• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Литературное чтение Е. Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах. Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов» (1 класс)

Литературное чтение Е. Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах. Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок.


Тема: Литературное чтение Е.Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах.

Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов»

Цель урока:

Задачи урока:

- Развивать речевые умения, навык выразительного чтения, творческие способности на материале поэтических произведений.

- Развивать умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов, умение работать акварельными красками.

- Развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, заготовка на ватмане для композиции «Весенний луг», лист для рисования, краски, кисти.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Постановка цели урока

- Прочитайте каждое слово слева направо:

ЬЛЕПАК, ЙЕЧУР, АЖУТС, АЦИЖУЛ, ЫТЕВЦ.

(капель, ручей, стужа, лужица, цветы)

- Какое слово вы считаете лишним? Почему?

- Что объединяет эти слова?

- Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весенней природе и будем учиться составлять композицию «Весенний луг».

Весна - это время пробуждения природы. Если вы будете внимательны, то обязательно увидите, как верба стоит вся в пушистом «серебре», а в саду случилось чудо - прямо из-под снега появился первый цветок. Как он называется? Видео-ролик о подснежнике

3. Проверка домашнего задания.

- А сейчас мне бы хотелось послушать, как вы подготовили стихотворение С.Маршака «Апрель» к чтению наизусть. ( 2-3 человека)

4. Речевая разминка

На - на - на - к нам пришла весна,

Не - не - не - очень рады мы весне,

Ну - ну - ну - я люблю весну.

Чи - чи - чи - ручеёк журчи,

Ча - ча - ча - вижу я грача,

Чу - чу - чу - по траве скачу.

Гу - гу - гу - мы гуляли на лугу,

Ты - ты - ты - на лугу растут цветы,

Ла - ла - ла - над цветком жужжит пчела.

5. Чтение загадок о цветах

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (цветы)

- Люди очень любят цветы и любые события своей жизни отмечают в первую очередь цветами ( рождение, поступление в школу, свадьба и т.д.) Цветы сопровождают человека жизнь. Как вы думаете, почему человек любит цветы?

- А какие цветы расцветают весной на лесных полянах, на лугах и в наших садах мы узнаем, если правильно отгадаем загадки.

На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (ландыш)

- Почему автор сравнивает ландыш с белыми звоночками?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Померк, потух

И превратился в пух. (одуванчик)

- С чем сравнивают одуванчик? Какого он цвета?

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный... (тюльпан)

Легенда о тюльпане

Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда-то человеческое счастье. И никто никогда ни силой. Ни хитростью, ни заклинаниями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребенком, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него поближе. Мальчик же, увидав цветок, с громким смехом бросился к нему. И- о чудо!

Цветок раскрылся сам собой. Ключиком, оказывается, был веселый, беззаботный, чистый смех ребёнка. Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая красивая легенда о прекрасном цветке.

6. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся--(туловище вправо - влево)

Больше спать не захотел.--(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,--(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.--(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется--(покружиться)

7. Выполнение рисунка

- Сегодня мы будем учиться рисовать цветок тюльпан.

Тюльпаны- красивые, изящные цветы разнообразной окраски. Они бывают ярко-красные, розовые, оранжевые, желтые, фиолетовые, белые.

У них широкие листья, цветок состоит чаще всего из 4-6 лепестков.

На что похож венчик этого цветка? Цветок имеет форму стаканчика, который сужается кверху.

  1. Для рисунка лист бумаги лучше расположить вертикально. Тонкими линиями отметьте расположение цветка на листе. Затем изобразите стебель, листья, венчик цветка ( сначала овал, потом придать ему форму стаканчика)

Литературное чтение Е.Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах. Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов» (1 класс)


  1. Подберите нужные оттенки цвета и раскрасьте листья, стебель, лепестки основным цветом.

Литературное чтение Е.Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах. Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов» (1 класс)

  1. Тонкой кистью прорисуйте детали цветка.

8. Физкультминутка

Мы работаем отлично, Встали и потянулись
Отдохнуть не прочь сейчас. Стряхнули руки
И зарядка к нам привычно Подняли руки вверх.
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!

( «Паровозик из Ромашково») - в презентации

9.Работа над стихотворением Е.Трутневой «Когда это бывает?»

- прочитайте слова сначала по слогам, затем целыми словами:

Пле-щут-ся плещутся

Про-зрач-ны-е прозрачные

Про-та-лин-ки проталинки

Сит-це-вый ситцевый

Не пой-ма-ешь не поймаешь

- Объяснение значения слов:

Ситцевый- ситец - легкая ткань с рисунком или однотонная яркая.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Чтение вслух (1 ученик)

- Похоже это стихотворение на загадку? Чем?

- Ответьте на вопрос: «Когда это бывает?»

- По каким признакам вы догадались, что это весна?

- Прочитайте подчеркнутые слова стихотворения. Что с чем сравнивают?

- Какое настроение передает это стихотворение?

- С помощью чего можно передать радость и удивление при чтении?

- Попробуйте прочитать выразительно.

10.Составление композиции «Весенний луг»

- Как вы думаете, почему Е.Трутнева сравнивает луг с ситцевым платком?

- В своих работах вы постарались изобразить цветы ярко, красочно. Давайте и мы попробуем создать свой «ситцевый платок»: вырежьте аккуратно свой цветок и наклейте на лист ватмана на доске.

- Рассмотрите нашу композицию из весенних цветов. Удалось ли нам передать краски весеннего луга?

11.Итоги урока

- Ваши рисунки преобразили общий вид класса: он стал нарядным, пестрым, весенним! Используя яркие краски, вы сумели передать радость, удивление от того, что появились первые весенние цветы. Молодцы!

- Мне хотелось бы знать, с каким настроением вы завершаете наш урок. Оцените свое настроение, работу на уроке выбранным символом:

Литературное чтение Е.Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах. Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов» (1 класс)Литературное чтение Е.Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах. Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов» (1 класс)Литературное чтение Е.Трутнева «Когда это бывает?». Загадки о цветах. Изобразительное искусство «Рисование по памяти и представлению простых по форме весенних цветов» (1 класс)

Завершить нашу работу я хочу еще одним стихотворением:

Я хочу говорить

На простом языке ромашек,

Незабудок,

Лесных колокольчиков наших

И тюльпанов,

Что в дальнем краю расцвели,

Чтоб меня понимали

Все дети земли.

(О. Дриз)

Самоанализ урока.


  1. Характеристика класса:

. Всего учащихся - 12 человек

- мальчиков - 4 чел.

- девочек - 8 чел.

До поступления в школу детский сад посещали 9 человек, 7 из них ходили в одну группу Д/с «Рябинка»; 1 человек (Слонов Н.) посещал д/с частично; 2 человека (КарпаенковА., Беспавлова Т.) не посещали д/с.

По результатам входной диагностики готовности к обучению в школе детей можно разделить на три группы:

Готовы к началу обучения - 6 человек (50%) Беспавлова Т.

Ворошилова А.

Иванникова О.

Рощина Н.

Шкуридина Е.

Цветкова О.

Условно готовы к началу обучения - 3 человека (25%)Карпаенков А.

Чабиева С.

Слонов Н.

Условно не готовы к началу обучения - 3 человека (25 %) Куликов П.

Дворянинов С.

Валькова А.

На определение развития психических процессов диагностика не проводилась. Опираясь на наблюдения за работой детей в процессе обучения, я бы выделила:

в группу высокого уровня развития лишь 3 человека ( Иванникова О., Цветкова О., Ворошилова А.)

Эти дети активны на уроке, хорошо понимают и удерживают учебную задачу, могут самостоятельно понять задание, обладают хорошей устойчивой памятью, способны проверить себя, найти ошибки и их исправить, читают целым словами.

среднего уровня - 4 человека ( Беспавлова Т., Шкуридина К.,Карпаенков А., Куликов П.)

Дети этой группы менее активны на уроке, не всегда удерживают задачу до конца, допускают ошибки, но могут их находить, память менее устойчива, порой требуется дополнительное разъяснение, чтение пока преобладает слоговое.

ниже среднего -5 человек (Рощина Н., Чабиева С., Валькова А., Слонов Н., Дворянинов С.)

Данные дети проявляют малую активность на уроке, учебную задачу нужно повторять и разъяснять, объем памяти мал и неустойчив, часто отвлекаются на посторонние дела, читают по слогам, некоторые еще достаточно медленно.

  1. Данный урок литературного чтения является третьим в разделе «Апрель, апрель. Звенит капель»Тематика произведений этого раздела совпала с темой ИЗО «Первые цветы. Рисование простых по форме цветов». Поэтому данный урок был запланирован как интегрированный и был проведен в соответствии с тематическим планированием. На предыдущем уроке дети познакомились с произведениями, знакомящими детей с признаками весны, которые они учились находить. Детям было предложено выучить наизусть стихотворение «Апрель» С.Маршака. По предмету ИЗО дети имеют некоторые навыки работы акварельными красками, карандашом, составляли растительный узор в декоративном рисовании «Городецкая роспись».

  2. Задач и:

    • Развивать речевые умения, навык выразительного чтения, творческие способности на материале поэтических произведений.

    • Развивать умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов, умение работать акварельными красками.

    • Развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к живой природе.

Урок был построен на межпредметном уровне интеграции, когда один объект изучения отражается в разных предметных дисциплинах. ( цветы были объектом литературного чтения и объектом рисования, также элементы технологии присутствовали (вырезание цветка и наклеивание )

Благодаря интеграции на уроке удалось менять виды деятельности детей, что способствует снижению утомляемости, поддерживало познавательный интерес в течении всего урока и внимание на более высоком уровне. В 1 классе интегрированные уроки чаще всего объединяют такие дисциплины, как окружающий мир и технологию ( ИЗО), т.к. практические задания из окруж.мира предлагают детям вырезать и склеить объект изучения или нарисовать его. Урок литературного чтения и ИЗО был впервые.

Данный урок сопровождался компьютерной презентацией, что позволило сделать его более наглядным, красочным. Музыкальное сопровождение и видеоклип о подснежниках способствовали эмоциональному восприятию красоты родной природы. Музыкальные физкульминутки очень нравятся детям, они поднимают настроение, эмоциональный настрой.

Урок был построен так, что каждый этап плавно вытекал из другого. Составление коллективной композиции «Весенний луг» дало детям возможность внести свой вклад в общее дело, почувствовать свою значимость в коллективе.

Считаю, что поставленные задачи были решены.

Следующий урок этого раздела будет обобщающим. Дети, которые не были опрошены, будут иметь возможность рассказать выученные стихи.

По результатам подведённого итога урока можно было видеть, что в основном все дети были довольны своей работой и им было на уроке интересно и комфортно.



© 2010-2022