Имена собственные и нарицательные (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Имена собственные и нарицательные (2 класс)

Имена собственные и нарицательные (2 класс)

1 этап урока

Словарный диктант: Россия, Москва, Кремль, Родина, Отечество.

Проверим написание слов. Поставим ударение и выделим орфограммы.

-что заметили?

-какие знания сегодня будем повторять ,расширять?

Цель:

Расширение знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

Основные задачи: 1) вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными; 2) обобщить все известные учащимся способы употребления заглавной буквы; 3) Обратить внимание школьников на стилистические цели употребления заглавной буквы; 6) развивать логическое мышление учащихся при распределении имен собственных по тематическим группам; 6) научить детей различать мотивированные и немотивированные имена собственные; 7) обогащать речь детей именами собственными разных тематических групп; 8). формировать навыки сотрудничества;

Цель:

  • Расширение знаний об именах собственных

Задачи на доске.Дети обводят ту,которую хотят выполнить.

  • вспомнить что такое имя собственное

  • вспомнить все способы употребления заглавной буквы

  • уметь отличать имя собственное от других групп

Имена собственные и нарицательные (2 класс)

Вернемся к словарному диктанту.

Словарный диктант: Россия, Москва, Кремль, Родина, Отечество

-проверим правильность написания слов

-почему эти слова написаны с большой буквы?

-имена собственные

-что такое имена собственные?

-имя собственное называет предмет, своим особым именем, выделяя его среди других

-так ли все слова в диктанте, что все слова являются именами собственными?

-какие слова не являются именами собственными чего-либо?

- Родина, Отечество

-тогда почему эти слова написаны с заглавной буквы?

-чтобы придать тексту торжественное звучание

-чтобы передать уважительное отношение к предмету речи.

-придумайте предложение с данными словами.

-Напишите в тетради

- Мы любим свою Родину, свое Отечество.

-но, бывает, что данные слова могут писать со строчной буквы, когда?

- в текстах неторжественного, бытового содержания (Летом съезжу на родину, навещу родителей. В нашем отечестве много красивых мест) Наблюдение за использованием заглавной буквы с определенной стилистической целью (упр. 149 из РТ).

-так можно ли назвать эти два слова именами собственными?

- в словах Родина, Отечество заглавная буква может употребляться для передачи уважения и любви к родной стране, для придания речи торжественности.

Кинестетики Если слова пишутся с маленькой буквы, то нужно присесть, если с большой хлопнуть в ладоши. Воробей Валя стол береза Мурзик Иванов Алексей ромашка

Волга Томск река город село Москва Лев (лев)- проблема,Родина

2 этап урока

-на доске

Наши поэты очень любят и любили сочинять стихи о Родине.

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!

-Слово Родина с какой буквы будем писать,почему

-напишем отрывок

- Кремлёвские звёзды
Над нами горят

-в каком случае еще пишется заглавная буква

Кто автор?

-Сергей Владимирович Михалков писатель

Имена собственные и нарицательные (2 класс)

3 этап урока

Аудиалы

Узнать по фамилии авторов и сказать имя

Фёдор Иванович Тютчев поэт

Николай Николаевич Носов

Пётр Ильич Чайковский

Юрий Алексеевич Гагарин

Юнна Петровна Мориц русская поэтесса

Майков Аполлон поэт

Есенин Сергей поэт

Токмакова Ирина писатель

Плещеев Алексей Николаевич поэт

-На какие тематические группы можно разбить данные имена собственные

4 этап урока

-на какие еще тематические группы можно разбить имена собственные(страны,города,деревни....)

-учитель показывает конверты с тематическими группами и раздает их детям

Кинестетики

Работа в группе слабоуспевающих. Учитель раздает карточки. Дети должны собрать тематическую группу и положить в конверт.

Германия,Франция,Италия,Россия

Калининград,Томск,Омск

Лена,Обь,Иртыш

Визуалы Работа по учебнику. (упр.106). На какие тематические группы можно разделить имена собственные.

страна

город

река

Россия

Новгород

Волхов

Ярославль

Тверь

-Выделите заглавную букву и орфограммы.

- сверим с таблицей на доске

Имена собственные и нарицательные (2 класс)

5 этап урока

-перечислите способы употребления заглавной буквы

-большая буква пишется в начале предложения

-ребята составляют предложение из слов (кот Пушистый из Рыжик пьет стеклянной миски) Написано на доске.

-ваша задача проверить их работу

Кинестетики

Задание Слабым отдаю карточки со словами, чтобы составляли. Они выходят к доске и показывают предложение.

-Пушистый кот Рыжик пьет из стеклянной миски.

-перечислите орфограммы в предложении

-Как вы думаете, почему его могли так назвать

Имена собственные и нарицательные (2 класс)

-некоторые клички животных, названия городов, деревень и т. д. могут отражать какие-то свойства называемых объектов

-Какую корову назовут Пеструшка, а какую Ночка?

-Почему один из городов на Кавказе назвали Пятигорск? (В 1830 году в Ставропольском крае был основан город Пятигорск. Название городу дала гора Бештау, которая в переводе с тюркского на русский означает "пять гор". Гора же, в свою очередь, получила такое название, потому что у нее пять вершин.)

-А можем ли мы что-то узнать о мальчике, если его зовут Виктор?(мужское русское личное имя латинского происхождения, происходит от лат. Victor («победитель»).)

-А о девочке, которую зовут Марина?(в переводе на русский язык означает «морской»)

-Но имена и фамилии людей такого свойства в современном языке не имеют. Нужно знать историю имен.)

визуалы

У слабоуспевающих детях карточки на столе.

Дети читают описание животного и дают кличку.

Визуалы. На доске картинки с животными .Подобрать кличку.

Групповая работа

Выделяю группу детей ,которая в течении минуты распределяет имена собственные по группам.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязания) и с помощью движений.

6 этап урока

Рефлексия

пьет

из пушистый кот миски

рыжик стеклянной

Германия,Франция,Италия,Турция

Калининград,Томск,Омск

Лена,Обь,Иртыш


© 2010-2022