Рабочая программа по ИЗО (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по курсу «Изобразительное искусство» 2 класс

Количество часов в год/неделю - 34 / 1



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (пр. Мин.обр. и науки РФ от 6.10.2009г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» - М. :Просвещение, 2011. К учебникам А. Неменский и др. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2класс.-М.: . - М.: Просвещение, 2012. Программа предполагает цело­стный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гу­манной педагогики. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художествен­ного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобрази­тельном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает воз­можность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне. Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приори­теты современного школьного образования. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно­сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен­циями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р). Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего об­разования:

-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель­ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

-овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, много­национальной культуре. В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей дейст­вительности. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стер­жень программы занятий по изобразительному искусству. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенно­стями развития учащихся. Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи­зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др. Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного об­разования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравст­венных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об ис­тинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и пат­риотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообра­зие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника. В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оцени­вать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно­сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель­ности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства. Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва­ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение органи­зовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит по­стоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к пред­мету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации сле­дующих аспектов обучения младших школьников:
  • развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, ис­торического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
  • воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поко­лений;
  • создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности. Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учеб­ника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога Личностные результаты отражаются в качественных свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе Изобразительное искусство» : - чувство гордости за культуру и искусство родины и своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества каждого отдельного человека; - сформирование эстетических ,чувств.художественного мышления и фантазии; - сформирование эстетических потребностей; - овладение навыками коллективной деятельности впрцессе совместной творческой работы; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместнойдеятельности; -умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся , проявляющихся в практической творческой деятельности: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; - овладение умением творческого видения с позиции художника ; -формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности ; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии ; -овладение логическими действиями сравнения , анализа , синтеза , обобщения . классификации; - овладение умением вести диалог , распределять функции и роли в процессе коллективной творческой деятельности; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно - творческих задач; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность . умение организовывать место занятий ; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности , который преобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета : - сформированнось первоначальных представлений роли изобразительного искусства в жизни человека; - сформированность основ художественной культуры, том числе на материале художественной культуры родного края; - овладение практическими навыками и навыками в восприятии, анализе, оценке произведений искусства; - -овладение практическими умениями и навыками; - овладение элементарными практическими умениями в различных видах художественной деятельности ( живописи, рисунке, скульптуре; -знание видов художественной деятельности : изобразительной ( живопись, графика , скульптура) , конструктивной ( дизайн и архитектура) , декоративной ( народные и прикладные виды искусства) ; - знание основных видов и жанров пространственно- визуальных искусств; - овладение умением творческого видения с позиции художника; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы событий окружающего мира; - применение художественных умений , знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - умение обсуждать . анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся должны знать/понимать: -основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь: -различать основные и составные, теплые и холодные цвета; -узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*); -сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); -использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю­
страциях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся (продвинутый уровень) Учащиеся должны уметь:
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
  • использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в худо­жественном изделии;
  • моделировать предметы бытового окружения человека;
  • применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
  • сформулировать замысел;
  • построить несложную композицию;
  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • анализировать результаты сравнения;
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
  • передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, де­коративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
  • (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
  4. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

1.Викторины

2.Кроссворды

3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

4.Тестирование
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1.Учебник Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 -е изд.- М.-Просвещение, 2012 2.Дидактические средства для учащихся Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 -е изд.- М.-Просвещение, 2012 3.Методическая литература 1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2008 4.Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2009 5.Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. - Волгоград: «Учитель»

Материалы для проведения проверочных работ 1.Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Тематическое планирование

Тема урока



Кол-во

часов

Тип урока.


Содержание

Средства наглядности

Дата

Д/З

Вид контродя

План

Коррекция

Три основных цвета

1

Вводный


Познакомить с тремя основными цветами, со способами их слияния ЦР, презентация, иллюстрации учебника


текущий

Белая и черная краски

1

Комбинированный

Познакомить с двумя цветами ( белым и черным).

Научить применять их в практической деятельности.

ЦР, презентация, учебник



Оформить работу в цвете


Пастель и цвет­ные мелки, акварель, их выразительные возможности

1

Комбинированный-


Познакомить с пастелью и цветными мелками, акварелью. Научить передавать выразительность разными средствами и способами.

ЦР презентация, учебник



Выразительные возможности ап­пликации

1

Комбинированный- Познакомить с различными возможностями изготовления аппликации. ЦР, презентация, учебник

Завершить работу

Выразитель-ные возмож-ности графических ма­териалов

1

Комбинированный-

Познакомить с графическими материалами. Возможностью их использования

ЦР, презентация, учебник


Выразитель­ность материа­лов для работы в объеме

1








Комбинированный Познакомить с материалами для изготовления работ в объеме. ЦР, презентация, учебник

Завершить работу

Выразитель-ные возмож-ности бу­маги


1

Комбинированный Познакомить с различными видами бумаги. ЦР, презентация, учебник



Неожиданные матери-алы (обоб­щение темы)

1

Обобщающий


Обобщить ранее изученные разделы. Закрепить в практической деятельности. ЦР, презентация, учебник



Изображение и реальность

1

Комбинированный Познакомить с картинами известных художников. Изобразить своего домашнего животного. ЦР, презентация, учебник



Изображение и фантазия.

1

Комбинированный- Познакомить с фантастическими образами на картинах художников. ЦР, презентация, учебник

Завершить работу

Украшение и ре­альность

1

Комбинированный Познакомить с украшениями природы. Рассмотреть фотографии, рисунки природы. ЦР, презентация, учебник

Выполнить работу в цвете

Украшение и фантазия.

1

Комбинированный- Познакомить с украшениями созданными руками человека (художника). ЦР, презентация, учебник



Постройка и ре­альность.

1

Комбинированный- Познакомить с постройками созданные природой. ЦР, презентация, учебник



Постройка и фан­тазия

1

Комбинированный- Познакомить с постройками созданные руками человека, глядя на природу. ЦР, презентация, учебник



Природные формы. Конструирования сказочного города.

1

Комбинированный Познакомить с видами и материалом конструкция. Изобразить с помощью цветной бумаги и картона сказочный город. ЦР, презентация, учебник

Оформить работу в цвете

Изображение природы в раз­личных состоя­ниях

1

Обобщающий

Познакомить с картинами известных художников. Обозначить настроение ни их картинах. ЦР, презентация, учебник

Завершить работу

Изображение ха­рактера животных


1

Комбинированный

Познакомить с характерами животных. Распознать его в иллюстрациях.

ЦР, презентация, учебник



Завершить работу

Изображение ха­рактера человека: женский образ

1

Комбинированный

Познакомить с различными женскими образами.

ЦР, презентация, учебник





Изображение ха­рактера человека: мужской образ

1

Комбинированный

Познакомить с различными

мужскими образами.

ЦР, презентация, учебник



Завершить работу

Образ человека в скульптуре

1

Комбинированный

Познакомить с образом человека в скульптуре.

ЦР, презентация, учебник



Подобрать иллюстрации


Образ человека в скульптуре

1

Комбинированный

Познакомить с характером работы скульптора.

ЦР, презентация, учебник



Завершить работу


Образ человека в скульптуре

1

Комбинированный-

Познакомить с характером работы скульптора.

ЦР, презентация, учебник



Подготовить сообщение


О чем говорят украшения


1

Комбинированный

Познакомить с различными видами человеческих украшений.

ЦР, презентация, учебник



Найти образцы женских украшений


О чем говорят украшения

1

Комбинированный

Познакомить с различными видами украшений.

ЦР, презентация, учебник




О чем говорят украшения


1

Комбинированный

Познакомить с различными видами украшений.

ЦР, презентация, учебник


Украшение домов и зданий

1

Комбинированный

Познакомить с оцениванием собственной художественной деятельности.

ЦР, презентация, учебник


Завершить работу


Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

1

Комбинированный

Познакомиться с теплыми и холодными цветовыми гаммами.

ЦР, презентация, учебник


Завершить работу


Тихие и звонкие цвета

1

Обобщающий

Познакомиться с выражением теплых и холодных оттенков.

ЦР, презентация, учебник

Оформить работу в цвете


Что такое ритм линий.

1

Комбинированный

Познакомить с изображением линий.

ЦР, презентация, учебник


Оформить работу в цвете


Характер линий

1

Комбинированный

Познакомить с изображением линий с определенным характером.

ЦР, презентация, учебник




Ритм пятен

1

Комбинированный

Познакомить с техникой обрывной аппликации.

ЦР, презентация, учебник




Пропорции выражают характер

1

Комбинированный

Познакомить с образами животных и птиц при помощи обрывной аппликации

ЦР, презентация, учебник




33


Ритм линий, пятен, цвет, пропорции - средства выразит-ти

2

Комбинированный

Познакомиться с понятием что такое композиция. Что на ней изображается.

ЦР, презентация, учебник

34,35

Резерв

1

Обобщающий

Обобщить пройденный материал.

ЦР, презентация, учебник

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

Учебник:


Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 -е изд.- М.-Просвещение, 2012


Дидактические материалы


Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.



Дополнительная литература:


  • Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 2 класс : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2010.

  • Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 2 класс : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2010.

  • Кузин, В. С. Изобразительное искусство : кн. для учителя / В. С. Кузин. - М. : Дрофа


  • В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008г.

О.В. Павлова. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. -Волгоград: Учитель, 2008г.

  • Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.


Литература


  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2008
  2. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2009
  3. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. - Волгоград: «Учитель»



© 2010-2022