- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по русскому языку Предложение
Конспект открытого урока по русскому языку Предложение
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баженова О.В. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Предложение» (урок 19) (по программе «Школа 2100»)
Тип урока: открытие нового знания.
Разработала: Баженова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 города Белово Кемеровской области.
Технологическая карта урока
Тема урока Предложение.
Тип урока
Открытие новых знаний (ОНЗ)
Цель
Развитие у обучающихся умения предугадывать содержание текста на основе его заглавия, развитие чувства языка; учить осознавать связь заглавия с темой.
Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
-
сформировать умение отличать текст от набора предложений, записанных, как текст;
-
сформировать умение озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных;
-
расширить словарный запас учащихся
Личностные:
-
осознание алгоритма учебного действия;
-
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
-
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
-
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
-
освоение умения озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных;
предугадывать содержание текста на основе его заглавия;
-
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
-
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
-
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
-
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия
предложение, текст, заглавие, содержание текста, тема текста.
Межпредметные связи
Русский язык - развитие речи - литературное чтение
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса.
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Предложение. Роль заглавия в тексте».
Карточки с творческим заданием.
Карточки «Рефлексия урока»
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов) Ι. Актуализация знаний.
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. - Откройте тетрадь. 4 3 - Что надо записать? (Дату.) 1. Пальчиковая гимнастика «Собака»
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)
2. Минутка чистописания.
Сказка: Люблю.
- Не хочу спать, не буду ложиться, - капризничала девочка.
Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».
- Я люблю тебя, моя малышка, - ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.
«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», - подумала буква Л.
Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», - чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово. - Какую букву сегодня будем писать? (букву л)
3. Проверка задания №1, тема 3 из домашней работы. - О чём были тексты в домашнем задании? (О разных видах жилищ.) - Назовите эти жилища. (Сакля, юрта, яранга, иглу.) - Что вам показалось особенно интересным, необычным? (Дома из снега - иглу.) - Вспомните признаки текста. (Несколько предложений, связаны по смыслу, в строгой последовательности.) - Назовите номер варианта, где нельзя отрывок назвать текстом. (4.) Почему? (Нет связи по смыслу.) 4. Упр. 19 «Дидактический материал». - Что перед вами: текст или отдельные предложения? Докажите. Фонетическая разминка: а) мягкие согласные [с']; б) ударные гласные; в) звонкие твёрдые согласные [б], [л], [р]. 5. Словарно-орфографическая работа. Знакомство с новыми словарными словами: дорога, тогда. Значение: дорога - узкая полоса земли, предназначенная для передвижения; путешествие, поездка. - Сколько значений у слова дорога? Составьте (устно) предложения так, чтобы слово дорога употреблялось в них в разных значениях. Работа со словом дорога в «Орфографической тетради» (с. 9). - В каких случаях употребляем слово тогда? - Соотносимые пары слов: тогда - когда. Составление предложения со словами тогда и дорога. (Тогда дорога будет короткой, когда идёшь с другом.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
Физкультминутка для глаз
Физкультминутка 1 3 1 Работа в группах (3-4 группы). Игра-конкурс. - Придумайте историю (4-5 предложений), которая бы называлась «Когда я был маленьким». Защита проектов: слушаем краткие истории от каждой группы, выявляем наиболее интересную версию. - Было ли в ваших рассказах-историях что-то похожее? (Да, везде был малыш, он был очень маленький, глупенький, озорной.) - А почему вы не рассказывали о ком-то другом? Что определило содержание ваших рассказов? (Название.) - Сформулируйте тему урока и сравните её с записью на доске. Учитель открывает запись «Роль заглавия в тексте». - Как вы понимаете слово роль в этой формулировке? (Зачем нужно заглавие к тексту?) - Составим план урока. План (примерный)
- Тема текста.
- Соответствие названия и содержания текста.
- Озаглавливание текстов.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) - Какой кружок обозначает это умение?
На слайде «Осенний листопад»
Беседа по вопросам: - Что идёт в начале: текст или заглавие? Почему?
- Приведите примеры заглавий текстов, известных вам. («Как парень лошади помог», «Лентяй на рыбалке», «Обезьяна и горох».) Для чего они были нужны? (По заглавию можно сказать, о чём будет текст.) - Попробуйте определить, о чём будет говориться в этих текстах. Учитель читает заголовки текстов из разных детских журналов «Колобок», «Миша», «Мурзилка» («Старый конь»; «Лесные шорохи»; «Весёлые путешественники»; «Пожар»; «Скатерть-самобранка»; «Костёр и муравьи».) Обсуждаются предположения детей. Дополнительно: можно также использовать заглавия текстов из упр. 20 «Дидактического материала», 2-й кл. - Сделайте вывод: для чего нужен заголовок перед текстом? (Заголовок помогает понять, о чём или о ком будет текст.) Работа над понятием «тема текста». - То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой текста. - Запишите вывод в тетрадях: «Заголовок сообщает, о чём будет текст (тему текста)». Танец «Осенний листопад»
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие умений - применение знания. 1 3 3 1 Работа по учебнику. 1. Упр. 31 - развивается умение антиципации (предвосхищение чтения) - определения содержания по названию. Выполняется устно. Упр. 32 - развивается умение устанавливать соответствие названия и содержания текста. Проводится лексическая работа (слово жать) и звуко-буквенный анализ этого слова. Один человек делает звуко-буквенный анализ на доске.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе правильно написать звуковой состав? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты написал всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Обратная работа: к тексту подобрать заглавие. - Как вы думаете, а подобрать заглавие к тексту - это трудная или более лёгкая задача? - Давайте проверим. Выполняется задание №3 (Тема 3) из «Рабочей тетради», 2-й кл. - Подберите к тексту задания №3 подходящее заглавие. («Радуга».) - Что нужно в первую очередь сделать, чтобы начать подбирать заголовок? (Прочитать и понять, о чём говорится в тексте.) - Запишем это на доске: ПОНЯТЬ. - Что делаем потом? (Находим самое главное слово, слова.) 3. Дополнительный материал к уроку: упр. 15, «Дидактический материал». - Запишем на доске: НАЙТИ. - Что ещё нужно для заглавия? Вспомните те заглавия, о которых мы уже говорили: «Обезьяна и горох», «Как парень лошади помог», «Лентяй на рыбалке». (Соединить эти слова или составить предложение.) - Запишем на доске: СОЕДИНИТЬ. - Сравните два названия («Однажды мы с друзьями пошли в лес», «Неожиданная встреча в лесу»). Какое из них лучше, точнее будет отражать содержание? Почему? - Запишем на доске: КРАТКО И ТОЧНО. - Сделайте вывод, опираясь на записанные на доске ключевые слова (слова-подсказки), как подобрать заглавие правильно. (Нужно понять текст, найти главные слова (слово), соединить их и отразить содержание кратко и точно.) - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
Рефлексия деятельности
4 4 - Задайте вопрос по теме урока «Роль заглавия в тексте». (Зачем нужно заглавие к тексту?) - Ответьте на этот вопрос. (Понять, о чём будет текст.) - Что такое тема текста? Какая связь есть между темой и заглавием? (Тема отражена в заглавии.)
У каждого ученика лист с двумя шкалами:
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
- Спасибо за работу на уроке!
ТОУУ
V. Домашнее задание. Упр. 21 («Дидактический материал»).