвечают.
Содержание:
А сейчас мы поиграем в игру "Найди меня". На доске два столбика слов (предмет и описание). Нужно вспомнить описание предмета и соединить линиями пары слов.

  1. Лисичка, сыроежки, груздь, масленок, мухомор, поганка, опята.
  2. Липкий, мокрый, рыжая, бледная, дружные, опасный, разноцветные.
(Лисичка - рыжая, сыроежки - разноцветные, груздь - мокрый, масленок - липкий, мухомор - опасный, поганка - бледная, опята - дружные) - Где можно использовать полученные знания? - А как человек использует грибы? (В пищу.) - Грибы на самом деле - очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов (таких, как калий, кальций, фосфор, желез, магний, натрий и т.д.) и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). - Кто из вас ходил в лес за грибами? - А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? - Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь, срезать ножом, не повредив грибницу). - Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? - Ребята, а теперь давайте вместе составим памятку грибника. Памятка: 1. Собирай только знакомые съедобные грибы. 2. Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом. 3. Не бери старые, червивые грибы. Они могут содержать опасный для человека яд. 4. Не собирай грибы возле дорог и промышленных предприятий, в городской черте. 5. Никогда не срывайте грибы зря: грибами питаются и лечатся многие животные. - Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим. Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! - Молодцы, ребята! Прежде чем идти в лес за грибами, помните, что среди них много ядовитых и опасных. Не берите незнакомые грибы. Соблюдайте осторожность в лесу. А нашу корзину мы оставим в классе, на перемене вы сможете еще раз рассмотреть ее содержимое 8. Итог урока. - Какую цель мы ставили перед собой на уроке? - Как вы считаете, нам удалось достичь цели? (Ответы детей) - С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов) - Назовите части гриба. (Ножка, шляпка, грибница) - Что помогло нам разобраться в тему урока? (Работа по плану) Подведение итога работы. - Ребята, вам понравилось работать по плану? - У каждого из вас на парте лежат грибы, выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке, и прикрепите в корзину на доске. Красный - на уроке всё было понятно, интересно, узнал что-то новое. Жёлтый - на уроке было интересно, узнал новое, но что-то не понял. Коричневый - на уроке было непонятно, нового ничего не узнал. Выставление оценок. 9. Решение социальной проблемы. - Результатом нашей работы на уроке является утверждение, что грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. 10. Домашнее задание. 11. Рефлексивно-оценочная деятельность. - Сделайте вывод о своей работе на уроке, опираясь на начало фраз: Сегодня на уроке: Я узнал… Я познакомился… Мне было интересно… Я задумался…



© 2010-2022