Рабочая программа по окружающему миру УМК Гармония 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Гармония» 3 класс

(2 часа в неделю: 68 часов)


Предмет

Программа

Учебник Окружающий мир Программа общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Окружающий мир: 1-4 классы. Авторы: О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 Окружающий мир 3 класс. О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин. Ассоциация XXI век, 2012

п/п

Тема урока

Календар

ные сроки

Деятельность обучающихся

Предполагаемые результаты

Формирование универсальных учебных действий

Разнообразие изменений в окружающем мире (8 часов)

1 Земля - наш общий дом У. с.8-13, ТПО с.2 №1-2, тестовые задания с. 3-14
Читать научный текст, вести беседу о разнообразии растений и животных; культурных и дикорастущих растениях;о диких и домашних животных. Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного растительного Мира

Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

2 Разнообразие изменений в природе и в жизни людей. У. с. 14-21, ТПО с. 3 №3-4 ОБЖ «Лекарственные растения»
Иметь представления об изменениях в живой и не живой природе, жизни людей. Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений

3 Времена года. У. с.22-26, ТПО с.4-5, №5,7 ОБЖ «Укрепление здоровья в разные времена года»

Знать: - причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; - старинный календарь

4 Старинный календарь. У. с.27-29, ТПО с.4-5, № 6,8,9
Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Обучение пользованию приборами, определяющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками

5 Атмосферные явления и погода. У. с.30-35, ТПО с.6-7, № 10-13 ОБЖ «Чем опасен ветер»

Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь обозначать их условными знаками

6 Температура и ее измерение. У. с.36-39, ТПО с. 8-9, № 14-21
Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс- нение относительного ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов Знать устройство и работу жидкостного термометра Уметь: - измерять, записывать температуру: - работать с научным текстом; - моделировать; - пользоваться измерительными приборами; - делать выводы по результатам простых опытов

7 Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой. Проверочная работа. У. 40-44, ТПО с.10-11, №22-25. Тестовые задания: тест №2, работа №2
Наблюдение различных изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария Уметь: - выявить осенние изменения у растений; - измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания

8 Работа над ошибками. Необычные атмосферные явления. У. с.45-50, ТПО с. 11, №26-28
Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: - измерять температуру воздуха, воды; - составлять условными знаками карточку погоды

Сезонные изменения в природе. Осень (4 часа)

9 Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей ОБЖ «Как надо одеваться»
Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных Знать: - какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жиз- ни растений, животных, причины перелета птиц; - о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; Познавательные: -умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах; - умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; - давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

10-11 Осень в природе. У. с.51-62,ТПО с.12-15, №1-9, с.16, №11, с. 21, №21-23;

12 Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков. Проверочная работа. У. с.63-70, ТПО с. 15, №10 с. 17-20, №12-20, тестовые задания с. 25-34
Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме Знать: - об осенних заботах человека; - обычаях и праздниках наших предков

Тела и вещества, их свойства (15 часов)

13 Тела и вещества. Три состояния вещества. У. с. 71-73, ТПО с. 22-23, №1-2,4,7
Выявление разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы Знать:- что такое «тело», «вещество»; - о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам

14 Строение вещества. У. с.74-77, ТПО с. 22, №3, с.23, №5-6, с.24 №10
Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества Уметь объяснить расположение и движение молекул в газо-образном, жидком и твердом веществах

15 Удивительные открытия. У. с.78-85, ТПО с. 24-25, № 8-9, 11-14






Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах - лупе, микроскопе, бинокле Знать: - об открытии простейших; - о клетке; - болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними

16 Обобщение по теме «Тела и вещества» Проверочная работа с.35-44
Систематизация и обобщение знаний о телах и веществах Уметь: - определять состояние веществ; - ориентироваться в системе полученных знаний Коммуникативные: -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; -умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя. -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; -умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений.

17 Работа над ошибками. Воздух и его состав. У. 86-89, ТПО с. 26 №15-17
Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом Знать: - значение воздуха для жизни на Земле; - состав и свойства воздуха.

18 Свойства воздуха. У. 90-91, ТПО с. 27-28 №18-20

19 Как используют воздух. У. 92-94, ТПО с.28-29 321-22 ОБЖ «Какой воздух полезен для укрепления здоровья»
Выяснение, что воздух - это смесь газов Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс Знать: - что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; - об использовании силы ветра человеком

20


Вода и её свойства. У. 95-99, ТПО с.30-32 №23-29
Выяснение значения воды для всего живого на Земле Определение свойств воды с помощью органов чувств. Формирование знаний об основных физическихи химических свойствах воды Знать: - о значении воды на Земле; - об источниках питьевой воды - свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ

21 Очистка воды. У. с.100-101, ТПО с. 33 №30-31
Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды Знать: - способы очистки воды в быту и в промышленности; - фильтрование

22 Превращения воды. У. 102-106, ТПО с. 34-36 №32-37
Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния Знать, как образуются туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе

23 Круговорот воды
в природе. У. 107-109, ТПО с. 37-39 № 38-41 ОБЖ «Польза и вред воды»
Представление о круговороте воды в природе. Работа над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры, экологического мышления. Знать принцип круговорота воды в природе

24 Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды». У. 86-109, тестовая работа с. 45-56
Систематизация и обобщение знаний о свойствах воздуха и воды Уметь: - определять свойства воздуха и воды; - ориентироваться в системе полученных знаний

25 Почва, её состав и свойства. У. 110-114, ТПО с.40-42 № 42-46
Представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение длярастений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами Знать главное отличие почвы - плодородие. Уметь определять состав почвы

26 Обитатели почвы. У. с.115-117, ТПО с.43 № 47-48, с. 46-47 № 54
Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли. Представление о круговороте органичных и минеральных веществ в почве Знать: - правила гигиены при работе с почвой; - понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы

27 Почва - кормилица. У. 118-122, ТПО с. 43-45 № 49-54
Представление о культуре обработки почвы и сохранении ее плодородия старинными и современными способами. Выявление природных разрушителей почвы Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы

Сезонные изменения в природе. Зима (5 часов)

28 Обобщение по теме «Почва, её состав и свойства», тестовые задания с. 57-64. Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей
Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних изменений в природе Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту. Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы

29 Зимние явления в неживой природе. У. с.123-131, ТПО с. 48-51 №1-8
Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози

30 Как зимуют растения. У. с. 132-138, ТПО с. 51-53, № 9-13
Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой Знать значение снегового покрова для растения

31 Зимняя пора в жизни животных. У. с. 139-148, ТПО с. 54-58 №14-19
Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей Знать о зимовке разных групп животных

32 Как зимовали наши предки. Обобщение по теме «Сезонные изменения. Зима». У. 150-156 ТПО с.59№ 20-21 Тест №7, работа №7
Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в зимнее время Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

33 Обобщающий урок. Январь - зиме середина. Тест №7, работа №7
Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в зимнее время Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

Организм человека и его здоровье (12 часов)

34

Организм человека. У. с. 6-12, ТПО с.2-3№ 1-5

ОБЖ «общее укрепление организма»


Читают название раздела, рассматривают иллюстрации, предполагают, развитие каких организмов будут изучать. Называют науки, изучающие организм человека, его здоровье. Рассуждают о значении здорового образа жизни для здоровья и продолжительности жизни человека, приводят примеры вредных привычек. Дать представление об анатомии, физиологии, медицине, гигиене как науках, изучающих организм человека. Выяснить важность здорового образа жизни для здоровья человека.

35 Надёжная опора и защита. У. с.13-20 ТПО с. 3-5 №6-7
Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей

36 Мышцы, их разнообразие и функции. У. с. 21-23 ТПО с. 5 №8
Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы. Гигиенические навыки по уходу за своим организмом Знать: - назначение мышц, разнообразие; - сухожилия; - работа мышц, их тренировка, состояние усталости

37 Органы дыхания. У. с. 24-27 ТПО с. 5-6 №9-12 ОБЖ «Охрана органов дыхания»
Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания. Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу

38 Кровеносная система. У. с.28-33 ТПО с. 7 № 13-15
Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение Знать: - основные функции крови, ее состав; - навыки здорового образа жизни; - как беречь и развивать сердце. Уметь: - называть органы кровообращения, их функции; - измерять пульс

39-40 Питание. Органы пищеварения. У. с.34-40 ТПО с. 8-12 № 16-24 ОБЖ «Правильное питание залог здорового организма»
Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения Знать: - органы пищеварения, их роль в организме; - состав пищи - белки, жиры, углеводы. Уметь: - рассуждать о важности ухода за зубами;
Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. -умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию. -умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. -умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. Коммуникативные: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов

41 Очистка организма. У. с. 41-45 ТПО с. 13 № 25-27
Формирование знаний о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер- вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения

42 Нервная система и ее роль в организме. У. с. 46-51 ТПО с. 14-15 № 28-30 ОБЖ «Как укрепить нервные клетки»
Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение механизма управления мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы Виды памяти. Способы развития памяти. Знать: - значение нервной системы и ее органов в организме; - что такое память, ее виды и развитие Уметь: - объяснить значение сна, режима дня; - аргументировать понятие «здоровая нервная система»; - развивать свою память, объяснять ее значение для учебы

43-44 Органы чувств, их значение и гигиена. У. с.52-60 ТПО с. 16-19 № 31-34 ОБЖ «Охрана органов чувств»
Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов Знать: - органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; - их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

45 Как лечились наши предки. Проверочная работа по теме «Организм человека» У. 61-64 ТПО с. 17 № 35-36 тест № 8, работа № 8
Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани. Проверка усвоения материала учащимися; обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья Знать, какими способами лечились наши предки. Уметь систематизировать учебную информацию в схеме

46 Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. У. с. 65-69 ТПО с. 20 № 1-4
Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как изменяется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта) Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: - выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; - находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; - соблюдать экологически грамотное поведение в природе

47 Как провожали зиму наши предки. У. 70-72 ТПО с. 21 № 5-7
Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в весеннее время Знать обычаи, праздники, заботы весной наших предков

Развитие растений и животных (9 часов)

48 Размножение животных разных групп. Развитие птиц. У. 73-75 ТПО с. 22 № 8-9
Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: - прослеживать последовательность развития живых организмов; - предлагать варианты решения экологических проблем

49 Развитие рыб и земноводных. У. 76-77 ТПО с. 22 № 10
Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек Уметь: - прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; - находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки

50 Стадии развития насекомых. У. с. 78-80 ТПО с. 22-23 № 11-12 тестовые задания с. 87-94
Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука Знать: - стадии развития насекомых; - способы борьбы с вредителями культурных растений

51 Разнообразие растений. Растение - живой организм. У. с. 81-83 ТПО с. 24-25 № 13-16
Размножение растений Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время Знать: - приметы весны к началу цветения (апрель, май); - о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения

52 Органы цветкового растения. У. 84-85 ТПО с. 26-27 № 17-21

Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии Знать: - разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); - органы цветкового растения. Уметь: - выделять существенные признаки; - устанавливать причины и следствия природных явлений Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; -способность к самооценке. Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: -умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. -умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. -умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

53 Корни и стебли растений. У. с. 86-91 ТПО с. 29-33 № 22-23, 26-29
Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны- ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле Знать функции корня и стебля. Уметь отличать разные виды корневой системы

54 Разнообразие листьев растений, их функции. У. с. 92-96 ТПО с. 33-35 № 30-34
Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь моделировать невидимые природные процессы

55 Цветок, его роль в жизни растений. У. 97-100 ТПО с. 36-37 № 35-39 с. 38 №1 тестовые задания - экспресс -тест №2
Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Знать: - строение цветка, значение опыления; - цикл цветкового растения от семени до семени.

56 Способы размножения растений. У. с.101-103 тестовые задания с. 95-108 ОБЖ «Полезные части растений»
Ознакомление с размножением растений разных групп. Представление о жизненных циклах разных групп растений.
Знать, как размножаются разные растения. Уметь: - прослеживать последовательность развития живых организмов; - предлагать варианты решения экологических проблем

57 Весна воды, тепла, цвета. У. с.104-108 ТПО с.39-40 №2-7, тестовые задания с. 109-112
Систематизация и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе, цветения первоцветов Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции Уметь: - находить на практике весенние приметы; - соблюдать экологическую культуру; - наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

Изменение быта и культуры наших предков (11часов)

58 Наука история, исторические источники. У. с.109-113 ТПО с. 41-42 №1-4
Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края Знать: - что и как изучает история, ее значение; - способы познания прошлого; - о быте и культуре своего народа; - понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений

59 Природа в жизни наших предков. У.с. 114-121 ТПО с.42-43 № 5-9
Ознакомление с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов Знать: - чем занимались наши предки, как они осваивали природу; - обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя

60 Образ жизни наших предков. У. 122-126 ТПО с. 44 № 10, 12
Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью Знать: - значение семьи, родовой общины, племени; - виды жилищ наших предков

61 Жизнь на селе в давние времена. У. 127-132 ТПО с. 45 № 11, 13-14 с. 47 № 16, 18
Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей Знать: - как жили в старину на селе; - о старинном быте сельских жителей

62 Старинные города. У. 133-136 ТПО с. 46, 48 № 15-17, 19-20
Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Знать: - строение старинных поселений, их виды; Уметь: - добывать информацию из иллюстраций и текста; - охранять памятники старины

63 Старинные ремёсла. У. с.137-142 ТПО с. 49-50 №21-23, тестовые задания с 125-127
Ознакомление со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Появление купцов на Руси, с меновая торговля. Появление монет, бумажных денег. Знать: - занятие горожане в старину; - старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); - историю возникновения торговли и денег на Руси; - виды художественной росписи предметов быта. Уметь: - добывать информацию из иллюстраций и текста; - приобщиться к старинному ремеслу

64 Торговое дело на Руси. У. с. 143-146 ТПО с. 51-52 № 24-28

Коммуникативные: -ориентация на партнера по сотрудничеству-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества умение договариваться, находить общее решение; -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию

65 Одежда наших предков. У. с. 147-152 ТПО с. 52-55 № 29-38
Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных Знать, как одевались наши предки в разные времена

66 Как учились дети в старину. У. с. 153-157 ТПО с. 55-58 № 38-43
Возникновение учения на Руси. Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды.
Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму Уметь: - соблюдать экологическую культуру; - наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

67 Итоговая контрольная работа тестовые задания с. 113-128 ТПО с. 59
Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью Знать правила безопасного поведения во время летних каникул Уметь: - выполнять самостоятельные задания; - участвовать в играх, театрализациях, конкурсах

68 Обобщающий урок
Обобщение и систематизация полученных знаний

© 2010-2022