Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа №13».

с. Апанасенковское

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ

«ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ»


Цели: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; обобщить знания о растениях. Предметные задачи:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру;
  • воспитание любви к природе, доброго и бережного отношения ко всему живому.
Метапредметные задачи: - принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Оборудование и обеспечение: учебник «Окружающий мир. 2 класс» (авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); мультимедийный проектор; раздаточный материал, электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия для начальной школы по окружающему миру. ХОД УРОКА: I. Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Писатель Владимир Солоухин писал, что у человека все предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот - чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Так, давайте улыбнемся друг другу и в такой дружеской обстановке начнем наш урок. Посмотрите на доску и отгадайте загадку. Отгадка и будет темой нашего урока. На интерактивной доске текст загадки прикрыт шторкой.

Они нужны зимой и летом,

Нужны всем людям на планете,

Нам дарят радость, кислород.

О чем же речь сейчас пойдет? (Большинство детей догадываются, что это растения.) Учитель: Правильно! «Такие удивительные растения» - это будет тема нашего урока. Что вы еще видите на доске, что нам поможет на уроке? (На доске представлены рисунки-эталоны, напоминающие темы прошлых уроков (виды растений, объекты живой и неживой природы).) (используется материал из энциклопедии)
II. Актуализация знаний. Учитель: С чего вы предлагаете начать сегодняшнюю работу? Дети: Давайте повторим то, что мы проходили на прошлых уроках. - Это нам будет нужно для того, чтобы лучше понять сегодняшний урок. Учитель: Вспомните и скажите, что относится к живой и неживой природе? Воспользуйтесь, если нужно, эталоном. (Дети правильно приводят примеры объектов живой и неживой природы). На экране появляются изображения деревьев: березы, сливы, яблони, клена, дуба, вишни, рябины, груши. Учитель: Разделите эти растения на две группы. По какому признаку вы разделите? (Большинство детей делят данные деревья на дикорастущие и культурные.) Учитель: Вы пробовали яблони с дикой яблони? Чем они отличаются от яблок, выращенных в саду? Как вы объясните эти различия?

Дети: Я пробовала - они другого вкуса.

- Они меньше размером и кислее.

  • Это потому, что за ними не ухаживают.

Учитель: Теперь сравните землянику лесную и садовую.

Дети: Обе земляники вкусные.

  • Но садовая гораздо больше.

  • И садовая малина тоже больше, чем лесная.

  • Учитель: Какой же вывод вы сделаете?

(Учащиеся делают вывод, что для лучшего роста растениям нужен уход.) III. Работа по теме урока.
  1. Постановка проблемы.
Учитель: Я расскажу вам одну историю: «Второклассник Саша очень любит помогать своей бабушке. А весна - это особая пора для садоводов: надо приготовить семена, посадить рассаду и подготовиться к дачному сезону. И вот Сашина бабушка стала сажать рассаду. А сам Саша решил провести небольшой опыт и помочь бабушке получить хороший урожай. Он взял 6 крупных неповрежденных семян фасоли и поместил их в разные условия:
  • одно завернул в сухую салфетку и оставил на кухне;

  • второе в мокрой тряпочке поместил в холодильник;

- две фасолины мальчик бросил в стакан и залил их водой; - и две оставшиеся фасолины в мокрой тряпочке положил в теплое место и следил за тем, чтобы тряпочка оставалась влажной.

Через четыре дня Саша выложил на стол все семена и обнаружил разные результаты. Но бабушка случайно выбросила его записи: где какое семя лежало».

Наш Саша попал в непростую ситуацию. Как ему узнать, какое из семян в каких условиях прорастало? (Дети заинтересованы, но затрудняются в ответе.) Учитель: Я раздам каждому карточку с таблицей (табл.). Прочитайте, что в ней написано.

Таблица

Условия

Результат

1 Семя завернул в сухую салфетку и оставил на кухне


2 Семя в мокрой тряпочке поместил в холодильник


3 Две фасолины бросил в стакан и залил водой


4 Два семени в мокрой тряпочке поместил в теплое место и следил за тем, чтобы тряпочка оставалась влажной


(Учитель распределяет детей по четырем группам и каждой выдает по карточке с таблицей. Ребятам необходимо соотнести условия и зафиксированный результат.)

Учитель: Чтобы работа в группе была успешной, нужно соблюдать известные всем правила. Я их напомню.

На экране появляется перечень правил:

  1. В группе должен быть ответственный.

  2. Если не понял, переспроси.

  3. Один говорит, другие слушают.

  4. Свое несогласие высказывай вежливо.

  5. Работать должен каждый на общий результат.

Работа в группах.

(Каждая группа работает с одним из перечисленных выше условием.)

Учитель (спустя некоторое время): Давайте проверим, что получилось.

(На доску вывешиваются схемы каждой из групп.)

Учитель: Были ли у кого-нибудь затруднения с выполнением задания?

(У некоторых учащихся они возникли.)

Учитель: Давайте вместе разберемся в причинах ваших затруднений и постараемся вместе преодолеть трудности. Ответьте на вопрос: какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Дети: Как ведут себя растения в разных условиях.

- Только не растения, а их семена. - Мы должны разобраться в опыте, который проводил Саша.

Учитель: Для этого вам поможет практическая работа, в ходе которой мы проведем исследования и поможем Саше и себе найти правильный ответ на вопрос.

2. Решение проблемы.

Учитель: Перед вами лежат выдержки из статей, которые помогут вам найти выход из создавшейся ситуации.

На экране появляется следующий текст: Небывалая засуха установилась на территории России в 2010 году. Засухи бывают, главным образом, из-за длительного отсутствия атмосферных осадков. При этом почва высыхает сначала с поверхности, потом, благодаря появляющимся трещинам, все глубже и глубже, а растущие на ней растения, не имея возможности получить нужной им воды, гибнут. Засуха 2010-го нанесла огромный урон сельскому хозяйству.

(Учитель читает текст вслух.)

Учитель: Какое из семян оказалось в подобной ситуации? Дети: Это то, которое Саша положил в сухую салфетку и оставил на кухне.

Учитель: Как вы думаете, что с ним будет?

Дети: Оно не прорастет. - Оно погибнет.

Учитель: Что же тогда мы можем вписать в таблицу?

Дети: Вот это и запишем.

Дети заполняют первую строку в таблице:


Условия

Результат

1

Семя завернул в сухую салфетку и оставил на кухне

Семя не проросло, погибло, условия для роста семян плохие Учитель: Внимание на экран! Сейчас будет второе сообщение.

На экране появляется текст: Когда растения повреждаются холодом, то они теряют листья, меняется их окраска. При этом в растениях нарушается обмен веществ, в них накапливаются ядовитые вещества, что приводит к гибели растений. Так, резкое понижение температур весной может грозить гибелью многим растениям, которые только что начали прорастать. Это же приводит к потере урожая».

(Учитель читает текст вслух.)

Учитель: Какое из семян оказалось в подобной ситуации? Дети: То, которое Саша положил в холодильник. Учитель: Как вы думаете, что с ним будет? Дети: Оно, как и первое, не прорастет. - Оно погибнет.

Учитель: Давайте запишем это в таблицу. Дети заполняют вторую строку в таблице:


Условия

Результат

2

Семя в мокрой тряпочке поместил в холодильник

Семя не проросло, погибло, условия для роста семян плохие


Учитель: Продолжаем. Давайте рассмотрим результаты опыта под номером 3. Прочитайте следующую информацию, обсудите ее в парах и внесите результат в таблицу самостоятельно.

На экране появляется текст: Многие растения страдают во время весеннего половодья. Вода заливает леса и может долго не уходить. Избыток влаги ведет к гибели как молодых растений, так и крупных деревьев. Из этого следует, что каждой весной в наших широтах возникает проблема борьбы с последствиями наводнений.

(Учитель читает текст вслух.) Учитель: Какие из семян оказались в подобной ситуации?

Дети: Те, которые Саша положил в стакан и залил водой.

Учитель: Давайте запишем это в таблицу.

Дети заполняют третью строку в таблице:

Условия

Результат

3

Две фасолины бросил в стакан и залил водой

Семена не проросли, они погибли


Учитель: Нам осталось рассмотреть последний четвертый случай. Как Саша поступил с семенами в этом случае?

Дети: Он завернул их в мокрую тряпочку.

- И положил их в теплое место. - И еще следил, чтобы салфетка была постоянно влажной. Учитель: И как вы думаете, какой был у Саши результат? Дети: Семена проросли!

- Потому что условия были хорошие. - Такие условия бывают весной при хорошей погоде. Учитель: Давайте запишем это в таблицу.

Дети заполняют четвертую строку в таблице:


№ Условия

Результат

4 Два семени в мокрой тряпочке поместил в теплое место и следил за тем, чтобы тряпочка оставалась влажной

Семена проросли

Учитель: Молодцы! Подумайте, где вам могут пригодиться полученные знания?

Дети: Когда мы будем что-то сажать.

- Когда весной мы будем на даче. 3. Самостоятельная работа.

Учитель: Итак, теперь вы знаете те условия, которые необходимы для роста и развития растений.

Давайте поработаем с рабочей тетрадью.

Откройте свои рабочие тетради странице 22. Посмотрите на задание №5.

(На рисунке изображены растения во время половодья, в засуху, в мороз, в нормальных условиях - несколько вариантов.)

Учитель: Соедините стрелками растение и условие, в которых ей пришлось расти. Сделайте вывод, растению под каким номером повезло большего всего с местом обитания. Почему вы так решили?

(Почти все дети выполняют задание правильно.) 4. Выводы.

Учитель: Помните о том, что растениям необходимы наши помощь и поддержка. Нанося урон природе, мы наносим непоправимый вред прежде всего себе.

Прочитайте текст в учебнике на странице 138 и подготовьте вопрос по тексту для своих одноклассников (текст о растениях, о необходимых для них условиях и об их значении).

(Далее дети задают вопросы по тексту, на которые отвечают все желающие. Коллективно устраняются и корректируются отдельные неточности.)

Учитель: А сейчас перед вами утверждения. Я прошу вас подумать, верны ли они.

На экране появляются такие фразы:

  1. Всем растениям необходимы разные условия для роста и развития.

  2. Любое растение может выжить везде на Земле, если там есть воздух.

  3. После половодья растения растут еще лучше.

  4. Высокие температуры и нечастые дожди помогают росту растений.

  5. Свет, тепло, влага и минеральные вещества необходимы растениям.

Учитель: Подумайте над этими вопросами дома.

IV. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Что мы обычно делаем в конце урока?

Дети: Говорим кратко, что было на уроке.

  • Мы подводим итог нашей работы.

  • Вспоминаем все, что прошли.

Учитель: Какова была цель нашего урока?

Дети: Узнать условия, когда растения могут расти, а когда нет.

- Помочь Саше.

- Заполнить таблицу

- Чтобы использовать наши знания, когда сами будем сажать растения.

Учитель: Вы достигли цели?

(Все отвечают положительно.)

Учитель: Чем вы воспользовались при достижении цели урока?

Дети: Мы работали с информационными статьями.

  • Мы работали по учебнику.

  • Мы думали и вспоминали, как выращивают растения.

- Мы узнали много нового: какие условия пригодны для прорастания семян. В этом нам помогли разные источники.

Учитель: Наверное, все мы еще раз поняли, что мы все в ответе за жизнь на планете. И чтобы природа нас радовала и восхищала, давайте к ней бережно относиться.

V. Итог урока.

Учитель: Дома подумайте над таким выражением:

«Спасая растения, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

На следующем уроке мы эту фразу вместе обсудим.

Наш урок окончен. Спасибо за хорошую работу.



© 2010-2022