Конспект урока русского языка в 3 классе «Падежи имён существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык, 3 класс, С.В. Иванов «Русский язык» - УМК «Начальная школа XXI века».

25.01.2012

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока: Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей;

развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся.

Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);

  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

  • Практические (упражнения);

  • Поисковые (частично-поисковые);

  • Аналитический;

  • Самостоятельной работы учеников.

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная

Средства обучения:

Учебник, карточки для парной работы, карточки, словарь, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент

- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного учебного дня. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.

- Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания. Прочитайте слова:

Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, сторож, жара.

- Какой звук повторяется во всех этих словах?

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий)

- Какой буквой обозначается? - Запишите в тетради: Первая строка - 3 заглавные буквы Ж; Вторая строка - «заборчик» из 3 строчных букв; Третья строка - слоги: первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 2 слог в слове крыжовник (с какой гласной?) запишем только сочетание; 1 слог в слове жёлудь (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 2 слог в слове сторож, запишем только сочетание с буквой ж; 1 слог в слове жара. Ж Ж Ж жжж жи жо жё же ож жа

III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

- Прочитайте ещё раз слова. Какое слово лишнее? Почему?

- Какой частью речи являются остальные слова?

- Как можно эти слова разделить на две группы? (кто? что?)

- Ещё как? (ж.р., м.р.) Назовите имена существительные ж.р.? М.р.? - Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции. ([пад'эш]) - падеж - Совпадает ли произношение слова с его написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука) - Какая орфограмма в этом слове? - Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите. - Как проверить парный согласный? - В какой столбик будем записывать это слово: кто? или что? Определите род существительного падеж. Запишите это слово и проверочные слова на новой строке через запятую. Падеж, падежи, падежные вопросы. - Подчеркните орфограммы. -Кто знает, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Как они называются? Какие падежные вопросы имеют?

(Падеж - грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного к другим словам в предложении. В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей (от 2-х в английском, хинди до 46 в табасаранском).

- Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить и понять до конца это определение. А пока давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж?

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. - Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма).

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 8 и выполните упражнение 1. - Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем. Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой (учащиеся вписывают слова) 2. Работа в парах. - Поработайте в парах. Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз? - Все ли слова из справки вы использовали? Почему? Чем это объясняется? - Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? Почему на месте пропусков необходимы определённые формы слова «река»? Давайте проверим. Проверка на доске. - Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите своё мнение правилом учебника стр.8. - Какие слова не употребили? (реке, рекой) 3. Коллективная работа. - Посмотрите слайды фотографий. (Показ слайдов) Конспект урока русского языка в 3 классе «Падежи имён существительных»

Конспект урока русского языка в 3 классе «Падежи имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе «Падежи имён существительных»
- Догадались ли вы, достопримечательности какого города вы увидели? - Что знаете о Саратове? Какая река протекает в Саратове? - Используя свои знания о Саратове и слова реке, рекой составьте предложения. (Город Саратов стоит на реке Волге. Саратовцы гордятся рекой Волгой.) - Ещё раз прочитайте правило на стр.8. - Как вы думаете, сколько падежей в русском языке? - Давайте с ними познакомимся. 4. Работа в парах. - Каждая пара получила стихотворение о каком-то падеже.

Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть

падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа

существительного.

Проверка. Итак, давайте же с ними познакомимся.

  1. Есть именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы -
    кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто.

- С каким падежом познакомились ребята первой пары? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

  1. А я - падеж родительный.
    Характер мой - общительный.
    Кого? Чего? Нет - вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И
    с, и до, и у, и из -
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

- С каким падежом познакомились ребята второй пары? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.


  1. Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

- С каким падежом познакомились ребята третьей пары? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

  1. А я - винительный падеж
    И я во всём
    виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

- С каким падежом познакомились ребята четвёртой пары? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

  1. А я - творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! - Чем?
    Творите! - С кем?
    Я подскажу вам - нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

- С каким падежом познакомились ребята пятой пары? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я - падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при -
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять? - С каким падежом познакомились ребята шестой пары? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже? (Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):

ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Вопрос Подсказка Падеж Кто? Что? Есть Именительный

КОСВЕННЫЕ Кого? Чего? Нет Родительный Кому? Чему? Рад, даю Дательный Кого? Что? Вижу, виню Винительный Кем? Чем? Доволен Творительный О ком? О чем? Говорю Предложный

- Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как называются остальные? (косвенные) - Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.) 5. Составление алгоритма определения падежа имени существительного. - С падежами мы познакомились, но возникли трудности: Как определить падеж имени существительного? Давайте составим пошаговый алгоритм определения падежа. - С чего начинаем? 1. Найди слово, к которому относится существительное. 2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 3. Определи падеж существительного. 4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.
Физкультурная минутка для глаз.
VII. Первичная проверка понимания.

1. Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.

- Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать определить падеж существительного река. Попытайтесь это сделать самостоятельно. Варианты ответов учащихся. Фронтальная работа.

Определение падежа: Город Саратов стоит на реке Волга. - От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.) стоит (на чём?)на реке - Можно ли задать другой вопрос? (Где?) - Попробуйте определить падеж сущ-го на реке. (П.п.) - Проверим, подобрав слово-помощник: думаю (о чём?) о реке. Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание. Аналогичная работа с другим предложением.
VII. Первичное закрепление.

- Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого алгоритма. Предлагаю вам текст из истории Саратова. Фронтальная работа.

- Прочитайте текст, напечатанный на карточках.

(Первичное знакомство с текстом).

САРАТОВ.

Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и быстро разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью.

История города Саратова полна драматических событий. Во время Крестьянской войны (1773-1775гг.) город на несколько дней был захвачен войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не осталось, кроме названий улиц.

Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников. Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695 году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные особняки - музей-усадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором расположен Этнографический музей.

Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте расположена консерватория имени Собинова - одно из старейших учебных музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города.

- Форма какого существительного часто употребляется в нём? (город)

Задание: определите падеж и выделите окончания существительного город.

- Спишите последнюю часть текста в тетрадь.

VIII. Рефлексия. Блиц - опрос.

- Используйте для ответов страницы учебника.

  • Сколько падежей в русском языке? (6)

  • Перечислите их.

  • Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

  • В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим?

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»

IX. Домашнее задание.

-В качестве домашнего задания вы получаете задание творческого характера:

написать текст из 5-6 предложений на тему: «Моя семья и Саратов».


ПРИЛОЖЕНИЕ


  1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи падеж

существительного.

4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

САРАТОВ.

Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и быстро разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью.

История города Саратова полна драматических событий. Во время Крестьянской войны (1773-1775гг.) город на несколько дней был захвачен войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не осталось, кроме названий улиц.

Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников. Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695 году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные особняки - музей-усадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором расположен Этнографический музей.

Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте расположена консерватория имени Собинова - одно из старейших учебных музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города.

САРАТОВ.

Этот город возник как оборонительная крепость в 1590 году и быстро разбогател благодаря торговле хлебом, рыбой и солью.

История города Саратова полна драматических событий. Во время Крестьянской войны (1773-1775гг.) город на несколько дней был захвачен войсками Емельяна Пугачева. О тех далеких временах в городе Саратове ничего не осталось, кроме названий улиц.

Осматривая достопримечательности города Саратова нельзя не радоваться тому, как много в нем сохранилось различных архитектурных памятников. Вершиной Саратовского зодчества считают Троицкий собор, построенный в 1695 году, а также Покровскую церковь. В городе Саратове сохранились старинные особняки - музей-усадьба Чернышевского, особняк Радищева, в котором расположен Этнографический музей.

Украшением современного города является проспект Кирова. Жители и гости города Саратова любят совершать здесь пешеходные прогулки. На проспекте расположена консерватория имени Собинова - одно из старейших учебных музыкальных заведений России. Это здание является символом этого города.


  1. Есть именительный падеж,

И нет на нём чужих одежд.

Его легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.


  1. А я - падеж родительный.

Характер мой - общительный.

Кого? Чего? Нет - вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И с, и до, и у, и из -

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.


  1. Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.


  1. А я - винительный падеж

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.


  1. А я - творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Любуюсь! - Чем?

Творите! - С кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад.


  1. Я - падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о, и в, и при -

Ты их случайно не сотри:

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять?

Жираф

Крыжовник

Жёлудь

Тяжело

Сторож

Жара


[пад'эш]







© 2010-2022