Конспект урока по обучению грамоте. Тема: Звуки [д], [д] и буква д

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Павловская базовая начальная общеобразовательная школа».

Учитель начальных классов - Корниенко Наталья Даниловна

ТЕМА: "Звуки [д], [д'] и буква д"

Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо)

Цели:

- формируем умение различать гласные и согласные звуки;

- формируем умение выделять звук в слове;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

- формируем умение писать предложения;

- формируем умение анализировать текст. Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств. Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д, картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети», компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку. Программные средства: учебно-методический комплект программы «Школа-2100», авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Символы: Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.


I

I I I. Актуализация

знаний



2 2 Здравствуйте, ребята. Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запоминать. Девиз урока:

К словам разумным ты ищи пути. Весь мир пройди, чтоб знанья обрести! - Как вы понимаете эти слова? -Удачи! - А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы. Учащиеся садятся по группам (1-й ряд - 1-я группа, 2-ой ряд - 2-я группа, 3-й ряд - 3-я группа). - Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними. Дети хором читают правила работы в группе: слайд №2.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен - предлагай!

1 3 Учитель читает текст и выставляет таблички с иллюстрациями в определённой последовательности. Слайд 3 Таблички со словами - опора для запоминания. Это… Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д . Из трубы идёт… Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д . У дома растёт … Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д . В дубе … Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д . У дупла … Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д .

У дома сидит … Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д .

К дому ведёт … Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д . У дорожки … Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д .

У дома играют … Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д . - Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дрова, дети.) - На экране появился текст и иллюстрации. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать по четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дети, дерево, дед. Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дом, дупло, дорожка, дым Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дуб, дерево, дупло. Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий? Сделаем вывод по вашим наблюдениям. − Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']? - Как вы думаете, какая тема урока?

Составление плана урока.

План (примерный) 3 2

  1. Знакомство с новыми звуками и буквами. Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д

  2. Звуко-буквенный анализ слов. Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д

  3. Знакомство с написанием буквы Д. Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д

  4. Чтение слогов. Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д

  5. Чтение предложений и текстов.

  6. Письмо слов и предложений.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Дети выставляют на доске символами план урока.

-Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКаким кружком обозначаем такие действия?


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.



ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Учитель показывает на схемах синие и зелёные кружочки, дети на­зывают звуки [д], [д'].

- Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (ленте букв).

- На что похожа эта буква?

- Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

Этот домик - буква Д. - Звонкий звук или глухой?

1. Работа в «Букваре», с. 92. Работа со схемой. Заполняем схему-«человечка» в «Букваре». - Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию - следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.) -Раскрасьте схему - человечка с буквой "Д". Почему вы так ее раскрасили? Слайд №5 Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д -Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дИтак, что мы узнали про новую букву Д? - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Физминутка. а) Встали. Посмотрите на предметы в классе. Найдите предметы, в названии которых встречаются новые звуки. Назовите их. б). Игра "Поймай звук". [Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки. Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка. в). Гимнастика для пальцев. Зарядка для пальчиков. (в ритм постукивание тремя пальчиками правой и левой руки) Тили - тили - тили - бом. Сбил сосну зайчишка лбом. (темп нарастает) Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку. (Указательный и безымянный пальчики правой и левой руки "бегут" по столу) Поскорее сбегай в лес, (кулачком по кулачку) Сделай заиньке компресс. 2. Работа в тетради для печатания, с. 30. - Прочитайте слоги. - Напечатайте их. - С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д. Где мы сейчас будем работать? 3. Работа в прописи. 2 5 1) - Откройте прописи на с. 14. Посмотрите на табло.

- Из каких элементов состоит буква?

- В каких буквах эти элементы встречаются? (о,а,у,з) Учитель соединяет на доске элементы буквы д: - Пишу букву а, но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы у. 2) - Напишите элементы буквы д разными цветными ручками. 3) - Напишем букву д.

  1. Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.
  2. Прописывание буквы детьми в воздухе. Зеркальное рисование в воздухе.
(При выполнении этого упражнения деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга). 3.Самостоятельная работа в прописи. 4) - Посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке? - Кто нарисован на картинке? - Давайте составим текст по этой картинке. 4. Работа в парах. 4 Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. Одного-двоих учеников можно попросить озвучить текст. - Озаглавьте этот текст. -Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дЧто мы сейчас с вами делали? - Какое умение формировали? (Умение владеть речью.) 5) - Обведите линии на рисунке. - Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.) - Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги, слова, предложения.)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.




ΙV. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 5 6 2 Чтение слогов (с. 92). - Подготовимся к чтению слогов: а) чтение про себя; б) девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики - слоги с буквой Т; в) поменялись ролями; г) чтение вместе: с буквой Д - громко, а с буквой Т - тихо. - Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.) -Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКакое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.)

Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д- Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Писать слоги.)

- Давайте попробуем написать слоги. 2. Работа в прописи. 4 Написание слогов с буквой Д, отработка соединений. Подчёркива­ние самых красивых букв. - Чем отличаются соединения в написании до и од? (до - о пишет­ся сверху, в од - о начинаем писать снизу.) 3. Работа в «Букваре». 5 6

Чтение столбиков слов. Работа по группам.

1группа - слоги.

2 группа - столбики слов

3 группа - предложения Проверка. - Прочитайте слова 1 столбика. - Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.) - Слово, обозначающее женщину. (Дама.) - Какой вопрос можно задать к слову душа? - Прочитайте слова, где есть опасное место. Почему? (Дышит. Жи- и ши- пишется с буквой и.) - Подготовьтесь к чтению 2-го столбика. - Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.) - Чем отличаются слова дом и домик? (Значением, по составу.) - Подготовьтесь к чтению 3-го столбика. - Можно ли объединить слова этого столбика в группы? - В какие? (По каким признакам?) - Прочитайте эти группы. - Что общего в словах 4-го столбика? - А что приятнее: дарить или получать в дар? - Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее? - Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие. - Прочитайте слова с приставками. - Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с. 92 - Посмотрите на текст на с. 92. - Что заметили? (Это наш текст про деда.) - А чем отличаются наш текст и текст учебника? - Точно ли художник нарисовал картинку к тексту? - Какие слова выделены? - Как в русском языке называют такие слова? - А что будет, если вместо этих предлогов поставить другие? - Сколько букв потребовалось, чтобы написать эти слова? - Перечитаем текст, подчёркивая пробелы между предлогом и словом по ходу чтения. - Озаглавьте текст. ККонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дКонспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква дакое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.)

4. Работа в прописи. 1 3 Списывание с письменного образца (с. 15). 1) Прочитайте слова (дом, дым). - Чем они отличаются? Обведите. 2) Обведение по образцу слов с комментированием: доска, дракон, Родина, род, родник, друг, подруга. - Какие соединения с буквой Д встретились в этих словах? Учитель показывает на доске соединения букв в словах с буквой Д. 3) Образование и запись однокоренных слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко), выделение корня и суффикса, беседа о лексическом значе­нии слов. 4) Знакомство со словарными словами город - огород. (По происхождению это однокоренные слова.) - Сравните слова: о-город, город, из-городь, город-ить. Все эти слова образовались от слова город, что означало «обнесённый часто­колом». Запись слов, постановка ударения, подчёркивание букв безудар­ных гласных звуков. 5) Работа над предложением. У Лиды подруга Лада. Чтение и анализ предложения. Запись с изменённым порядком слов. 6) Самостоятельная работа в парах со схемами-«человечками»: заверше­ние и самопроверка схем.

Проверка работы.


Формирования алгоритма самооценки: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

7) Самооценка работы в прописи.


- Что у вас на этой странице получилось лучше всего? - В чём испытали затруднения?

- В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.

- Как оценили свою работу? Почему?

6. Работа в «Букваре». 1 4 7 1 Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок». 5 А) Работа с текстом до чтения. - Что изобразил художник? - Что напоминает эта картинка? - Кто автор текста? - Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого. - А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим. Б) Работа с текстом во время чтения. а) Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова за­писаны на доске и подчёркиваются по мере их появления в тексте. Над трубой появился белый дымок. - Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...) 2-е предложение: Осмотревшись, он быстро помчался вверх. - Автор оживил его. Заметили? (Осмотревшись, помчался.) 3-е предложение: - Постой, не спеши, - стала учить труба. - Какой вопрос зададим автору? (Почему стала его учить труба? Мудрая, давно живёт на крыше дома.) 4-е предложение: - Каким был дымок? (Любознательным.) - А как об этом сказано в тексте? (Некогда, я всё хочу увидеть.) 5-е предложение: - Почему так думает труба? - А что ответит дымок? Попробуйте предположить. 6-е предложение, чтение и подтверждение. - Каким образом ей ответил дымок? Прочитайте. - Выпалил - что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.) - Что произойдёт дальше с ним? (Предположения.) - Читайте 7-е предложение не спеша. 7-е предложение: И... - Что хотел при помощи многоточия выразить Виктор Хмельниц­кий? 8-е предложение. - Что же случилось с дымком? - Почему? (Растаял. Не успела пред­упредить труба.) - Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял? 9-е предложение. - А как текст об этом говорит? Размышляем дальше. - Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок? б) Выявление первичного восприятия. - За какие важные мысли можно автору текста сказать «спасибо»? - Сказку подарил нам Виктор Хмельницкий или рассказ? - Задайте друг другу вопросы. В) Работа с текстом после чтения. Творческое задание.

  • Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали наше­го героя. Пофантазируйте. Нарисуйте.
  • Расскажите, о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.



ТООУ

ТООУ

V. Итог

- Какая была тема урока? - Что нового мы узнали сегодня о русском языке? 4 4 - А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.
- Все ли пункты плана выполнили? - Чему научились на уроке? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

- Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ

VΙ. Домашнее задание (по желанию)

- Заштрихуйте рисунок на с. 14. Составьте рассказ.




1. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя О.В. Пронина., И.И. Кремлёва, Баласс, Москва, 2011г. 2. Валентина Волина «Занимательное азбуковедение». АСТ пресс, Москва,1997 3. school2100.ru

4. it-n.ru

Конспект урока по обучению грамоте. Тема:Звуки [д], [д] и буква д

15

© 2010-2022