- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО (2 класс)
Рабочая программа по ИЗО (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харитонова А.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по курсу «Изобразительное искусство» 2 класс
Количество часов в год/неделю - 34 / 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (пр. Мин.обр. и науки РФ от 6.10.2009г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» - М. :Просвещение, 2011. К учебникам А. Неменский и др. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2класс.-М.: . - М.: Просвещение, 2012. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне. Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р). Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др. Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника. В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
- развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
- воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
- создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
-
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся должны знать/понимать: -основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь: -различать основные и составные, теплые и холодные цвета; -узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*); -сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); -использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
- использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
- моделировать предметы бытового окружения человека;
- применить навыки несложных зарисовок с натуры;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
- сформулировать замысел;
- построить несложную композицию;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- анализировать результаты сравнения;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
- передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
- (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
- Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1.Викторины
2.Кроссворды
3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4.Тестирование
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1.Учебник Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 -е изд.- М.-Просвещение, 2012 2.Дидактические средства для учащихся Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 -е изд.- М.-Просвещение, 2012 3.Методическая литература 1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2008 4.Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2009 5.Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. - Волгоград: «Учитель»
Материалы для проведения проверочных работ 1.Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока.
Содержание
Средства наглядности
Дата
Д/З
Вид контродя
План
Коррекция
1
Вводный
Познакомить с тремя основными цветами, со способами их слияния ЦР, презентация, иллюстрации учебника
текущий
Белая и черная краски
1
Комбинированный
Познакомить с двумя цветами ( белым и черным).
Научить применять их в практической деятельности.
ЦР, презентация, учебник
Оформить работу в цвете
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
1
Комбинированный-
Познакомить с пастелью и цветными мелками, акварелью. Научить передавать выразительность разными средствами и способами.
ЦР презентация, учебник
1
Комбинированный- Познакомить с различными возможностями изготовления аппликации. ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
1
Комбинированный-
Познакомить с графическими материалами. Возможностью их использования
ЦР, презентация, учебник
Выразительность материалов для работы в объеме
1
Комбинированный Познакомить с материалами для изготовления работ в объеме. ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
1
Комбинированный Познакомить с различными видами бумаги. ЦР, презентация, учебник
Неожиданные матери-алы (обобщение темы)
1
Обобщающий
Обобщить ранее изученные разделы. Закрепить в практической деятельности. ЦР, презентация, учебник
Изображение и реальность
1
Комбинированный Познакомить с картинами известных художников. Изобразить своего домашнего животного. ЦР, презентация, учебник
Изображение и фантазия.
1
Комбинированный- Познакомить с фантастическими образами на картинах художников. ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
Украшение и реальность
1
Комбинированный Познакомить с украшениями природы. Рассмотреть фотографии, рисунки природы. ЦР, презентация, учебник
Выполнить работу в цвете
Украшение и фантазия.
1
Комбинированный- Познакомить с украшениями созданными руками человека (художника). ЦР, презентация, учебник
Постройка и реальность.
1
Комбинированный- Познакомить с постройками созданные природой. ЦР, презентация, учебник
Постройка и фантазия
1
Комбинированный- Познакомить с постройками созданные руками человека, глядя на природу. ЦР, презентация, учебник
Природные формы. Конструирования сказочного города.
1
Комбинированный Познакомить с видами и материалом конструкция. Изобразить с помощью цветной бумаги и картона сказочный город. ЦР, презентация, учебник
Оформить работу в цвете
Изображение природы в различных состояниях
1
Обобщающий
Познакомить с картинами известных художников. Обозначить настроение ни их картинах. ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
Изображение характера животных
1
Комбинированный
Познакомить с характерами животных. Распознать его в иллюстрациях.
ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
Изображение характера человека: женский образ
1
Комбинированный
Познакомить с различными женскими образами.
ЦР, презентация, учебник
Изображение характера человека: мужской образ
1
Комбинированный
Познакомить с различными
мужскими образами.
ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
Образ человека в скульптуре
1
Комбинированный
Познакомить с образом человека в скульптуре.
ЦР, презентация, учебник
Подобрать иллюстрации
Образ человека в скульптуре
1
Комбинированный
Познакомить с характером работы скульптора.
ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
Образ человека в скульптуре
1
Комбинированный-
Познакомить с характером работы скульптора.
ЦР, презентация, учебник
Подготовить сообщение
О чем говорят украшения
1
Комбинированный
Познакомить с различными видами человеческих украшений.
ЦР, презентация, учебник
Найти образцы женских украшений
О чем говорят украшения
1
Комбинированный
Познакомить с различными видами украшений.
ЦР, презентация, учебник
О чем говорят украшения
1
Комбинированный
Познакомить с различными видами украшений.
ЦР, презентация, учебник
Украшение домов и зданий
1
Комбинированный
Познакомить с оцениванием собственной художественной деятельности.
ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
1
Комбинированный
Познакомиться с теплыми и холодными цветовыми гаммами.
ЦР, презентация, учебник
Завершить работу
Тихие и звонкие цвета
1
Обобщающий
Познакомиться с выражением теплых и холодных оттенков.
ЦР, презентация, учебник
Оформить работу в цвете
Что такое ритм линий.
1
Комбинированный
Познакомить с изображением линий.
ЦР, презентация, учебник
Оформить работу в цвете
Характер линий
1
Комбинированный
Познакомить с изображением линий с определенным характером.
ЦР, презентация, учебник
Ритм пятен
1
Комбинированный
Познакомить с техникой обрывной аппликации.
ЦР, презентация, учебник
Пропорции выражают характер
1
Комбинированный
Познакомить с образами животных и птиц при помощи обрывной аппликации
ЦР, презентация, учебник
33
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции - средства выразит-ти
2
Комбинированный
Познакомиться с понятием что такое композиция. Что на ней изображается.
ЦР, презентация, учебник
34,35
Резерв
1
Обобщающий
Обобщить пройденный материал.
ЦР, презентация, учебник
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Учебник:
Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 -е изд.- М.-Просвещение, 2012
Дидактические материалы
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.
Дополнительная литература:
-
Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 2 класс : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2010.
-
Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 2 класс : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2010.
-
Кузин, В. С. Изобразительное искусство : кн. для учителя / В. С. Кузин. - М. : Дрофа
-
В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008г.
О.В. Павлова. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. -Волгоград: Учитель, 2008г.
-
Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.
Литература
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2008
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2009
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. - Волгоград: «Учитель»