Урок по физикеПлавание тел

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме "Плавание тел"

7 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель освоения учебного содержание: формирование знаний об условии плавания тел; формирование знаний о применении физических явлений и законов в технике;

  • Планируемые результаты:

личностные: формирование познавательных интересов учащихся, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; метапредметные: овладение навыками: самостоятельного приобретения новых знаний, используя различные источники информации; постановки целей, контроля и оценки результатов своей деятельности; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника; формирование умений работать в группе. предметные: знать и объяснять условия плавания тел, применение условия плавания в судостроительстве основные понятия темы: архимедова сила, сила тяжести, плотность вещества

Оборудование и материалы к уроку:

  • Компьютер, мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку (Приложение 1)

  • Компьютерные программы

  • Материалы с сайта school-collection.edu.ru

  • Занимательный литературный материал

  • Лабораторное и практическое оборудование: бруски одинакового объема, но разного веса, лабораторные стаканы с водой, куски пластилина, соль, картофелина

  • Бланки к проведению самостоятельного исследования (Приложение 2 и 3)

Этапы урока

  1. 1. Мотивирование к учебной деятельности.

УУД: Регулятивные

Развитие мотивов учебной деятельности

Познавательные

  1. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

УУД: Познавательные - логические,

  1. - общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
3. Проблемное изучение нового материала(выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта)

УУД: Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

участие в коллективном обсуждении проблемы;

Регулятивные: Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные: общеучебные (структурирование знаний); логические

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
УУД: Коммуникативные: владение монологической речью, умение слушать Познавательные
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
УУД:
  1. Включение в систему знаний и повторение

УУД: Познавательные

- общеучебные,

- логические Регулятивные



  1. Рефлексия учебной деятельности

УУД: Регулятивные оценка (выделения осознанного уровня усвоения) Личностные развитие навыков самоконтроля и самооценки
Формы работы учащихся:

  • Фронтальный эксперимент с брусками равного объема, но разной плотности.

  • Работа в группах: (10 мин)

1, 2, 3 группы: исследование поведения тела в жидкости на интерактивной модели. «Силы давления жидкости и выталкивающая сила»1С:Школа. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11» под редакцией Н.К.Ханнанова.

4, 5, 6 группы(повышенный уровень): используя интерактивную модель плавания тел (school-collection.edu.ru) , исследовать поведение тел в различных жидкостях, а также выяснить от чего зависит глубина погружения этих тел.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (2-3 мин)

Мы живём с вами в удивительном и многообразном мире. Очень часто, сталкиваясь с каким-либо явлением, мы задаём себе вопрос «Почему это происходит?». Ответы на многие вопросы нам помогают найти фундаментальные законы физики. На прошлых уроках мы с вами говорили о механических свойствах жидкости. Я надеюсь, что вы, используя эти знания, сможете дать ответы на некоторые «Почему?»

У: (Приложение 1, слайд 2) Почему под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе? Почему в морской воде легче плавать, чем в речной? Почему гвоздь тонет, а огромный корабль нет?

О: Вес тела в жидкости меньше, чем воздухе потому, что на него действует выталкивающая сила.(слайд 3)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (7мин)

У: Почему возникает выталкивающая сила?

О: Сила давления жидкости, действующая на нижнюю грань тела, больше, чем на верхнюю. Результирующая этих сил и есть выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна разности сил давления жидкости на нижнюю и верхнюю грани тела.

У: Какой закон позволяет рассчитать величину выталкивающей силы?

О: Закон Архимеда: на тело, целиком погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу жидкости в объёме тела.

У: По какой формуле можно рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело в жидкости и от чего она зависит?

О: Выталкивающая сила равна произведению плотности жидкости, ускорения свободного падения и объёма погруженного в жидкость тела. Выталкивающая сила прямо пропорциональна плотности жидкости и объёму тела, погруженного в жидкость.(Слайд4)

У: (слайды 5) диагностический тест.

Вывод: если тело погрузить в жидкость, то его вес уменьшается.

У: От чего зависит вес тела в жидкости?

О: Вес тела в жидкости зависит от величины выталкивающей силы. Чем больше выталкивающая сила, тем меньше вес тела в жидкости.

У: (слайд 6) проверь себя.

У: Два цилиндра свинцовый и алюминиевый уравновешены на весах. Нарушится ли равновесие при их погружении в воду?

О: Свинцовый перетянет

У: Два цилиндра из одинакового материала опущены: один - в керосин, другой - в воду. Нарушится ли равновесие? В какую сторону?

О: Перетянет цилиндр, опущенный в керосин

Фронтальный эксперимент с брусками равного объема, но разной плотности.(Слайд 7)

У: (Работа в парах) Проделайте опыт. На ваших столах находятся стаканы с водой и 2 бруска одинакового объема, опустите их в воду. Что вы видите?

О: Деревянный брусок всплывает а металлический тонет.

У: Одинаковая ли на них действует Архимедова сила?

О: Одинаковая

У: Постановка проблемы: так почему же одни тела плавают, а другие тонут?

3. Проблемное изучение нового материала(выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта)(10 мин)

Учащиеся формулируют тему и цель урока

У: Сейчас я вам предлагаю на компьютерных моделях , исследовать условия , при которых тело тонет в жидкости или всплывает.

Учитель организует работу в группах за компьютерами.

Исследование поведения тела в жидкости на компьютерной модели.

(самостоятельное исследование). Приложение 2и 3

  • (Слайд 8 )Работа в группах: 1, 2, 3 группы: исследование поведения тела в жидкости на интерактивной модели. «Силы давления жидкости и выталкивающая сила»1С:Школа. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11» под редакцией Н.К.Ханнанова.

  • (Слайд 9)4, 5, 6 группы(повышенный уровень): используя интерактивную модель плавания тел (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf)

  • исследовать поведение тел в различных жидкостях, а также выяснить от чего зависит глубина погружения этих тел.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(5мин)

Обсуждение результатов работы:

У: Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?

О: В жидкости на тело действуют сила тяжести и выталкивающая сила.

У: Как изменяются силы, действующие на тело при изменении глубины погружения?

О: Сила тяжести и выталкивающая сила не изменяются. Силы давления жидкости изменяются.

У: Почему тела равного объёма ведут себя по- разному в жидкости?

О: На тела действует разная сила тяжести.

У: Сформулируйте условия, при которых тело тонет в жидкости.

О: Тело тенет, если Fтяж > F выт., или pт > pж.

У: Сформулируйте условия, при которых тело всплывает в жидкости?

О: Тело всплывает, если Fтяж < F выт., pт < pж.

У: Предположите, как себя будет вести тело в жидкости, если Fтяж = Fвыт., или pт = pж ?

О: Тело будет плавать внутри жидкости.

У: От чего зависит глубина погружения тела в жидкости?

О: От плотности тела. Если погружать , например, в воду лед и воск, то глубина погружения льда будет больше, чем у воска, т.к. плотность льда больше , чем плотность воска. А также от плотности жидкости, например, если опустить в воду и в ртуть лед, то глубина погружения льда во ртути будет меньше, чем в воде, т. к. плотность ртути больше плотности воды.

У: Откройте рабочую тетрадь и запишите тему урока: Плавание тел.

(слайд 10) Запишите в тетради. На тело в жидкости действуют сила тяжести и выталкивающая сила.

Тело тонет, если Fтяж > F выт., или pт > pж.

Тело всплывает, если Fтяж < F выт., pт < pж.

Тело плавает внутри жидкости, если Fтяж = Fвыт., или pт = pж.

4. (Слайд 11)Постановка проблемы: Можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину : У меня на столе стакан с водой, я опускаю картофель. Что вы видите?

О: Картофель тонет

У: А что мне сделать, чтобы он плавал?

О: Посолить воду, тем самым увеличится плотность жидкости и соответственно увеличится архимедова сила.

(Учитель солит воду и показывает , что картофелина всплывает)

У: (Слайд12)Давайте посмотрим слайд шоу «Выталкивающая сила в соленой воде», где рассмотрено практическое применение увеличения выталкивающей силы files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Диагностический контроль с последующей самопроверкой (5 мин) (Слайд 13)

У: Выполняем тест в течение 5 мин. 6. Включение в систему знаний и повторение (10 мин)

У: Возьмите кусок пластилина и опустите его в воду, что наблюдаем?

О: Тонет

У: Что нужно сделать, чтобы кусок пластилина плавал?

О: Сделать лодку или коробочку.

(Делают лодку вместе с учителем, наблюдают ее плавание в воде)

У: Почему лодка плавает?

О: У нее больший объем , чем у куска пластилина.

У: (Слайд 11)Итак, записываем в тетрадях: «Тонущие тела можно заставить плавать, если изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела»

Практическое применение знаний об условии плавания тел

У: (Слайд14)Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел?

О: При постройке кораблей.

У: Раньше делали деревянные корабли и лодки ρ ж >ρ т, и корабли плавали в воде. (Слайд 14)Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается. (слайд 15)

У: Запишем в тетради: (слайд16) «Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу»

У: (Слайд 17)Также условия плавания тел используется и в подводных лодках.

7.Рефлексия учебной деятельности (2мин)

Что я за птица?

Критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал урока

Усвоил хорошо

Усвоил частично

Усвоил слабо

Объяснить товарищу

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

3-5 баллов -вы воробей, собирайте знания по зернышку;

6-7 баллов - вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

8-9 баллов - вы орел, для вас открылись тайны знаний


  • Подведение итогов . Домашнее задание. (слайд 23)(2мин)




© 2010-2022