- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по физикеПлавание тел
Урок по физикеПлавание тел
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зарубина К.Н. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка урока по теме "Плавание тел" 7 класс Тип урока: урок открытия нового знания Цель освоения учебного содержание: формирование знаний об условии плавания тел; формирование знаний о применении физических явлений и законов в технике;
личностные: формирование познавательных интересов учащихся, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; метапредметные: овладение навыками: самостоятельного приобретения новых знаний, используя различные источники информации; постановки целей, контроля и оценки результатов своей деятельности; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника; формирование умений работать в группе. предметные: знать и объяснять условия плавания тел, применение условия плавания в судостроительстве основные понятия темы: архимедова сила, сила тяжести, плотность вещества Оборудование и материалы к уроку:
Этапы урока
УУД: Регулятивные Развитие мотивов учебной деятельности Познавательные
УУД: Познавательные - логические,
УУД: Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблемы; Регулятивные: Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: общеучебные (структурирование знаний); логические
УУД: Познавательные - общеучебные, - логические Регулятивные
УУД: Регулятивные оценка (выделения осознанного уровня усвоения) Личностные развитие навыков самоконтроля и самооценки
1, 2, 3 группы: исследование поведения тела в жидкости на интерактивной модели. «Силы давления жидкости и выталкивающая сила»1С:Школа. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11» под редакцией Н.К.Ханнанова. 4, 5, 6 группы(повышенный уровень): используя интерактивную модель плавания тел (school-collection.edu.ru) , исследовать поведение тел в различных жидкостях, а также выяснить от чего зависит глубина погружения этих тел. Ход урока 1. Мотивирование к учебной деятельности (2-3 мин) Мы живём с вами в удивительном и многообразном мире. Очень часто, сталкиваясь с каким-либо явлением, мы задаём себе вопрос «Почему это происходит?». Ответы на многие вопросы нам помогают найти фундаментальные законы физики. На прошлых уроках мы с вами говорили о механических свойствах жидкости. Я надеюсь, что вы, используя эти знания, сможете дать ответы на некоторые «Почему?» У: (Приложение 1, слайд 2) Почему под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе? Почему в морской воде легче плавать, чем в речной? Почему гвоздь тонет, а огромный корабль нет? О: Вес тела в жидкости меньше, чем воздухе потому, что на него действует выталкивающая сила.(слайд 3) 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (7мин) У: Почему возникает выталкивающая сила? О: Сила давления жидкости, действующая на нижнюю грань тела, больше, чем на верхнюю. Результирующая этих сил и есть выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна разности сил давления жидкости на нижнюю и верхнюю грани тела. У: Какой закон позволяет рассчитать величину выталкивающей силы? О: Закон Архимеда: на тело, целиком погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу жидкости в объёме тела. У: По какой формуле можно рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело в жидкости и от чего она зависит? О: Выталкивающая сила равна произведению плотности жидкости, ускорения свободного падения и объёма погруженного в жидкость тела. Выталкивающая сила прямо пропорциональна плотности жидкости и объёму тела, погруженного в жидкость.(Слайд4) У: (слайды 5) диагностический тест. Вывод: если тело погрузить в жидкость, то его вес уменьшается. У: От чего зависит вес тела в жидкости? О: Вес тела в жидкости зависит от величины выталкивающей силы. Чем больше выталкивающая сила, тем меньше вес тела в жидкости. У: (слайд 6) проверь себя. У: Два цилиндра свинцовый и алюминиевый уравновешены на весах. Нарушится ли равновесие при их погружении в воду? О: Свинцовый перетянет У: Два цилиндра из одинакового материала опущены: один - в керосин, другой - в воду. Нарушится ли равновесие? В какую сторону? О: Перетянет цилиндр, опущенный в керосин Фронтальный эксперимент с брусками равного объема, но разной плотности.(Слайд 7) У: (Работа в парах) Проделайте опыт. На ваших столах находятся стаканы с водой и 2 бруска одинакового объема, опустите их в воду. Что вы видите? О: Деревянный брусок всплывает а металлический тонет. У: Одинаковая ли на них действует Архимедова сила? О: Одинаковая У: Постановка проблемы: так почему же одни тела плавают, а другие тонут? 3. Проблемное изучение нового материала(выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта)(10 мин) Учащиеся формулируют тему и цель урока У: Сейчас я вам предлагаю на компьютерных моделях , исследовать условия , при которых тело тонет в жидкости или всплывает. Учитель организует работу в группах за компьютерами. Исследование поведения тела в жидкости на компьютерной модели. (самостоятельное исследование). Приложение 2и 3
Обсуждение результатов работы: У: Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? О: В жидкости на тело действуют сила тяжести и выталкивающая сила. У: Как изменяются силы, действующие на тело при изменении глубины погружения? О: Сила тяжести и выталкивающая сила не изменяются. Силы давления жидкости изменяются. У: Почему тела равного объёма ведут себя по- разному в жидкости? О: На тела действует разная сила тяжести. У: Сформулируйте условия, при которых тело тонет в жидкости. О: Тело тенет, если Fтяж > F выт., или pт > pж. У: Сформулируйте условия, при которых тело всплывает в жидкости? О: Тело всплывает, если Fтяж < F выт., pт < pж. У: Предположите, как себя будет вести тело в жидкости, если Fтяж = Fвыт., или pт = pж ? О: Тело будет плавать внутри жидкости. У: От чего зависит глубина погружения тела в жидкости? О: От плотности тела. Если погружать , например, в воду лед и воск, то глубина погружения льда будет больше, чем у воска, т.к. плотность льда больше , чем плотность воска. А также от плотности жидкости, например, если опустить в воду и в ртуть лед, то глубина погружения льда во ртути будет меньше, чем в воде, т. к. плотность ртути больше плотности воды. У: Откройте рабочую тетрадь и запишите тему урока: Плавание тел. (слайд 10) Запишите в тетради. На тело в жидкости действуют сила тяжести и выталкивающая сила. Тело тонет, если Fтяж > F выт., или pт > pж. Тело всплывает, если Fтяж < F выт., pт < pж. Тело плавает внутри жидкости, если Fтяж = Fвыт., или pт = pж. 4. (Слайд 11)Постановка проблемы: Можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину : У меня на столе стакан с водой, я опускаю картофель. Что вы видите? О: Картофель тонет У: А что мне сделать, чтобы он плавал? О: Посолить воду, тем самым увеличится плотность жидкости и соответственно увеличится архимедова сила. (Учитель солит воду и показывает , что картофелина всплывает) У: (Слайд12)Давайте посмотрим слайд шоу «Выталкивающая сила в соленой воде», где рассмотрено практическое применение увеличения выталкивающей силы files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У: Выполняем тест в течение 5 мин. 6. Включение в систему знаний и повторение (10 мин) У: Возьмите кусок пластилина и опустите его в воду, что наблюдаем? О: Тонет У: Что нужно сделать, чтобы кусок пластилина плавал? О: Сделать лодку или коробочку. (Делают лодку вместе с учителем, наблюдают ее плавание в воде) У: Почему лодка плавает? О: У нее больший объем , чем у куска пластилина. У: (Слайд 11)Итак, записываем в тетрадях: «Тонущие тела можно заставить плавать, если изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела» Практическое применение знаний об условии плавания тел У: (Слайд14)Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? О: При постройке кораблей. У: Раньше делали деревянные корабли и лодки ρ ж >ρ т, и корабли плавали в воде. (Слайд 14)Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается. (слайд 15) У: Запишем в тетради: (слайд16) «Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу» У: (Слайд 17)Также условия плавания тел используется и в подводных лодках. 7.Рефлексия учебной деятельности (2мин) Что я за птица?
| 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Активность | Высокая | Средняя | Низкая |
Материал урока | Усвоил хорошо | Усвоил частично | Усвоил слабо |
Объяснить товарищу | Могу сам | Могу с подсказкой | Затрудняюсь |
3-5 баллов -вы воробей, собирайте знания по зернышку;
6-7 баллов - вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;
8-9 баллов - вы орел, для вас открылись тайны знаний
-
Подведение итогов . Домашнее задание. (слайд 23)(2мин)