Рабочая программа по предмету

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к программе по «Технологии» для 4 класса


Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии, авторской программы Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой. «Технология», сборника рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений М. Просвещение, 2013год
Целями изучения предмета «Технология» в начальной школе являются:

  • овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • освоение продуктивной проектной деятельности.
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Общая характеристика учебного предмета Теоретической основой данной программы являются:
  • системно-деятельностный подход
  • теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Основные задачи курса:
  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира - в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение технологии отводится в 4 классе - 35ч (1ч в неделю, 35 учебные недели). Содержание учебного предмета «Технология» 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания (5ч) Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(11ч) Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование(13ч) Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. 4. Практика работы на компьютере (6ч) Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Тематический план

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся
Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и пра­вилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубри­ки «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познако­миться с критериями оценки качества выполнения изделий для осу­ществления самоконтроля и самооценки Человек и земля (22 ч)
Находить и отбирать информацию об истории развития железнодо­рожного транспорта в России, о полезных ископаемых, о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ», об истории возникновения олим­пийских медалей, о технологии создания изделий из фаянса, о технологии производства одеж­ды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, о технологии производства обу­ви и профессиональной деятельности людей, о древесине, её свойствах, технологии производства пило­материалов о технологии производства кон­дитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности лю­дей, работающих на кондитерском производстве, о технологии выращивания растений в теплицах и профес­сиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), уха­живать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, изго­тавливать мини-теплицу из бытовых материалов для создания мик­роклимата. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи нож­ниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструмен­тов. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и со­ставлять на их основе общие правила пользования электроприбора­ми. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Осваивать правила тисне­ния фольги Человек и вода.(3ч)

Находить и отбирать информацию о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Знать способы очистки воды и способы экономного расходования воды, выполнять простейший фильтр из бумаги и

Уметь изготовлять струемер; выполнять браслет в технике узелкового плетения с использованием бусин Человек и воздух.(3 ч) Находить и отбирать информацию об истории развития самолётостроения, о видах и назна­чении самолётов, об истории возникновения и конструктивных особеннос­тях воздушных змеев Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. Осваивать правила размет­ки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Человек и информация (7ч) Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Ос­ваивать правила работы столярным ножом Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Созда­вать эскиз обложки книги н соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом ре­дакторе Microsoft Word . Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Применять правила работы на компьютере. Составлять рассказ для пре­зентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использо­вать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путеше­ственника» Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ из­готовления, практическое использование.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты Регулятивные У обучающегося будут сформированы умения:

  • применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
  • учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;
  • создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
  • определять необходимые этапы выполнения проекта;
  • планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной учебной задачей;
  • проводить контроль и рефлексию своих действий само­стоятельно;
  • корректировать своё поведение в соответствии с опреде­лённой ролью;
• оценивать свою деятельность в групповой и парной рабо­те на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога». Обучающийся получит возможность для формирования умений:
  • работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
  • самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
  • определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи;
  • прогнозировать возможные затруднения при определе­нии способа выполнения изделия или изменении его конструкции;
  • определять правильность выполнения действий и вно­сить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.
Познавательные У обучающегося будут сформированы умения:
  • выделять из текста информацию о технологии производ­ственного процесса;
  • использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
  • использовать различные знаково-символические сред­ства для представления информации,решения учебных и практических задач;
  • использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника;
  • самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
  • самостоятельно находить закономерности, устанавли­вать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;
  • самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
  • работать с информацией, представленной в различных формах;
  • обобщать, классифицировать и систематизировать из­учаемый материал по заданным критериям;
  • овладевать общими закономерностями решения познава­тельных и практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования умений: • осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреж­дения;
  • осознанно и произвольно строить сообщение;
  • строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
  • создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
  • осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными ус­ловиями;
  • находить информацию в соответствии с заданными тре­бованиями.
Коммуникативные У обучающегося будут сформированы умения:
  • вести диалог при работе в паре и группе;
  • находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
  • строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
  • контролировать свои действия и действия партнёра;
  • принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и об­суждении;
  • проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
  • учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
  • соотносить свою позицию с позицией партнёра:
  • выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
  • ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.

Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
  • положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;
  • ценностное и бережное отношение к результату профес­сиональной деятельности человека;
  • осмысление видов деятельности человека на производ­стве;
  • осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.);
  • осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;
•интерес к поисковой и исследовательской деятельности широкая познавательная мотивация; •ориентация на понимание причин успеха и неуспех) в учебной деятельности; •критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям; •этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долгсочувствие, сопереживание); •интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей; •представление о производствах, расположенных в регионе проживания ученика, и профессиях, необходимых на данных производствах; •навыки самообслуживания. Обучающийся получит возможность для формирования: •внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умения оценивать результат своей деятельности; •умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; •осознания причин успешности и не успешности собственной деятельности; •осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействию; •бережного отношения к окружающей среде; •осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания; •уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности; •этических чувств (гордость, ответственность, стыд); •осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности; •потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов; •умения учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности и потребности других учеников.
Предметные результаты Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
  • Обучающийся научится:
  • воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей, творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
  • называть основные виды профессиональной деятельно­сти человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик,
  • обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, электрик, аг­роном, овощевод, лоцман, докер, швартовки, такелажник,санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
  • называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей дан­ных профессий;
  • определять основные этапы создания изделий на производстве;
  • сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последова­тельностью этапов выполнения изделия на уроке;
  • самостоятельно анализировать и контролировать соб­ственную практическую деятельность;
  • отбирать и при необходимости заменять материалы и ин­струменты для выполнения изделия в зависимости от вида ра­боты;
  • проводить самостоятельный анализ простейших предме­тов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • находить в тексте этапы технологии изготовления из­делия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
  • Обучающийся получит возможность:
  • знакомиться с производством и производственными ци­клами: вагоностроение, добыча полезных ископаемых, произ­водство фарфора, обувное, кондитерское, швейное, деревообра­батывающее производства, очистка воды, тепличное хозяйство, издательское дело;
  • осмыслять или объяснять понятия: производственный процесс, производственный цикл;
  • осмыслять понятие «универсальные профессии»;
  • осмыслять значение производства для экономического развития страны;
  • узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;
  • знакомиться с процессом создания изделий на производ­стве;
  • воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
  • осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
  • выполнять самостоятельно проект.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  • Обучающийся научится:
  • использовать конструктивные и художественные свой­ства материалов в зависимости от поставленной задачи;
  • узнавать и называть свойства материалов
  • осознанно выбирать материалы в соответствии с кон­структивными особенностями изделия;
  • выбирать в зависимости от свойств материалов техноло­гические приёмы их обработки;
  • выполнять эскизы, наброски и технические рисунки из­делий;
  • экономно расходовать используемые материалы при вы­полнении изделия;
  • выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;
  • пользоваться при разметке чертёжными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем), мелом;
  • работать с технической документацией (технологическая карта);
  • •выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе
  • технологической карты;



Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


п/п

Тема урока

Обучающая цель

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Сроки

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные
результаты

план

факт

Человек и земля (22 ч)

1

Инструктаж по Т.Б. инструменты и материалы

Познакомить с учебником и рабочей тетрадью, условны­ми обозначениями, критериями оценки изделия по раз­ным основаниям.

технология

материалы

инструменты

технологический процесс

промышленность

- называть некоторые виды промпредприятий

-создавать условные обозначения на контурной карте России в раб.тетради

-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей

-работать с информацией,

в различных формах

-выделять существенные признаки изучаемых объектов

-проявлять интерес к поисковой и исследовательской

деятельности

-иметь представление о

производствах, расположенных в нашем регионе

-осмыслять значение пром.производств для развития нашего государства

2 - 3

Вагоностроительный

завод Модель вагона

«Ходовая часть (тележка)», «Кузов ваго­на», «Пассажирский вагон»

Знакомство с историей развития железных дорог в Рос­сии, с конструкцией вагонов разного назначения. Со­здание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сбор­ка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.

машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходо­вая часть, кузов вагона, рама кузова.

- называть основные элементы конструкции вагона, понимать особенности групповой проектной деятельности, изготовлять объемное изделие на основе разверток, овладевать навыками чернения чертежа,

-определять необходимые этапы выполнения проекта

-определять задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли

-вносить необходимые коррективы в процессе выполнения изделия

-положительно относиться к труду и проф. деятельности человека на производстве

-осмысливать значение этических норм(взаимопощь,

ответственность,

сочувствие, долг)

4 -5

Полезные ископаемые

Изделие: «Буровая вышка».

Знакомство с полезными ископаемы­ми, способами их добычи и расположением месторож­дений на территории России.

полезные ископаемые, месторождение, неф­тепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик.

- создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия, находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающиеся добычей полезных ископаемых

-создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия

-определять необходимые этапы выполнения проекта

-оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога»

-положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве

-проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности

-проявлять инициативу в ситуации общения

6

Полезные ископаемые

Изделие «Малахитовая шкатулка».

Знакомство с полезными ископаемы­ми, способами их добычи и расположением месторож­дений на территории России.

Профессия: мастер по камню.

поделочные камни, имитация, мозаика, рус­ская мозаика.

использовать прием смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков, объяснять способ создания изделия в технике мозаики

-выполнять мозаику из пластилина

-самостоятельно заполнять технологическую карту

-проводить анализ по собственным критериям

-осознавать причины успеха и неуспеха собственной деятельности

-бережно относиться к окружающей среде

-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов

7

Автомобильный завод.

Изделие «КамАЗ».

Знакомство с производственным циклом создания ав­томобиля «КамАЗ».

автомобильный завод, конвейер, операция. металл

- выполнять соединения между металлическими изделиями при помощи гаечного ключа и отвертки, используя винты и гайки, соединять в одном изделии

-проводить анализ изделия с целью заполнения технологической карты

-вносить конструкторские изменения в изготовляемое изделие

-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий

-осмыслять виды деятельности человека на производстве

-проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей

8

Автомобильный завод.

Изделие «Кузов грузовика»

Знакомство с производственным циклом создания ав­томобиля Работа с металлическим и пластмассовым конструкто­рами.

-конвейер

-операция

-металл

- выполнять соединения между металлическими изделиями при помощи гаечного ключа и отвертки, используя винты и гайки, соединять в одном изделии

-проводить анализ изделия с целью заполнения технологической карты

-вносить конструкторские изменения в изготовляемое изделие

-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий

-осмыслять виды деятельности человека на производстве

-проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей

9

Монетный двор.

Проект «Медаль», изделие «Стороны медали»

«Медаль»

Знакомство с основами чеканки медалей, особеннос­тями формы медали. Овладение новым приёмом - тиснением по фольге. Совершенствование умения за­полнять технологическую карту.

знак отличия, рельефный рисунок, контр­рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение.

- определять особенности формы и оформления в зависимости от назначения медали, использовать свойства материала(мет. Фольги) при изготовлении изделия, выполнять новый прием-тиснение по фольге

-выполнять новый прием-тиснение по фольге

-выполнять эскизы по заданной тематике

-переносить эскиз на фольгу при помощи кальки

-осмыслять этические предпочтения и ориентироваться на искусство как значимую сферу человеческой деятельности

-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов

10 - 11

Фаянсовый завод.

Изделия «Основа для вазы».

«Ваза».

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдель­ных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной дея­тельности людей, работающих на фабриках по произ­водству фаянса.

Профессии: скульптор, художник.

операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь,

декор.

- работать со скульптурным пластилином, применять приемы лепки, использовать правила работы с пластичными материалами

-выполнять эскиз конструкции и декора вазы

-использовать приемы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу

-работать над проектом, ставить цель, составлять план

-проводить самооценку

-положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве

-осмыслять значение промышленных производств для жизни человека и развития нашего государства

12 - 13

Швейная фабрика.

Изделие «Прихватка» «Птичка» Инструктаж по Т.Б. работы иглой, нож­ницами, циркулем.

Знакомство с технологией производственного процес­са на швейной фабрике и профессиональной деятель­ностью людей.

Соблюдение правил

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Кустарное производство, массовое производ­ство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.

- определять при помощи мерки свой размер, соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем, различать и применять ручные швы в практической работе

-анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы

-различать способ и результат действий

-оценивать свою деятельность в групповой парной работе

-осмыслять значение производства для экономического развития страны и нашего региона

-уважительно относиться к людям и результатам их деятельности

14

Скоро Новый год. Мягкая игрушка.

Изделие «Новогодняя игрушка»

Инструктаж по Т.Б. работы иглой, нож­ницами, циркулем.

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Соблю­дение правил работы иглой, -ножницами, циркулем.

- мягкая игрушка.

использовать в практической работе технологию создания мягкой игрушки, выполнять шов «вперед иголку», сочетать различные виды материалов для создания одного изделия, определять размеры деталей по чертежу и вычерчивать лекало при помощи циркуля

-анализировать технологию изготовления мягкой игрушки, определять технологические этапы

-различать способ и результат действий

-оценивать свою деятельность в групповой парной работе

-осмыслять значение производства для экономического развития страны и нашего региона

-уважительно относиться к людям и результатам их деятельности

15

Обувная фабрика.

Изделие «Модель детской летней обуви».

Знакомство с историей создания обуви. Виды матери­алов, используемых для производства обуви.

Профессия: обувщик.

обувь, обувная пара, натуральные материа­лы, искусственные материалы, синтетические матери­алы, модельная обувь, размер обуви.

классифицировать виды обуви, различать основные профессии обувного производства, снимать мерки и определять свой размер

-определять свой размер

-выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали изделия

-соблюдать правила работы с клеем и ножницами

-оценивать свою деятельность в парной работе

-проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно

-проявлять уважение и интерес к труду и профессиональной деятельности человека на производстве

-использовать навыки, полученные на уроке для самообслуживания

-бережно и уважительно относиться к окружающей среде

16 - 17

Деревообрабатывающее производство

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Знакомство с новым материалом - древесиной, пра­вилами работы столярным ножом и последователь­ностью изготовления изделий из древесины.

-древесина

Пиломатериалы текстура

-нож-косяк

- различать инструменты по работе с древесиной, обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять изделия с помощью клея, использовать различные материалы

-различать виды пиломатериалов и способы их производства

-декорировать изделие по собственному замыслу

-работать над проектом, составлять план

-проводить защиту проекта

-осмыслять значение производства для экономического развития страны и нашего региона

-уважительно относиться к людям и результатам их деятельности

18 - 19

Кондитерская фабрика.

Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье».

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шо­колада из какао-бобов. Знакомство с профессиями лю­дей, работающих на кондитерских фабриках.

Профессии: кондитер, технолог-кондитер. какао-бобы, какао тёртое, ка­као-масло

- применять правила поведения при приготовлении при пищи, различать основные профессии кондитерского производства

-работать над проектом, ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием

-готовить пирожное, печенье

-соблюдать правила гигиены

-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий

-осмыслять значение взаимопомощи при выполнении изделия

-испытывать чувство ответственности, долга, сопереживания

-использовать навыки самообслуживания,

полученные на уроке в повседневной жизни

20 - 21

Бытовая техника.

Изделие «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».

Инструктаж по Т.Б.

работы с бата­рейкой

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значе­нием в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с бата­рейкой.

Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромон­тёр.

бытовая техника, бытовое электрооборудова­ние, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.

- классифицировать бытовую технику, понимать значение использования бытовой техники человеком, собирать простую электрическую цепь при выполнении практической работы

-собирать модель лампы на основе простой электрической цепи, анализировать инструкцию по эксплуатации бытовой техники

-заполнять технологическую карту

-осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями

-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека

-проявлять интерес

к поисковой и исследовательской деятельности

22

Тепличное хозяйство

Проект «Цветы для школьной клумбы».

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмыс­ление значения теплиц для жизнедеятельности челове­ка.

Профессии: агроном, овощевод. теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

- составлять рассказ об особенностях профессиональной деятельности агронома и овощевода, понимать основные сферы деятельности тепличного хозяйства

-самостоятельно заполнять технологическую карту

-выполнять посадку семян цветов

-подготавливать почву для выращивания рассады

-высаживать семена цветов

-определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения проекта

-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека

-проявлять интерес

к поисковой и исследовательской деятельности

Человек и вода.(3ч)

23

Водоканал.

Изделия «Фильтр для очистки воды»

Знакомство с системой водоснабжения города. Значе­ние воды в жизни человека и растений.

водоканал, струемер, фильтрация, ультрафи­олетовые лучи.

- называть способы очистки воды и способы экономного расходования воды, выполнять простейший фильтр из бумаги и пользоваться им, знать варианты применения воды

-изготовлять струемер

-проводить эксперимент по определению количества расходуемой воды при помощи струемера

-проводить самооценку

-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий

-осознавать важность экономного расходования воды

-бережно и уважительно относиться к окружающей среде

24

Порт.

Изделие «Канатная лестница»

Знакомство с работой порта и профессиями людей, ра­ботающих в порту. Освоение способов крепления пред­метов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного.

Профессии: лоцман, локер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Порт, причал, док, карантин, военно-морс­кая база, морской узел.

- различать основные профессии людей, занятых в порту, освоить способы вязания морских узлов

-изготовлять лестницу с использованием способов крепления ступенек морскими узлами

-самостоятельно оформлять изделие

-определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и находить новые способы решения учебной задачи

-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека

-проявлять интерес

к поисковой и исследовательской деятельности

25

Узелковое плетение.

Изделие «Браслет»

Знакомство с правилами работы и последователь­ностью создания изделий в технике макраме.

-браслет

-макраме

- различать предметы, выполненные в технике макраме, освоить технологию выполнения двойного плоского узла на основе одинарного

-выполнять браслет в технике узелкового плетения с использованием бусин

-использовать бусины для оформления

-определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия

--учитывать интересы ,наклонности, способности и потребности других учеников

Человек и воздух.(3 ч)

26

Самолётостроение. Ракетостроение

Изделие: «Самолёт»

Инструктаж по Т.Б. работы иглой, нож­ницами, циркулем.

Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструк­ции самолёта и космической ракеты.

Профессии: лётчик, космонавт. самолёт, картограф, космическая ракета, ис­кусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.

- сравнивать конструкции самолетов и ракет, определять последовательность сборки модели самолетов из конструкторов, использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом

-составлять план сборки на основе анализа готового изделия

-самостоятельно выполнять изделие по образцу

-вносить изменения в конструкцию изделия

-проводить самооценку, обсуждать и изменять план в зависимости от условий

-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека

-осмыслять значение промышленных производств для развития нашего государства

27

Ракета-носитель.

Изделие «Ракета-носитель».

Инструктаж по Т.Б. работы иглой, нож­ницами, циркулем.

Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты.

-ракета-носитель

- определять свойства, виды бумаги, выполнять самостоятельно чертеж деталей при помощи линейки и циркуля

трансформировать лист бумаги в объемные геометрические тела

-самостоятельно декорировать изделие

-оценивать свою деятельность в групповой и парной работе

-определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в прооцесс выполнения изделия

-бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека

-осмыслять значение промышленных производств для развития нашего государства

28

Воздушный змей.

Изделие «Воздушный змей».

Знакомство с историей возникновения воздушного змея.

каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стаби­лизатор.

- применять на практике правила разметки деталей путем сгибания, сочетать в изделии различные материалы

-освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием

-определять последовательность выполнения работы

-гордиться достижениями своей страны в области исследования космоса

-проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности

Человек и информация. (7ч)

29 - 30

Издательское дело.

Оформление титульного листа. Работа с таблицами

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Зна­комство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Создание таблицы в программе Microsoft Word.

Профессии: редактор, технический редактор, коррек­тор, художник.

издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, титульный лист. таблица, строка, столбец

- определять виды печатной продукции, составлять рассказ об особенностях работы издательства, выделять основные элементы книги, пользоваться программой Word для написания текста

-создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника» освоить набор текста

-определять и устанавливать число строк и столбцов

-выделять этапы издания книги

-определять этапы технологического процесса издания книги, кот. можно воспроизвести в классе

-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов

--проявлять интерес

к поисковой и исследовательской деятельности

31 - 34

Содержание книги.

Содержание в текстовом редакторе

Microsoft Word

Переплетные работы.

Изделие «Книга. Дневник путешественника») Инструктаж по Т.Б.

работы с шилом и иг­лой.

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле.

Знакомство с переплётными работами. Способ соеди­нения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил

-содержание

-ИКТ

-НИТ

шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.

содержание книги - применять в практической работе один из способов сшивания книжного блока-втачку, понимать значение различных элементов при выполнении переплета

-распечатывать текст

-использовать последовательность работы в составлении содержания

-контролировать свою деятельность

-создавать эскиз книжки

- создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника» освоить набор текста -проводить самооценку

-испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов

35

Итоговый урок.

-чему научились за год

использовать знания, умения,

полученные по курсу «Технология»

-оценить свою работу за год обучения

-презентовать свои работы

-положительно относиться к предметно-практической деятельности

Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся: Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: - четкость, полнота и правильность ответа; - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием.

Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.

Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия

Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.

Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четвертная отметка складывается из учета текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учетом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа

Учебник

Учебное пособие

Методическое пособие

Дидактические материалы

Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы Просвещение, 2013год

Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова Технология. 4 класс,

П, 2013 год

Роговцева Н. И., Анащенкова С.В.Технология. 4класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений

П.,2013год

Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. П., 2013год,

Коллекции «Бумага и картон», «ткани»

Электронное приложение к учебнику Технология,4 класс (диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О.А.Петрова, М.О. Майсурадзе, В.А.Мотылева

© 2010-2022