- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стрешенец Л.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа №13».
с. Апанасенковское
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ
«ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Цели: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; обобщить знания о растениях. Предметные задачи:
- создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру;
- воспитание любви к природе, доброго и бережного отношения ко всему живому.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Они нужны зимой и летом,
Нужны всем людям на планете,
Нам дарят радость, кислород.
О чем же речь сейчас пойдет? (Большинство детей догадываются, что это растения.) Учитель: Правильно! «Такие удивительные растения» - это будет тема нашего урока. Что вы еще видите на доске, что нам поможет на уроке? (На доске представлены рисунки-эталоны, напоминающие темы прошлых уроков (виды растений, объекты живой и неживой природы).) (используется материал из энциклопедии)
II. Актуализация знаний. Учитель: С чего вы предлагаете начать сегодняшнюю работу? Дети: Давайте повторим то, что мы проходили на прошлых уроках. - Это нам будет нужно для того, чтобы лучше понять сегодняшний урок. Учитель: Вспомните и скажите, что относится к живой и неживой природе? Воспользуйтесь, если нужно, эталоном. (Дети правильно приводят примеры объектов живой и неживой природы). На экране появляются изображения деревьев: березы, сливы, яблони, клена, дуба, вишни, рябины, груши. Учитель: Разделите эти растения на две группы. По какому признаку вы разделите? (Большинство детей делят данные деревья на дикорастущие и культурные.) Учитель: Вы пробовали яблони с дикой яблони? Чем они отличаются от яблок, выращенных в саду? Как вы объясните эти различия?
Дети: Я пробовала - они другого вкуса.
- Они меньше размером и кислее.
-
Это потому, что за ними не ухаживают.
Учитель: Теперь сравните землянику лесную и садовую.
Дети: Обе земляники вкусные.
-
Но садовая гораздо больше.
-
И садовая малина тоже больше, чем лесная.
-
Учитель: Какой же вывод вы сделаете?
- Постановка проблемы.
-
одно завернул в сухую салфетку и оставил на кухне;
-
второе в мокрой тряпочке поместил в холодильник;
Через четыре дня Саша выложил на стол все семена и обнаружил разные результаты. Но бабушка случайно выбросила его записи: где какое семя лежало».
Наш Саша попал в непростую ситуацию. Как ему узнать, какое из семян в каких условиях прорастало? (Дети заинтересованы, но затрудняются в ответе.) Учитель: Я раздам каждому карточку с таблицей (табл.). Прочитайте, что в ней написано.
Таблица
№
Условия
Результат
1 Семя завернул в сухую салфетку и оставил на кухне
2 Семя в мокрой тряпочке поместил в холодильник
3 Две фасолины бросил в стакан и залил водой
4 Два семени в мокрой тряпочке поместил в теплое место и следил за тем, чтобы тряпочка оставалась влажной
(Учитель распределяет детей по четырем группам и каждой выдает по карточке с таблицей. Ребятам необходимо соотнести условия и зафиксированный результат.)
Учитель: Чтобы работа в группе была успешной, нужно соблюдать известные всем правила. Я их напомню.
На экране появляется перечень правил:
-
В группе должен быть ответственный.
-
Если не понял, переспроси.
-
Один говорит, другие слушают.
-
Свое несогласие высказывай вежливо.
-
Работать должен каждый на общий результат.
Работа в группах.
(Каждая группа работает с одним из перечисленных выше условием.)
Учитель (спустя некоторое время): Давайте проверим, что получилось.
(На доску вывешиваются схемы каждой из групп.)
Учитель: Были ли у кого-нибудь затруднения с выполнением задания?
(У некоторых учащихся они возникли.)
Учитель: Давайте вместе разберемся в причинах ваших затруднений и постараемся вместе преодолеть трудности. Ответьте на вопрос: какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Дети: Как ведут себя растения в разных условиях.
- Только не растения, а их семена. - Мы должны разобраться в опыте, который проводил Саша.
Учитель: Для этого вам поможет практическая работа, в ходе которой мы проведем исследования и поможем Саше и себе найти правильный ответ на вопрос.
2. Решение проблемы.
Учитель: Перед вами лежат выдержки из статей, которые помогут вам найти выход из создавшейся ситуации.
На экране появляется следующий текст: Небывалая засуха установилась на территории России в 2010 году. Засухи бывают, главным образом, из-за длительного отсутствия атмосферных осадков. При этом почва высыхает сначала с поверхности, потом, благодаря появляющимся трещинам, все глубже и глубже, а растущие на ней растения, не имея возможности получить нужной им воды, гибнут. Засуха 2010-го нанесла огромный урон сельскому хозяйству.
(Учитель читает текст вслух.)
Учитель: Какое из семян оказалось в подобной ситуации? Дети: Это то, которое Саша положил в сухую салфетку и оставил на кухне.
Учитель: Как вы думаете, что с ним будет?
Дети: Оно не прорастет. - Оно погибнет.
Учитель: Что же тогда мы можем вписать в таблицу?
Дети: Вот это и запишем.
Дети заполняют первую строку в таблице:
Условия
Результат
1
Семя завернул в сухую салфетку и оставил на кухне
Семя не проросло, погибло, условия для роста семян плохие Учитель: Внимание на экран! Сейчас будет второе сообщение.
На экране появляется текст: Когда растения повреждаются холодом, то они теряют листья, меняется их окраска. При этом в растениях нарушается обмен веществ, в них накапливаются ядовитые вещества, что приводит к гибели растений. Так, резкое понижение температур весной может грозить гибелью многим растениям, которые только что начали прорастать. Это же приводит к потере урожая».
(Учитель читает текст вслух.)
Учитель: Какое из семян оказалось в подобной ситуации? Дети: То, которое Саша положил в холодильник. Учитель: Как вы думаете, что с ним будет? Дети: Оно, как и первое, не прорастет. - Оно погибнет.
Учитель: Давайте запишем это в таблицу. Дети заполняют вторую строку в таблице:
№
Условия
Результат
2
Семя в мокрой тряпочке поместил в холодильник
Семя не проросло, погибло, условия для роста семян плохие
Учитель: Продолжаем. Давайте рассмотрим результаты опыта под номером 3. Прочитайте следующую информацию, обсудите ее в парах и внесите результат в таблицу самостоятельно.
На экране появляется текст: Многие растения страдают во время весеннего половодья. Вода заливает леса и может долго не уходить. Избыток влаги ведет к гибели как молодых растений, так и крупных деревьев. Из этого следует, что каждой весной в наших широтах возникает проблема борьбы с последствиями наводнений.
(Учитель читает текст вслух.) Учитель: Какие из семян оказались в подобной ситуации?
Дети: Те, которые Саша положил в стакан и залил водой.
Учитель: Давайте запишем это в таблицу.
Дети заполняют третью строку в таблице:
Условия
Результат
3
Две фасолины бросил в стакан и залил водой
Семена не проросли, они погибли
Учитель: Нам осталось рассмотреть последний четвертый случай. Как Саша поступил с семенами в этом случае?
Дети: Он завернул их в мокрую тряпочку.
- И положил их в теплое место. - И еще следил, чтобы салфетка была постоянно влажной. Учитель: И как вы думаете, какой был у Саши результат? Дети: Семена проросли!
- Потому что условия были хорошие. - Такие условия бывают весной при хорошей погоде. Учитель: Давайте запишем это в таблицу.
Дети заполняют четвертую строку в таблице:
№ Условия
Результат
4 Два семени в мокрой тряпочке поместил в теплое место и следил за тем, чтобы тряпочка оставалась влажной
Семена проросли
Учитель: Молодцы! Подумайте, где вам могут пригодиться полученные знания?
Дети: Когда мы будем что-то сажать.
- Когда весной мы будем на даче. 3. Самостоятельная работа.
Учитель: Итак, теперь вы знаете те условия, которые необходимы для роста и развития растений.
Давайте поработаем с рабочей тетрадью.
Откройте свои рабочие тетради странице 22. Посмотрите на задание №5.
(На рисунке изображены растения во время половодья, в засуху, в мороз, в нормальных условиях - несколько вариантов.)
Учитель: Соедините стрелками растение и условие, в которых ей пришлось расти. Сделайте вывод, растению под каким номером повезло большего всего с местом обитания. Почему вы так решили?
(Почти все дети выполняют задание правильно.) 4. Выводы.
Учитель: Помните о том, что растениям необходимы наши помощь и поддержка. Нанося урон природе, мы наносим непоправимый вред прежде всего себе.
Прочитайте текст в учебнике на странице 138 и подготовьте вопрос по тексту для своих одноклассников (текст о растениях, о необходимых для них условиях и об их значении).
(Далее дети задают вопросы по тексту, на которые отвечают все желающие. Коллективно устраняются и корректируются отдельные неточности.)
Учитель: А сейчас перед вами утверждения. Я прошу вас подумать, верны ли они.
На экране появляются такие фразы:
-
Всем растениям необходимы разные условия для роста и развития.
-
Любое растение может выжить везде на Земле, если там есть воздух.
-
После половодья растения растут еще лучше.
-
Высокие температуры и нечастые дожди помогают росту растений.
-
Свет, тепло, влага и минеральные вещества необходимы растениям.
Учитель: Подумайте над этими вопросами дома.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Что мы обычно делаем в конце урока?
Дети: Говорим кратко, что было на уроке.
-
Мы подводим итог нашей работы.
-
Вспоминаем все, что прошли.
Учитель: Какова была цель нашего урока?
Дети: Узнать условия, когда растения могут расти, а когда нет.
- Помочь Саше.
- Заполнить таблицу
- Чтобы использовать наши знания, когда сами будем сажать растения.
Учитель: Вы достигли цели?
(Все отвечают положительно.)
Учитель: Чем вы воспользовались при достижении цели урока?
Дети: Мы работали с информационными статьями.
-
Мы работали по учебнику.
-
Мы думали и вспоминали, как выращивают растения.
- Мы узнали много нового: какие условия пригодны для прорастания семян. В этом нам помогли разные источники.
Учитель: Наверное, все мы еще раз поняли, что мы все в ответе за жизнь на планете. И чтобы природа нас радовала и восхищала, давайте к ней бережно относиться.
V. Итог урока.
Учитель: Дома подумайте над таким выражением:
«Спасая растения, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
На следующем уроке мы эту фразу вместе обсудим.
Наш урок окончен. Спасибо за хорошую работу.