Урок окружающего мира во 2 классе «Реки и озера»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Дата: 15.01.2014г. Предмет: окружающий мир Класс: 2 Учитель: Салыбаева Альфия Ахмедовна Тема: Реки и озёра. Тип урока: открытие новых знаний. Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), научить находить важнейшие реки на карте, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте, научить различать понятия «река» и «озеро». Формирование УУД: Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка. Оборудование: карта полушарий, карта Ставропольского края, сигнальные карточки для каждого ученика (красная, зелёная), презентация к уроку «Реки и озёра» (сайт «Школа 2100» school2100.ru), медиапроектор; Учебник А.А. Вахрушев и др. «Окружающий мир» 2 класс, часть 1; Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Вахрушева 2 класс;







Этапы урока

Ход урока

Ι.Организация внимания. (1 -2 мин.)


II.Актуализация знаний(4 мин.) Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Альфия Ахмедовна.

(СЛАЙД 1)- С давних пор из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог…

А с вами мы начнём урок.


Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке? («Материки и океаны») - Проверим знания, для этого сыграем в игру «Угадай-ка». (СЛАЙД 2) - Я читаю предложение, а вы сигнальными карточками показываете, согласны с данным утверждением, или нет. Красный цвет - не согласен, а зелёный - согласен.

  • На Земле 6 материков. (Какие?)
  • Материки окружены со всех сторон океанами.
  • Самый большой океан - Северный Ледовитый. (Нет. А какой? ТИХИЙ)
  • Пустыня Сахара находится в Америке. (Нет. А где? В АФРИКЕ)
  • Вода на карте обозначена синим цветом.
- (СЛАЙД 3) Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями « Угадай-ки».
- Какие водоёмы есть на Земле? (ответы детей) - Отгадайте загадки про водоёмы: Течёт, течёт - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит Что это? (Река)

Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! -
Это ... . (озеро) - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (СЛАЙД 4 )

II. Постановка учебной проблемы

( 3 мин)



(СЛАЙД 5) - Ребята, к нам гости пришли герои нашего учебника Лена и Миша. И состоялся у них, вот такой диалог. Лена: «В учебнике было задание - составить предложение по картинке. Я составила: «Красивая быстрая река течёт в горах» Миша: «Только это не река, а озеро» - Кто из них прав? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет) - Какие возникают вопросы? - В чём надо разобраться? (дети задают вопросы, учитель фиксирует главное на доске) 1. Что такое река? 2. Что такое озеро? 3. Чем река отличается от озера? - (Рефлексия) Что мы сейчас с вами делали? (планировали работу) - А помогут нам в работе карта и учебник. Ш. Совместное открытие знаний.(10 мин)
Работа по учебнику
























Работа по учебнику












Работа в тетрадях

- Что вы знаете о реке? Посовещайтесь в парах и дайте ответ. (ответы детей)
-А теперь прочитайте вывод в учебнике на стр. 105 - Узнайте, какие части есть у реки. Найдите информацию на с.104 в учебнике (самостоятельное изучение в парах рисунка в учебнике) (СЛАЙД 6) -А сейчас я буду показывать вам часть реки, а вы должны ее назвать. - Так что же такое река? (СЛАЙД 7) - Как называется место, из которого вытекает река? - Как называется место впадения реки в море, озеро или другую реку. - (СЛАЙД 8) Как определить где левый берег реки, а где правый? - Молодцы! - (Рефлексия) На какой вопрос нашего плана мы сейчас ответили? Что ещё узнали? Поднимите зелёные сигнальные карточки те, у кого получалась работа.
Физминутка.

- Представьте, что на пути реки углубление, большая яма. (Учитель показывает мелом на схеме реки на доске)- Что произойдёт? (ответы детей: вода заполнит яму) - Что же образуется? (предположения детей, озеро) - Найдите ответ на вопрос «Что такое озеро?» в учебнике, на с.109 (самостоятельная работа детей с проверкой - зачитывают нужное предложение вслух)
- (СЛАЙД 9) Так что же такое озеро? (Хоровое чтение с доски.) -Ребята оказывается озера бывают разные проточные и бессточные. -Давайте попробуем разобраться, чем отличается проточное озеро от бессточного. Помогут нам в этом вспомогательные стрелочки. - Реки приносят много воды, она заполнит яму до краев, найдет выход и побежит дальше. Как называется такое озеро? (Проточное) - Реки приносят воду в озеро. Вода из озера не вытекает. Как называется такое озеро? (Бессточное)
- Рассмотрите схему в рабочей тетради с.34, № 5 (схемы проточных и бессточных озёр) - Определите вид озера на схеме и подпишите условным знаком (Б - бессточное, П - проточное). - Молодцы! (Следить за осанкой) -В жарком климате вода испаряется, а соль остаётся. В бессточных озёрах соль накапливается, и они становятся солёными. -В реках и проточных озёрах какая будет вода? (Пресная) - Почему? (Вода постоянно течет) - (Рефлексия) На какой вопрос нашего плана мы сейчас ответили? Что ещё узнали? (Озера бывают проточные и бессточные. Пресные и соленые) IV. Самостоятельное применение знаний.(4мин) - Ответим на главный вопрос нашего плана: «Чем река отличается от озера?» Для этого заполним таблицу. (СЛАЙД 10 ) Перед вами карточки с таблицей, попробуйте самостоятельно в парах заполнить эту таблицу. Вставьте знак + или - в нужной графе.

Водоём
река озеро Протяженность (да/нет)? + - Замкнутость (да/нет)? - + Есть ли части? + - Пресный или нет? + + - Важен ли для людей? + + -А сейчас проверим правильно ли вы справились с работой. (СЛАЙД 11)
- Посмотрите на таблицу, и скажите, чем отличается река от озера. - Найдите сходство. - Вернёмся к вопросу Лены и Миши (СЛАЙД 12). Мнение детей: скорее всего, это озеро.

- Для чего нужны реки и озера?

- Ребята, и в нашем Ставропольском крае, в котором мы с вами живем очень много рек. Например: ( СЛАЙДЫ 13) реки Кума, Калаус, Зеленчук.

- А как называется речка, которая протекает рядом с вашим селом? ( СЛАЙДЫ 14)

- А в нашей местности есть озера? Какие?

- Послушайте историю.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку воскресенье провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков "Прогулка")

- Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

- Какие правила, они нарушили?

- Что произойдет с рекой или с озером, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь их. Реки и озера - это жизнь, это красота вокруг нас! (СЛАЙД 15)

- (СЛАЙД16) У вас на столах карта Ставропольского края, внимательно рассмотрите их, и попробуйте найти еще реки нашего края. - (Рефлексия) Какое умение мы сейчас развивали? (Умение находить объекты на карте) V. Итог урока.(5 мин) -(СЛАЙД 17) - (Рефлексия) - Что нового узнали? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты? - Если вы довольны ли своей работой поднимите сигнальные карточки зеленого цвета? (поднимают сигнальные карточки) VI. Домашнее задание. (2 мин)
- За хорошую работу я хочу подарить вам смайлики, но они не обычные. Каждый смайлик приготовил вам Д/З. Общее: решить кроссворд про озёра тетрадь с.34 № 6; Индивидуальное: найти информацию о реках и озёрах Ставропольского края, подготовить небольшой рассказ. (СЛАЙД 18) Молодцы! Спасибо за урок.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИЙ 1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса «Окружающий мир. Наша планета Земля» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу «Окружающий мир» для 2-го класса А.А. Вахрушева, Е.А. Самойловой, О.В. Чихановой.

3. Изображения с images.yandex.ru

asveti.ru

karelia-rest.ru

animalsofcity.rolevaya.ru

ribolov-info.narod.ru

xrest.ru 4. Авторские задания.

© 2010-2022