Пути развития методических служб

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Среди множества путей формирования личностных и профессиональных качеств человека именно системаПути развития методических служб повышения и переподготовки является той средой, в которой большинство активно действующих членов общества могли бы «изменить свое качество» - продолжая образование, углубляя специализацию, модифицируя опыт деятельности. Для педагогических работников это первоочередная задача, поскольку от уровня их профессиональной компетентности во многом зависит качество образования. Существующая система, начиная со школьного методического объединения, направлена на то, чтобы учитель не только владел своим предметом, но и умел свободно осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин, грамотно строил учебные планы, формировал у учащихся навыки самообразования. Особенно это актуально в настоящее время, когда идет работа в направлении дифференциации образования, связанная с изменением структурной организации учебно-воспитательного процесса (УВП), когда работают классы разноуровневого, разнонаправленного обучения на основе индивидуальных особенностей детей и личностно-ориентированного подхода.

Какие бы современные курсы не предлагали учителям институты повышения квалификации, они не смогут решить всех проблем, ежедневно возникающих в процессе работы. Cтремление быть успешным в своей работе и испытать чувство удовлетворения - неотъемлемое желание любого человека. Особенно это важно для учителя, работающего в сложных постоянно меняющихся условиях, полных неопределенности, непредсказуемости.

Труд учителя сопровождается постоянными сомнениями: не оказались ли вдруг ошибочными на каком-то этапе деятельности его позиции, методы? Продуктивны ли результаты, приносит ли радость ученикам общение с ним?

Таким образом, методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, по формированию педагога XXI века. В настоящее время требуется учитель с личностно-гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическим технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области. Перечисленные характеристики компетентности педагога необходимы для реализации Закона «Об образовании». А потому важнейшим моментом является наращивание кадрового потенциала, качества педагогической деятельности, так как повышение профессионального мастерства и повышение качества образования - явления взаимосвязанные, ибо без качественной подготовки педагогов, без обеспечения их необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации успешности необходимого качества образования не удается достичь. Таким образом, в момент обострившегося внимания педагогов к новому содержанию образования, в момент бурного инновационного всплеска в образовании нужна методическая служба, способная быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию.
В основе функционирования районной методической службы сейчас находятся следующие методологически важные принципы:

1. Реализация единой стратегии образования района.

2. Целевое перспективное, проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой методической работы на каждом этапе развития методической службы.

3. Планирование промежуточных и конечных результатов методической работы.

4. Методическая работа строится на основе самопознания учителей и диагностики их профессионализма

В Российской системе образования сегодня происходит сложнейший переход от привычных советских (коллективистских) ценностей к базовым ценностям европейской культуры: к самобытности, самостоятельности, самосознанию, субъектности не только ученика, но и педагога, его индивидуальности и уникальности. Для решения только этой проблемы требуется другая базовая подготовка, другой тип учителя, который из ментора, единственного источника знаний становится организатором, советчиком, тьютором в процессе не только обучения и воспитания, но и развития личности ученика. Думаю, что без этих преобразований ситуацию изменить невозможно. Школа, просто дающая некоторые навыки и знания, современному обществу не нужна. Как помочь учителю, оказавшемуся вдруг в незнакомой и непривычной для себя ситуации, учитывая при этом, что суть проблемы не в изучении новых для педагогов дисциплин, которые становятся востребованными учениками, не в переподготовке (переучивании), а в изменении профессиональной позиции, смене жизненных установок, что под силу далеко не каждому.

Нужны новые (независимо от возраста) кадры, подготовленные к информационно-аналитической, исследовательской, инновационной, проектной, психолого-педагогической деятельности. Нужна постоянная, целенаправленная работа на местах в единой связке: власть, общество, образование. Выявленные тенденции в развитии методической службы позволяют мне предложить модель ее сетевой организации. Сетевая организация методической работы определяется как среда, в которой педагоги могут взаимодействовать с любым педагогом не только школы, но и любого образовательного учреждения района по вопросам совместной работы, обмена идеями, созданию нового интеллектуального продукта.

Особенность сетевого взаимодействия в данной модели состоит в том, что деление решаемой проблемы, требующей междисциплинарного подхода, на субпроблемы не влечет за собой дробления коллектива. В противоположность традиционной методической службе, сетевая организация состоит из групп функциональных организационных структур: члены сетевой модели параллельно или поочередно работают по нескольким или даже по всем субпроблемам сразу, в результате чего формируются временные творческие внутригрупповые объединения участников с переменным составом. В сетевое взаимодействие могут быть вовлечены специалисты из внешней среды.

В данной модели за разработку каждой из проблем отвечает координатор - творческий лидер. Он сообщает и накапливает идеи всех участников сетевой группы по конкретному направлению. Психологический лидер оценивает психоэнергетическое состояние членов группы, содействует его улучшению, следит за совместимостью людей в составе временных подгрупп, координирует усилия всех сотрудников по организации психологического климата.

Лидер по внешним связям выстраивает контакты, как целевой группы, так и ее отдельных участников с другими ассоциациями, т. к. без их взаимодействия, создания множественных связей между отдельными малыми группами для их ассоциирования в более крупные сети нет, и не может быть сетевой организации методической службы школы. Строение каждого сетевого взаимодействия конкретно для определенной ситуации, в результате чего лидерские роли могут быть различными.

Состав сети: методическое объединение, экспериментальные группы, лаборатории, творческие группы.

Основные условия формирования сетевой организации

• ясное понимание основных направлений деятельности, включая проектирование деятельности и управление работой в сети, формирование программ профессионального развития и повышения квалификации кадров, консультирование субъектов проектной деятельности, экспертиза и апробация проектов;

• многообразие форм сетевого взаимодействия;

• разработка образовательных программ, проектов;

• проведение аналитических, проектных семинаров, исследований;

• выстраивание сетевого взаимодействия с целью решения задач, требующих включения ресурсов всех участников взаимодействия, позволяющих субъектам предъявлять свои идеи;

Сетевая организация строится на принципах

• взаимодействия, под которым понимаются объективные связи и отношения между людьми в социальных группах, способ деятельности по совместному использованию ресурсов;

• наличия информационной среды, информационных потоков, свободно преодолевающих традиционные внутриорганизационные барьеры;

• гибкости и восприимчивости;

• опосредованных связей между субъектами;

• начало объединения - техническое задание.

Предполагается, что в сети педагог будет проявлять себя в нескольких аспектах, таких как:

• интерес (устойчивое внимание к предмету удовлетворения потребностей) и возможность его удовлетворения;

• идея (как будет достигать своего интереса в рамках сетевых возможностей);

• деятельность (самообразование, повышение уровня профессиональной компетенции);

• взаимодействие (организация совместной деятельности);

• развитие рефлексивных способностей, преодоление индивидуальных затруднений;

• развитие способностей к саморазвитию;

• ориентация на непрерывное профессиональное развитие.

Критерии эффективности методической работы в условиях сетевой организации

1. Актуальность (нацеленность на обеспечение основных направлений модернизации образования, реализация проектно-ориентированного подхода).

2. Научно-методическое и информационное обеспечение качественного программно-методического обеспечения, своевременность и полнота обновления библиотечного фонда, использование в работе информационных технологий.

3. Системность (теоретическое обоснование работы, оптимальность выбора форм, методов, средств работы, логическая завершенность).

4. Результативность (соответствие результатов целям, задачам, критериям).

5. Перспективность работы (прогнозирование работы).

6. Формирование и развитие педагогов (определение индивидуальных затруднений, ускорение процессов инновационного развития, рефлексивных способностей, способностей к саморазвитию, создание конкурентной мотивационной среды, ориентация на непрерывное профессиональное развитие).

7. Психологический аспект (создание ситуации творческого общения, установление межличностных отношений).

Если поставленные задачи будут реализованы, то это будет способствовать более полному обеспечению информационной поддержки образовательного процесса в школе, научной, инновационной работы методической службы школы.

Программа формирования сетевой модели школьной методической службы, этапы

Этап

Мероприятия

1-ый этап ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

1.1 Самоэкспертиза состояния учебно-методической деятельности педагогического коллектива.

1.2 Проблемный анализ организационной структуры.

1.3 Сбор и обработка информации, анализ хода учебно-воспитательного процесса и его результатов, рефлексия.

- современные педагогические технологии

- владение информационными технологиями (обучение педагогов)

1.4 Создание аналитико-диагностического инструментария

- изучение спроса на методические услуги

- показатели эффективности деятельности педагога

- карта самооценки затруднений учителя

1.5 Проведение теоретического семинара «Формирование сетевой модели школьной методической службы»

2-ый этап МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ и ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

2.1 Диагностика социально-педагогической деятельности коллектива школы:

- определение основных ценностных ориентаций и мотивов деятельности учителей и учащихся;

- изучение спроса на образовательные и методические услуги;

- определение готовности личности учителя и коллектива школы к переходу на сетевую модель методической службы, рефлексия.

2.1 Разработка стратегических и тактических шагов методической службы на основе выявленных приоритетных целей и прогноза конкретных ожидаемых результатов.

3-ый этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ

3.1 Создание организационно-педагогических условий через формирование подсистем обеспечения и поддержки.

3.2 Определение основных приоритетов в содержании методической работы для решения выявленных проблем.

3.3 Изучение и внедрение в практику технологии управления по проблемам и конечным результатам.

3.4 Рациональное исполнение функционала на уровне стратегических полномочий.

3.5 Формирование временных творческих коллективов

3.6 Создание проектных групп педагогов по реализации временных, годовых или долгосрочных проектов, нацеленных на конкретные результаты.

3.7 Делегирование педагогов и руководителей школы в общегородские проектные группы.

3.8 Организация или участие в научно-практических конференциях, семинарах, деловых играх и других формах по совершенствованию методического мастерства.

3.9 Отслеживание промежуточных результатов учебно-воспитательного процесса, рефлексия.

4-ый этап
КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ и РЕГУЛЯТИВНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ

4.1 Диагностика, анализ работы проектных групп, обобщение полученных данных, соотношение результатов с поставленными целями и задачами, рефлексия.

4.2 Саморегулирование и самокоррекция деятельности методической службы.

4.3 Описание хода и результативности работы коллектива в рамках сетевой модели методической службы.

4.4 Обобщение положительного опыта и его описание в методических рекомендациях.

4.5 Выбор формы отчетности: творческий отчет учителей или всего педагогического коллектива, в том числе и в связи с аттестацией, участие в конференциях, защита проектов, публикации

4.6 Моральное стимулирование участников проектных групп и наиболее творческих педагогов.

Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки дезорганизующих факторов, которые могут появляться в ходе работы. Важным условием обеспечения жизнеспособности разработанной сетевой модели является прогнозирование её как многофункциональной, обеспечивающей реализацию ряда управленческих функций. Т. о., успешность развития методической службы обусловлена
разработкой и реализацией программы развития методической службы;
моделированием процесса управления методической службой, основанной на принципах целостности, структурности, надежности и гибкости, преемственности, социального партнерства;
развитием профессиональной компетентности педагогических кадров, повышением мотивации участников учебно-воспитательного процесса на методическую работу, направленную на постоянное совершенствование содержания образования, востребованного школьниками, преподавателями, администрацией учебного заведения, родителями, которое должно осуществляться на всех уровнях образовательного процесса. Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед - прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.



© 2010-2022