- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету
Рабочая программа по предмету
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якимина Т.А. |
Дата | 31.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к программе по «Технологии» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии, авторской программы Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой. «Технология», сборника рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений М. Просвещение, 2013год
Целями изучения предмета «Технология» в начальной школе являются:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- освоение продуктивной проектной деятельности.
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика учебного предмета Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение технологии отводится в 4 классе - 35ч (1ч в неделю, 35 учебные недели). Содержание учебного предмета «Технология» 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания (5ч) Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(11ч) Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование(13ч) Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. 4. Практика работы на компьютере (6ч) Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Тематический план
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки Человек и земля (22 ч)
Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о полезных ископаемых, о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ», об истории возникновения олимпийских медалей, о технологии создания изделий из фаянса, о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, о технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, изготавливать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования электроприборами. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Осваивать правила тиснения фольги Человек и вода.(3ч)
Находить и отбирать информацию о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Знать способы очистки воды и способы экономного расходования воды, выполнять простейший фильтр из бумаги и
Уметь изготовлять струемер; выполнять браслет в технике узелкового плетения с использованием бусин Человек и воздух.(3 ч) Находить и отбирать информацию об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов, об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Человек и информация (7ч) Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Осваивать правила работы столярным ножом Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги н соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word . Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Применять правила работы на компьютере. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника» Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты Регулятивные У обучающегося будут сформированы умения:
- применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
- учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;
- создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
- определять необходимые этапы выполнения проекта;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
- корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью;
- работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
- определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи;
- прогнозировать возможные затруднения при определении способа выполнения изделия или изменении его конструкции;
- определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.
- выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
- использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
- использовать различные знаково-символические средства для представления информации,решения учебных и практических задач;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника;
- самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
- самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;
- самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
- работать с информацией, представленной в различных формах;
- обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
- овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
- осознанно и произвольно строить сообщение;
- строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
- создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями;
- находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
- вести диалог при работе в паре и группе;
- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- контролировать свои действия и действия партнёра;
- принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
- учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
- соотносить свою позицию с позицией партнёра:
- выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
- ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;
- ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека;
- осмысление видов деятельности человека на производстве;
- осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.);
- осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;
Предметные результаты Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
- Обучающийся научится:
- воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей, творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
- называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик,
- обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, электрик, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовки, такелажник,санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
- называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессий;
- определять основные этапы создания изделий на производстве;
- сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
- самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
- отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделия в зависимости от вида работы;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
- Обучающийся получит возможность:
- знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроение, добыча полезных ископаемых, производство фарфора, обувное, кондитерское, швейное, деревообрабатывающее производства, очистка воды, тепличное хозяйство, издательское дело;
- осмыслять или объяснять понятия: производственный процесс, производственный цикл;
- осмыслять понятие «универсальные профессии»;
- осмыслять значение производства для экономического развития страны;
- узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;
- знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
- воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
- осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
- выполнять самостоятельно проект.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
- Обучающийся научится:
- использовать конструктивные и художественные свойства материалов в зависимости от поставленной задачи;
- узнавать и называть свойства материалов
- осознанно выбирать материалы в соответствии с конструктивными особенностями изделия;
- выбирать в зависимости от свойств материалов технологические приёмы их обработки;
- выполнять эскизы, наброски и технические рисунки изделий;
- экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
- выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;
- пользоваться при разметке чертёжными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем), мелом;
- работать с технической документацией (технологическая карта);
- •выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе
- технологической карты;
Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п
Тема урока
Обучающая цель
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Сроки
понятия
предметные результаты
универсальные учебные действия (УУД)
личностные
результаты
план
факт
Человек и земля (22 ч)
1
Инструктаж по Т.Б. инструменты и материалы
Познакомить с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
технология
материалы
инструменты
технологический процесс
промышленность
- называть некоторые виды промпредприятий
-создавать условные обозначения на контурной карте России в раб.тетради
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей
-работать с информацией,
в различных формах
-выделять существенные признаки изучаемых объектов
-проявлять интерес к поисковой и исследовательской
деятельности
-иметь представление о
производствах, расположенных в нашем регионе
-осмыслять значение пром.производств для развития нашего государства
2 - 3
Вагоностроительный
завод Модель вагона
«Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
- называть основные элементы конструкции вагона, понимать особенности групповой проектной деятельности, изготовлять объемное изделие на основе разверток, овладевать навыками чернения чертежа,
-определять необходимые этапы выполнения проекта
-определять задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли
-вносить необходимые коррективы в процессе выполнения изделия
-положительно относиться к труду и проф. деятельности человека на производстве
-осмысливать значение этических норм(взаимопощь,
ответственность,
сочувствие, долг)
4 -5
Полезные ископаемые
Изделие: «Буровая вышка».
Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России.
полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик.
- создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия, находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающиеся добычей полезных ископаемых
-создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия
-определять необходимые этапы выполнения проекта
-оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога»
-положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве
-проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности
-проявлять инициативу в ситуации общения
6
Полезные ископаемые
Изделие «Малахитовая шкатулка».
Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России.
Профессия: мастер по камню.
поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
использовать прием смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков, объяснять способ создания изделия в технике мозаики
-выполнять мозаику из пластилина
-самостоятельно заполнять технологическую карту
-проводить анализ по собственным критериям
-осознавать причины успеха и неуспеха собственной деятельности
-бережно относиться к окружающей среде
-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов
7
Автомобильный завод.
Изделие «КамАЗ».
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ».
автомобильный завод, конвейер, операция. металл
- выполнять соединения между металлическими изделиями при помощи гаечного ключа и отвертки, используя винты и гайки, соединять в одном изделии
-проводить анализ изделия с целью заполнения технологической карты
-вносить конструкторские изменения в изготовляемое изделие
-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий
-осмыслять виды деятельности человека на производстве
-проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей
8
Автомобильный завод.
Изделие «Кузов грузовика»
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами.
-конвейер
-операция
-металл
- выполнять соединения между металлическими изделиями при помощи гаечного ключа и отвертки, используя винты и гайки, соединять в одном изделии
-проводить анализ изделия с целью заполнения технологической карты
-вносить конструкторские изменения в изготовляемое изделие
-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий
-осмыслять виды деятельности человека на производстве
-проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей
9
Монетный двор.
Проект «Медаль», изделие «Стороны медали»
«Медаль»
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом - тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту.
знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение.
- определять особенности формы и оформления в зависимости от назначения медали, использовать свойства материала(мет. Фольги) при изготовлении изделия, выполнять новый прием-тиснение по фольге
-выполнять новый прием-тиснение по фольге
-выполнять эскизы по заданной тематике
-переносить эскиз на фольгу при помощи кальки
-осмыслять этические предпочтения и ориентироваться на искусство как значимую сферу человеческой деятельности
-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов
10 - 11
Фаянсовый завод.
Изделия «Основа для вазы».
«Ваза».
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Профессии: скульптор, художник.
операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь,
декор.
- работать со скульптурным пластилином, применять приемы лепки, использовать правила работы с пластичными материалами
-выполнять эскиз конструкции и декора вазы
-использовать приемы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу
-работать над проектом, ставить цель, составлять план
-проводить самооценку
-положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве
-осмыслять значение промышленных производств для жизни человека и развития нашего государства
12 - 13
Швейная фабрика.
Изделие «Прихватка» «Птичка» Инструктаж по Т.Б. работы иглой, ножницами, циркулем.
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей.
Соблюдение правил
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.
- определять при помощи мерки свой размер, соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем, различать и применять ручные швы в практической работе
-анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы
-различать способ и результат действий
-оценивать свою деятельность в групповой парной работе
-осмыслять значение производства для экономического развития страны и нашего региона
-уважительно относиться к людям и результатам их деятельности
14
Скоро Новый год. Мягкая игрушка.
Изделие «Новогодняя игрушка»
Инструктаж по Т.Б. работы иглой, ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Соблюдение правил работы иглой, -ножницами, циркулем.
- мягкая игрушка.
использовать в практической работе технологию создания мягкой игрушки, выполнять шов «вперед иголку», сочетать различные виды материалов для создания одного изделия, определять размеры деталей по чертежу и вычерчивать лекало при помощи циркуля
-анализировать технологию изготовления мягкой игрушки, определять технологические этапы
-различать способ и результат действий
-оценивать свою деятельность в групповой парной работе
-осмыслять значение производства для экономического развития страны и нашего региона
-уважительно относиться к людям и результатам их деятельности
15
Обувная фабрика.
Изделие «Модель детской летней обуви».
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви.
Профессия: обувщик.
обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
классифицировать виды обуви, различать основные профессии обувного производства, снимать мерки и определять свой размер
-определять свой размер
-выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали изделия
-соблюдать правила работы с клеем и ножницами
-оценивать свою деятельность в парной работе
-проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно
-проявлять уважение и интерес к труду и профессиональной деятельности человека на производстве
-использовать навыки, полученные на уроке для самообслуживания
-бережно и уважительно относиться к окружающей среде
16 - 17
Деревообрабатывающее производство
Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»
Знакомство с новым материалом - древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины.
-древесина
Пиломатериалы текстура
-нож-косяк
- различать инструменты по работе с древесиной, обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять изделия с помощью клея, использовать различные материалы
-различать виды пиломатериалов и способы их производства
-декорировать изделие по собственному замыслу
-работать над проектом, составлять план
-проводить защиту проекта
-осмыслять значение производства для экономического развития страны и нашего региона
-уважительно относиться к людям и результатам их деятельности
18 - 19
Кондитерская фабрика.
Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье».
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках.
Профессии: кондитер, технолог-кондитер. какао-бобы, какао тёртое, какао-масло
- применять правила поведения при приготовлении при пищи, различать основные профессии кондитерского производства
-работать над проектом, ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием
-готовить пирожное, печенье
-соблюдать правила гигиены
-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий
-осмыслять значение взаимопомощи при выполнении изделия
-испытывать чувство ответственности, долга, сопереживания
-использовать навыки самообслуживания,
полученные на уроке в повседневной жизни
20 - 21
Бытовая техника.
Изделие «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».
Инструктаж по Т.Б.
работы с батарейкой
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой.
Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр.
бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.
- классифицировать бытовую технику, понимать значение использования бытовой техники человеком, собирать простую электрическую цепь при выполнении практической работы
-собирать модель лампы на основе простой электрической цепи, анализировать инструкцию по эксплуатации бытовой техники
-заполнять технологическую карту
-осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями
-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека
-проявлять интерес
к поисковой и исследовательской деятельности
22
Тепличное хозяйство
Проект «Цветы для школьной клумбы».
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека.
Профессии: агроном, овощевод. теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
- составлять рассказ об особенностях профессиональной деятельности агронома и овощевода, понимать основные сферы деятельности тепличного хозяйства
-самостоятельно заполнять технологическую карту
-выполнять посадку семян цветов
-подготавливать почву для выращивания рассады
-высаживать семена цветов
-определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения проекта
-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека
-проявлять интерес
к поисковой и исследовательской деятельности
Человек и вода.(3ч)
23
Водоканал.
Изделия «Фильтр для очистки воды»
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений.
водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
- называть способы очистки воды и способы экономного расходования воды, выполнять простейший фильтр из бумаги и пользоваться им, знать варианты применения воды
-изготовлять струемер
-проводить эксперимент по определению количества расходуемой воды при помощи струемера
-проводить самооценку
-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий
-осознавать важность экономного расходования воды
-бережно и уважительно относиться к окружающей среде
24
Порт.
Изделие «Канатная лестница»
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного.
Профессии: лоцман, локер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
- различать основные профессии людей, занятых в порту, освоить способы вязания морских узлов
-изготовлять лестницу с использованием способов крепления ступенек морскими узлами
-самостоятельно оформлять изделие
-определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и находить новые способы решения учебной задачи
-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека
-проявлять интерес
к поисковой и исследовательской деятельности
25
Узелковое плетение.
Изделие «Браслет»
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме.
-браслет
-макраме
- различать предметы, выполненные в технике макраме, освоить технологию выполнения двойного плоского узла на основе одинарного
-выполнять браслет в технике узелкового плетения с использованием бусин
-использовать бусины для оформления
-определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия
--учитывать интересы ,наклонности, способности и потребности других учеников
Человек и воздух.(3 ч)
26
Самолётостроение. Ракетостроение
Изделие: «Самолёт»
Инструктаж по Т.Б. работы иглой, ножницами, циркулем.
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты.
Профессии: лётчик, космонавт. самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
- сравнивать конструкции самолетов и ракет, определять последовательность сборки модели самолетов из конструкторов, использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом
-составлять план сборки на основе анализа готового изделия
-самостоятельно выполнять изделие по образцу
-вносить изменения в конструкцию изделия
-проводить самооценку, обсуждать и изменять план в зависимости от условий
-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека
-осмыслять значение промышленных производств для развития нашего государства
27
Ракета-носитель.
Изделие «Ракета-носитель».
Инструктаж по Т.Б. работы иглой, ножницами, циркулем.
Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты.
-ракета-носитель
- определять свойства, виды бумаги, выполнять самостоятельно чертеж деталей при помощи линейки и циркуля
трансформировать лист бумаги в объемные геометрические тела
-самостоятельно декорировать изделие
-оценивать свою деятельность в групповой и парной работе
-определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в прооцесс выполнения изделия
-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека
-осмыслять значение промышленных производств для развития нашего государства
28
Воздушный змей.
Изделие «Воздушный змей».
Знакомство с историей возникновения воздушного змея.
каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.
- применять на практике правила разметки деталей путем сгибания, сочетать в изделии различные материалы
-освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием
-определять последовательность выполнения работы
-гордиться достижениями своей страны в области исследования космоса
-проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности
Человек и информация. (7ч)
29 - 30
Издательское дело.
Оформление титульного листа. Работа с таблицами
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, титульный лист. таблица, строка, столбец
- определять виды печатной продукции, составлять рассказ об особенностях работы издательства, выделять основные элементы книги, пользоваться программой Word для написания текста
-создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника» освоить набор текста
-определять и устанавливать число строк и столбцов
-выделять этапы издания книги
-определять этапы технологического процесса издания книги, кот. можно воспроизвести в классе
-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов
--проявлять интерес
к поисковой и исследовательской деятельности
31 - 34
Содержание книги.
Содержание в текстовом редакторе
Microsoft Word
Переплетные работы.
Изделие «Книга. Дневник путешественника») Инструктаж по Т.Б.
работы с шилом и иглой.
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле.
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил
-содержание
-ИКТ
-НИТ
шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.
содержание книги - применять в практической работе один из способов сшивания книжного блока-втачку, понимать значение различных элементов при выполнении переплета
-распечатывать текст
-использовать последовательность работы в составлении содержания
-контролировать свою деятельность
-создавать эскиз книжки
- создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника» освоить набор текста -проводить самооценку
-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов
35
Итоговый урок.
-чему научились за год
использовать знания, умения,
полученные по курсу «Технология»
-оценить свою работу за год обучения
-презентовать свои работы
-положительно относиться к предметно-практической деятельности
Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся: Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: - четкость, полнота и правильность ответа; - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием.
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четвертная отметка складывается из учета текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учетом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа
Учебник
Учебное пособие
Методическое пособие
Дидактические материалы
Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы Просвещение, 2013год
Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова Технология. 4 класс,
П, 2013 год
Роговцева Н. И., Анащенкова С.В.Технология. 4класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений
П.,2013год
Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. П., 2013год,
Коллекции «Бумага и картон», «ткани»
Электронное приложение к учебнику Технология,4 класс (диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О.А.Петрова, М.О. Майсурадзе, В.А.Мотылева