- Преподавателю
- Начальные классы
- Нарушения чтения и письма у младших школьников
Нарушения чтения и письма у младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коротких С.Р. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Нарушения чтения и письма у младших школьников Цель: ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов. Задачи: Образовательные: познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия»; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. Воспитательные: формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи. Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей. Информационные: дать родителям информацию о нормативно-правовой и педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. 1. Чистая и правильная речь - одно из важнейших условий нормального психологического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых, узнает много нового. Он может довести до окружающих свои желания, требования. Поделиться своими мыслями и чувствами. У него формируется достаточный словарный запас, навыки словообразования и словоизменения, грамотная связная речь. Уважаемые родители! Помните: обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Проявите истинный интерес ко всему, что связано с вашим ребенком. Обратите внимание на речь ребенка. Для современной общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Педагоги с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с не резко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, что, в свою очередь, обуславливает трудности в освоении программы школы I и II ступени. Причины трудностей усвоения программы по русскому языку и чтению уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. В анамнезе детей с нарушениями в письменной речи, как правило есть повреждение головного мозга, которое наступает в период внутриутробного развития (это токсикоз, анемия, инфекционные заболевания во время беременности, обвитие пуповиной плода и т.д.) или во время родов (родовые травмы, асфиксия, кесарево сечение). 2. Уточнение теоретических знаний, которые получили родители при самостоятельном ознакомлении с логопедическими материалами. Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) - самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определенные, сходные причины и механизмы. В основе артикуляторно-акустической дисграфии и дислексии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи, особенно замена одних звуков другими. Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов и нарушении границ между словами. Проявления: пропуски букв в словах, в слогах, вставка лишних букв, перестановка букв, слогов, разделение одного слова на части. 3. Для формирования полноценных навыков чтения и письма, необходима систематическая, ежедневная работа. С ребенком необходимо заниматься каждый день, даже если занятие будет длиться 10-15 мин. Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем. Ведь для того, что бы чего-то достичь в жизни, необходимо уметь грамотно читать и писать. Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания. Дайте уверенность в том, что на следующем занятии, работа будет выполнена лучше. При выполнении письменных работ, необходимо придерживаться следующих правил:
- Во время письма проговаривать слова вслух.
- Прочитайте всё предложение. Посчитайте количество слов в предложении.
- Определите наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения).
- Диктовать себе можно только две буквы.
- Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.
- Выделяем орфограммы.
- Определите наличие предлогов. Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения).
- Диктовать себе можно только две буквы.
- Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.
- Выделяем орфограммы.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д , 2007.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д , 2007.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.